О митрополите Киевском и Владимирском Петре

О СВЯТИТЕЛЕ ПЕТРЕ

Радио «Радонеж», Москва.
Отекстовка: Сергей Пилипенко, 21 декабря 2015 (3 января 2016), ко дню митрополита Московского Петра.


Добрый вечер, братья и сестры! Обращаю ваше внимание на то, что 21 декабря нашего церковного календаря, или 3 января западного календаря, которым мы вынужденно пользуемся, память святителя Московского Петра, всея России чудотворца.

Он преставился в 1326 году и был, несомненно, великим светочем Церкви. Достаточно сказать, что уже в XV веке, отчасти даже в конце XIV века практически в любом храме была его икона. И очень часто в XV веке икона святителя Петра вставлялась в деисусный чин. Сейчас этот чин располагается в иконостасе третьим снизу, первоначально он располагался вторым. В центре деисуса находится икона Спаса Вседержителя, а к нему соответственно справа и слева попарно обращаются Пресвятая Богородица и святой Иоанн Предтеча, затем архангелы Михаил и Гавриил, затем апостолы Петр и Павел, а дальше по-разному. Его иконы известны уже с начала XV века, а некоторые, может быть, даже с конца XIV века.

Мы до сих пор мало почитаем своих угодников Божьих. Святитель Московский Киприан XIV века, современник святого князя Дмитрия Донского, упрекал русских (текст известен), что среди русских много угодников Божьих, но русские невнимательны и не почитают их. А Киприан имел право такое говорить, он был болгарин и сам написал житие святителя Петра.

Святитель Петр был галичанином, то есть южнорусом или даже, если хотите, юго-западным русичем. Крайний юго-запад Русской земли — это Галиция, теперь потерянная нами как часть нашего государства, да еще наводненная униатами, потому что слишком много православных убили в Галиции, в том числе в XX веке. Так вот, он происходил из Галиции, был игуменом Радского монастыря и выдающимся иконописцем. К сожалению, мы точно не знаем ни одной иконы святителя Петра. Есть подозрения, что некоторые иконы его кисти, но точных сведений нету. Однако как иконописца его уважали на родине иконописания — в Византийской империи.

Святитель Петр был избран митрополитом российским после своего святого предшественника грека Максима и таким образом находится в череде святителей Московских и в череде особо почитаемых святителей российских. Собственно Московским святителем Петр не был, он был Киевским и Владимирским, как его предшественник Максим, как предшественник Максима Киевский митрополит Кирилл, до сих пор не канонизованный, хотя тоже великий святитель на Русской земле. Петр был третьим святителем после нашествия Орды, и был поразительным. Он нечеловеческими усилиями в тяжелейшей ситуации удерживал мир в Русской земле. И он поддержал будущую строительницу России — Москву.

Петр действительно не был Московским. Он не переносил, между прочим, кафедру митрополита в Москву, как иногда пишут в не очень компетентных книгах. Но он сделал большее своими трудами и своими молитвами. Он воспитал еще юного Ивана, будущего великого князя, будущего Калиту, настоящим православным, настоящим церковным политиком, чего нам сейчас так не хватает.

Он предрек, провидчески предрек особое будущее место Москвы, тогда крошечного деревянненького городка. Тогда в Москве был один каменный храм, первый храм Данилова монастыря конца XIII века, совершенно нам неизвестный. А в общем Москва была небольшой и деревянненькой. Он предрек будущее Москвы как великого православного града, и Москва таки стала великим православным градом, заметьте, по воле Божьей, но и по молитвам святителя Петра. Потому русские люди, видимо, должны особенно молиться святителю Петру. А уж москвичи-то, всем ему обязанные, должны постоянно молиться святителю Петру. И, наконец, Господу было угодно закрепить это в 1326 году, когда святитель Петр и скончался в Москве, не Московским, повторяю, а Владимиро-Киевским митрополитом. Однако он заложил в Москве первый, Успенский собор, умер в Москве и был погребен в основанном им Успенском соборе.

Можно много еще говорить о нем, о его миротворческой деятельности, например, но для небольшой радиопередачи достаточно вот этого. Молитесь, москвичи, святителю Петру!


БЕСЕДА О СВЯТИТЕЛЕ ПЕТРЕ

Радио «Радонеж», Москва.


Несомненно, вы, дорогие братья, неоднократно слышали это имя, встречали его в книгах, и не только в церковных. Например, можно почитать о святителе Петре в замечательном романе современного нашего исторического писателя Дмитрия Балашова «Великий стол». Тем не менее хочу среди огромного материала, с ним связанного, затронуть сейчас только одну историческую тему.

Он скончался в 1326 году, и мы почитаем его митрополитом Московским, а ведь он не был ни одного дня в своей жизни митрополитом Московским. Он был митрополитом Киевским и Владимирским — двух далеко разнесенных между собой городов. Это уже само по себе уникальный случай в истории Вселенской церкви. Киев и Владимир, прямо скажем, не соседние города одной епархии в почетном титуле архиерея. Например, «Санкт-Петербуржский и Ладожский» — это понятно, а вот «Киевский и Владимирский» — не очень. И откуда взялось еще «митрополит Московский»? А вот посмотрите откуда.

После вторжения западных и восточных полчищ, после гибели в осажденном ордынцами Киеве митрополита Иосифа некоторое время никто не занимал эту кафедру. Затем ее занимает митрополит Кирилл, о котором мне доводилось говорить в этих передачах. Родом галичанин, русский, он пребывает в Киеве и во Владимире, но во Владимире, пожалуй, больше. Он вынужден ездить между первопрестольной столицей и фактическим центром жизни чуть не погибшей, едва не исчезнувшей, но чающей возрождения Руси. Его преемник митрополит Максим, грек, уже почти все время пребывает во Владимире. С разрешения патриарха Владимир — постоянное место пребывания русского первоиерарха. В Киеве он бывает уже наездами.

За Максимом следует Петр. После кончины святителя Максима восточно-русские области во главе с Тверью предложили своего кандидата, а Галицкая Русь — своего, Радского игумена Петра. Положение было сложным. Надо было выбирать не только достойного кандидата, но как это бывает в жизни церкви, решать сложную политическую коллизию. Обойти галицкого ставленника было опасно потому, что Галицкий князь Юрий, человек слабый, женатый на польке, был окружен поляками, западное влияние в княжестве нарастало и становилось опасным. Казалось бы, оттуда и кандидат опасен. Но отказать Галицкому князю и его окружению тоже было опасно. Тем самым можно было подтолкнуть его в объятия римо-католиков.

Тверской же кандидат казался, несомненно, надежнее галицкого. Тверского князя толкнуть в объятия католиков или мусульман было не опасно. Потому отказать тверскому кандидату было легче. В Константинополе увидели в Радском игумене великого подвижника пламенной православной веры. Он был ученый человек, очень тонкий, прославленный иконописец. Он был свободен от мирских привязанностей. Его жизнь принадлежала Богу и Церкви. Он был, как, несомненно, увидели в Константинополе, не менее надежным первоиерархом, чем тверской кандидат, и отказали тверскому.

Митрополит Петр почти все время пребывает во Владимире, хотя ездит по всем своим епархиям и в восточной, и в западной Руси.

Его преемником будет грек Феогност. И только после него митрополитом впервые будет москвич, святитель Алексий.

А теперь посмотрите на панораму этих имен, на их происхождение. Немало важно, кто они были этнически. Посмотрите на череду русских митрополитов от вторжения Батыя: Кирилл, русский, галичанин; Максим, грек; Петр, снова русский и снова галичанин; Феогност, грек; Алексий, москвич; Киприан, болгарин; Фотий, грек. А задача их была одна и та же, задача патриархии и задача митрополии: во что бы то ни стало сохранить единство Русской церкви ценой противоканоничного сохранения одной митрополии. Слишком велики были границы митрополии, но прозревая будущее, великие святители готовили преемницу Византии, готовили будущую единую православную Россию.

Готовил ее и святитель Петр. Более того, он стремился елико возможно не ссориться с великим князем Твери, но самых энергичных людей Русской земли видел среди москвичей. А самые энергичные люди более всех нуждались в христианском просвещении и воспитании. Стараниями митрополита Петра Московский княжеский род, пожалуй, стал, если то возможно, самым православным княжеским родом на Руси. Посмотрите на имена в других княжеских домах, они традиционны: Юрий, Александр, Федор, Михаил, Дмитрий, иногда даже старинные языческие княжеские имена, такие, как Ярослав. Ну, помимо них, конечно, были еще и крестильные, православные имена. А как зовут московских князей? Нетипично, не по-княжески, но зато очень церковно: Иван, Семен. Иоанн и Симеон — совсем не княжеские имена, Москва сделала их княжескими. Вот плод воспитания Петра. Он готовил преемницу Византии. Он и скончался в Москве. Последние месяцы он жил в Москве и в Москве же умер. Он не стал митрополитом Московским, но предсказал будущее величие Москвы — столицы православного царства, которое сможет принять эстафетную палочку из рук угасающей Византии.

И сегодня, в день памяти святителя Петра нам не мешает лишний раз напомнить, что каждый раз, когда мы уступаем тем, кто стремится вырвать эту эстафетную палочку, тем, кто стремится сделать Россию нехристианской державой или маленьким, незаметным, не играющим роли, не могущим заступиться за Вселенскую церковь государствишком, мы ведем себя не по-христиански, мы нарушаем свой долг, и нам за то в ответе быть. И святитель Петр Московский станет на Страшном суде пред Судьей нашим обвинителем, если мы будем разрушителями его дела.


Рецензии