попутчица

               
В купе скорого поезда Харьков-Владивосток менялись пассажиры. И только мы со Светланой ехали дальше всех. Нам с ней нужно было ехать вместе трое суток. Я ехала в отпуск к дочери в Улан-Удэ, а моя попутчица, ещё дальше, до Читы. Разговорились и как часто бывает в дороге не знакомому человеку можно многое рассказать, что бы не рассказал родственнику. Оказалось, что она -тоже ехала к дочери, но только на постоянное место жительства. Я это сразу отметила, что у моей соседки много багажа, когда она ещё садилась в поезд. Мои дети служили в военном городке в километрах тридцати от города и на вокзале они должны были меня встречать.

Светлана, так звали мою попутчицу, женщина лет сорока пяти, высокая и стройная. Не красавица, большие круглые глаза на выкате. Но меня поразил цвет её глаз. Они были какие-то светло- серые. Цвет глаз был не обычным, я людей с такими большими и блёклыми глазами ещё не встречала в своей жизни. Первое время она задумчиво смотрела в окно ни с кем не разговаривала и часто вздыхала. Что-то не ладно на душе у неё, отметила я про себя. И когда она рассказала всё о себе, я подумала, какая не лёгкая судьба у этой женщины.

Говорят, когда родится ребёнок, то бог целует его в темечко. А вот, видимо, когда я родилась, он забыл это сделать. Так начала она свой рассказ. Вот и судьба поэтому у меня такая несуразная. Я как будто повторяю судьбу своей матери. Моя мать во время войны уехала из колхоза в город в ФЗО. Училась там на швею и жила в общежитии. Из колхоза иначе было не выбраться, отпускали молодёжь только для поступления в ФЗО. Окончив его, она должна была отработать определённый срок на швейной фабрике. Работали по двенадцать часов за машинкой - шили телогрейки для фронта. Было очень тяжело целый день строчить на машинке не разгибая спины. После окончания ФЗО, жить пришлось на съёмной квартире.

К тому времени, бабушка тоже переехала жить в город к сыну со снохой. Но квартира у них была маленькая и там не было места для моей матери. Бабушке очень хотелось пристроить её, выдать замуж. Когда кончилась война ей было уже восемнадцать лет. И бабушка нашла ей жениха. Как-то на базаре, она встретила односельчанку которая давно уехала из деревни в город. Разговорились.  Оказывается у неё сын вернулся с войны раненным в ногу. У него была раздроблена коленная чашечка, нога не разгибалась и он ходил с палочкой. -"Ну и что, что хромой, зато живой вернулся"- сказала ей бабушка. -"А вот мой пропал без вести и не знаю, то ли жив, то ли убит."- Они поговорили и решили свести мою мать с её сыном. Он оказался старше моей матери на пять лет. Матери он сразу не понравился. Инвалид и страшненький какой-то, глаза белёсые и на выкате. Вот я копия отец. Мать-то у меня красивая была, только худая и высокая. -"Чего ты брыкаешься?"-говорила ей бабушка. -"Где они женихи-то? Из кого выбирать? Всех на войне поубивало. Что ты век по квартирам мотаться будешь? А у них свой дом, жить есть где. Стерпится-слюбится. Не ты первая и не ты последняя так выходишь замуж."-  И их поженили.

Мне было года полтора, когда они разошлись. У отца до войны была девушка, которая его не дождалась и вышла замуж. На тот момент она разошлась с мужем и у неё тоже был ребёнок, сынишка четырёх лет. И вот мой отец снова с ней сошёлся. А моей матери куда деваться? Ни кола ни двора. И жить не где. Дом или квартиру не снимешь, с маленьким ребёнком никто не пускает. И отправила она меня жить в деревню, к своей старшей сестре. У неё тоже было двое ребятишек - подростки. Вот они и няньчались со мной. Мать изредка приезжала, привозила гостинцы. Но для меня она была чужой тётей. Сама она устроилась проводницей и моталась по всему Советскому Союзу в поездках. Когда мне нужно было идти в школу, она меня забрала и устроила в интернат. Так я и прожила в интернате, пока не окончила семь классов. Помню, когда я училась в младших классах, отец приезжал ко мне несколько раз, но потом забыл обо мне. Да и он был для меня чужим человеком. Мать тоже навещала меня редко. Всё пыталась устроить свою судьбу, но у неё всё время не получалось это сделать. Так и росла я никому не нужная, с горечью говорила Светлана. Не кому подсказать, не с кем поделиться, не кому приласкать. Но я смирилась со своей судьбой.

После седьмого класса я поступила в финансовый техникум учиться на бухгалтера и из интерната перешла жить в студенческое общежитие. Училась я не плохо и получала стипендию. Да и отец платил не большие аллименты. Всё равно не хватало. Ведь хотелось одеться получше, да и на питание нужны были деньги - считай невеста уже. Если купишь какую-нибудь обновку себе, то потом сидишь впроголодь.

В техникуме устраивали вечера, танцульки. Так, как там учились в основном девушки, то дирекция приглашала на вечера, солдат из подшефной воинской части. Не далеко от техникума была тюрьма и они служили там, охраняя заключённых. Вот там я и познакомилась со своим будующим мужем, Борисом. Сначала это была просто дружба, но потом мои чувства переросли в любовь. Впервые за мою жизнь, я услышала много лестных и красивых слов в свой адрес, которые доселе мне никто не говорил. Впервые меня обняли и приласкали. И я доверилась ему. Весной ему нужно было демобилизоваться, когда я сказала, что у нас будет ребёнок. Он конечно не очень обрадовался, но и отказываться от меня не стал. Этой же весной у меня были гос. экзамены и окончание техникума. И мы решили, что он уедет к себе на родину в город Ташкент, а я закончу техникум и приеду к нему. Он уехал. Мы писали друг другу письма, перезванивались иногда по телефону.

Мать, узнав о моей беременности и о том, что отец ребёнка уехал, сказала: -"Да бросит он тебя дуру, как пить бросит! А ты и поверила ему! Сбежал он от тебя, вот помяни мои слова потом!"- На душе было муторно от этих слов. Но всё шло своим чередом. Я сдала гос. экзамены, получила диплом и направление на работу в город Ташкент. Нас попросили освободить общежитие. В городе жила тётка матери и вот я временно остановилась у неё. Я оформляла документы, выписки, чтобы поехать к Борису. Но тут пришла телеграмма от него, в которой он писал, чтобы я повременила с приездом. Когда тебе приехать, я напишу. И я совсем упала духом. Значит права была моя мать? Он меня бросил с ребёнком! Животик у меня уже округлился и делать аборт было  поздно. Я проплакала всю ночь и решила - поеду! А там будь, что будет! Меня собрали в дорогу, я купила билет, села в поезд и поехала в неизвестность.

Я не знала, как сложатся мои отношения с Борисом. Но я твёрдо знала, что по закону и по направлению, отдел образования города Ташкента, должн мне предоставить работу. А если будет работа, то и с жильём решат вопрос, хотя бы предоставят общежитие на первое время. Хуже если они напишут отказную, в связи с моей беременностью. Подъёмных денег и те, которые дала мне мать было мало и я понимала, что они быстро кончатся. И, что тогда?

Я ехала в поезде и постоянно плакала по ночам, утром вставала с красными от слёз глазами. В купе со мной ехала узбечка, женщина средних лет. Из разговора было понятно, что она прожила не лёгкую жизнь, много повидала и натерпелась от жизни. И я рассказала ей всё. -"Вот мой адрес и если тебя не примут в семье мужа, то приходи ко мне. Первое время у меня поживёшь"- сказала она. Когда я поделилась с ней своей бедой, мне стало, как-то легче и я была ей благодарна за советы и наставления которые от неё услышала. Она наставляла меня, как себя вести в мусульманской стороне и со свекровью. Даже с матерью я так по душам не говорила, как поговорила с этой не знакомой мне женщиной.

До Ташкента осталось ехать часа четыре, когда к нам в купе подсела ещё одна узбечка. На своём языке они разговаривали с моей попутчицей. Часто в разговоре встречалось слово "русская" и они смотрели на меня. И я понимала, что разговор шёл обо мне. -"Ты говоришь, что муж запретил тебе к нему ехать?"- Я утвердительно мотнула головой. -"Вот дура! Мужа слушать надо!"-сказала новая попутчица. -"Ты хоть знаешь, что сейчас в Ташкенте творится? Не знаешь? Бардак там. Волнения против России! Толпы озлобленных людей ходят и бьют русских. Громят все дома, где они живут. И, как ты будешь добираться до мужа? Он тебя не встретит. Это ясно! Ведь телеграф и почта не работают. И твоя телеграмма, до него не дошла."- -"На такси доеду"- простодушно ответила я. -"На такси?"- ужаснулись они. -"Да тебя завезут куда-нибудь, по издеваются над тобой, а потом  где-нибудь зароют. Тебя кто-то искать будет? Нет!"-

Вот тут я действительно сильно напугалась. Вот почему Борис не велел мне ехать к нему. Он опасался за меня. А я? Не послушала его и что теперь? Как мне быть?  -"Давай адрес, посмотрим, как тебе лучше добраться."- попросили они. Они долго разговаривали на своём языке, затем нарисовали план, как мне добраться до места. -"На автобус мы тебя с вокзала посадим и купим сразу билет. Сиди там тихо, ни с кем не разговаривай, будто немая. На твоей остановке мы попросим кондуктора, чтобы высадил тебя. А там уж добирайся сама."- Посмотрев на мою одежду они покачали головой. Затем моя попутчица достала из чемодана своё национальное платье. -"Ну-ка примерь."- Конечно оно было мне не  впору. Широкое, но ничего в темноте сойдёт и нахлобучили на меня тюбетейку.

Поезд в Ташкент пришёл вечером, солнце уже уходило за горизонт и наступали сумерки. Вот в таком наряде они посадили меня на автобус, который ехал на окраину Ташкента, где распологались частные дома. По своему они пожелали мне счастливо добраться и помолились по своему за меня. Я смотрела из окна, ехала и молчала. Кругом было много народа. Они ходили толпами и   что-то выкрикивали, где-то, что-то горело. И я от ужаса вжималась в сиденье. На моей остановке кондуктор высадил меня. Куда идти? Кругом темно, но на окраине относительно спокойно, не то, что на вокзале города. Я помнила наказ своих попутчиц, ни к кому не обращаться за помощью на русском языке. Прошло много времени пока я на конец, добралась до нужной мне улицы и нашла дом. Я была почти без сил. Помню, села у ворот на чемодан и заплакала. Высокие глинобитные стены, крепкие ворота, глушь и темень. И я одна сижу у ворот и плачу навзрыд от нервного переживания. Наконец-то всё позади! Только яркие звёзды на тёмном небе смотрят на меня и я тоже посмотрела в небо. Мне показалось, что одна звёздочка подмигнула мне, как бы говоря. Смелее, не бойся! Всё у тебя будет хорошо!

Я решительно встала и стала громко стучать в ворота. Стучала я долго, но никто не подходил. Тишина. Но я продолжала стучать. А, что если мне не откроют? Тогда, что? Сидеть всю ночь у ворот на чемодане? Я так сильно стучала, что у меня уже болели кулаки. Вдруг мне показалось, что по ту сторону ворот кто-то стоит и дышит. И я на русском языке почти прокричала. -"Да откройте же вы наконец!"- -"Ты кто?"- спросил меня голос из-за ворот. Мне показалось, что это был лучший момент в моей жизни. Меня услышали! Я объяснила, кто я. Ворота быстро распахнулись. Меня силой дёрнули во внутрь двора, подхватили мой чемодан и быстро закрыли ворота на мощный засов. Передо мной стоял мужчина, но в темноте я его плохо разглядела. Он взял мой чемодан в руки и сказал: -"Пойдём в дом."-

Не смотря но то, что время перевалило  за полночь, в доме не спали. Вся семья была одетой и в тревоге ждала чего-то плохого. Когда мы зашли в дом, то на меня смотрели, как на приведение. Мужчина, открывший мне ворота, оказался отцом Бориса. Посреди комнаты стояли Борис, сестра и мать. По лицам было видно, что они очень напуганы. Я обняла Бориса за шею и разрыдалась у него на груди. Первые слова котрыми встретила меня будующая свекровь это были: -"И какого чёрта ты сюда приехала? Не видишь, что здесь творится? Как же ты добралась до нас в такое лихолетье? Ты, что не написал ей, чтобы она пока не ехала к нам?"- обратилась она к Борису. -"Нет я дал ей телеграмму, предупредил."- сказал он. -"Но ведь я не знала по какой причине мне нельзя приехать?"- оправдывалась я. -"Мы там даже и не знали, что здесь творится. В газетах об этом ничего не пишут. Ведь если бы я об этом знала, разве приехала бы? Я думала ты отказался от меня, а у меня же твой ребёнок!"- Мать криво усмехнулась. -"Дело это не хитрое. Захомутала парня! Куда уж ему теперь деваться? У ребёнка должен быть отец. Давай идём на кухню, покормлю тебя, да ложись отдыхай. Тебе тоже досталось сегодня. Хорошо, что так хорошо всё закончилось. И ты не попала в руки к бандитам, которые убивают русских. Считай, что в рубашке родилась. Ох и напугала ты нас девка, когда начала колотиться в ворота. Мы уж думали, что пришли по нашу душу. Хорошо что соседи у нас хорошие. Даром, что тоже узбеки, но нас не выдают!"- Я рассказала свекрови о своих попутчицах, тоже узбечках, которым я буду благодарна всю свою жизнь. Уставшая от пережитого за день, я легла и быстро уснула.

Так началась моя новая жизнь в семье Бориса. Свадьбы у нас не было. Сходили в ЗАГС зарегистрировались, посидели за столом в кругу семьи и всё. В такое лихое время было не до гулянок. Это была моя первая семья, до этого у меня не было ни какой семьи, ни плохой, ни хорошей. Я старалась угождать всем домочадцам. Потому что от безисходности и незащищённости мне некуда было деваться.

Вскоре волнения утихли и жизнь потихоньку стала налаживаться. Многих арестовали и сажали в тюрьму. Народ жил в страхе и боялся доносов. В отделе образования, куда я обратилась, направили меня работать в строительный трест бухгалтером. Там даже не стали смотреть на мою беременность. В лучшие времена меня могли и не взять на работу и на то были веские причины, чтобы написать отказную. Но сейчас, когда кругом шли аресты, а я всё-таки приехала из России, меня взяли без оговорок. Да и оклад дали не плохой для молодого специалиста. Так началась моя трудовая биография. Я быстро нашла контакт со всеми служащими конторы. Это мне было не трудно, так как я всегда была в обществе и общество воспитало меня. Начальник оказался замечательным человеком и через несколько лет я уже пошла на повышение. Работу свою я знала и делала добросовестно.

Да и домашние стали на меня меньше покрикивать и обижать. Всё-таки я приносила им в дом деньги, которые я полностью отдавала свекрови. У нас родилась дочка, мужа я любила и была счастлива в то время. Дочка для меня была отдушиной в семье. Я её очень любила и всё свободное время возилась с ней. Да и кого ещё мне было любить! Роднее человечка у меня не было на всём белом свете! Я стала задумываться, почему я не плохо зарабатываю и на мои деньги покупают обновки золовке, а мне если нужно, что-либо купить себе или ребёнку нужно было унижаться перед свекровью и просить денег на покупку. И я стала отдавать деньги только на питание. И вот тут разразился скандал. Свекровь не могла с этим смириться. На работе начальник видел, как я прихожу с красными от слёз глазами, посоветовал мне написать заявление на получение квартиры. -"Что ты всегда, что-ли будешь жить у свекрови. Пора и о своём жилье подумать."- Наш трест строил эти дома и очередь на квартиры для сотрудников шла быстро.

Я любила Бориса, а вот он меня не любил и жил со мной из-за ребёнка, это я поняла с годами. И в солдатах он со мной гулял так, от скуки, а дома у него была девушка, с которой он хотел соединить судьбу. А я спутала все его планы. Приехала, да ещё с пузом. И ему пришлось жениться на мне. Девушка его тоже вскоре вышла замуж. Но отношения между нами стали прохладными.

Дочке было уже десять лет когда пришла телеграмма, что умерла моя мать. Я взяла отпуск и поехала на Родину. Похоронив мать, навестив всех своих родственников и друзей, я приехала домой и поняла, что потеряла мужа. Он и раньше отдалялся от меня, а тут прямо заявил, что разводится со мной и женится на своей любимой женщине, с которой я когда-то его разлучила. Она тоже развелась со своим мужем. Всё, как у матери, всё повторилось, думала я. На работе моя очередь за эти годы уже давно подошла, но так, как я не просила жилплощадь, то меня переодически отодвигали. И вот наконец мне выделили двухкомнатную квартиру и мы с дочкой переехали туда жить. Я не верила, что это моё жильё. Ходила по квартире и радовалась, как ребёнок.
 
Дочь повзрослела, поступила учиться. Но однажды заявила, что выходит замуж и уезжает жить к мужу в Читу. Это, был гром, среди ясного неба. Я знала, что этот паренёк, за которого она собралась замуж, приезжал к родственникам в Ташкент, каждое лето и они общались, но не думала, что всё так серьёзно. Теперь дочь повторяла мою судьбу. Она ждала ребёнка и уезжала к мужу, бросив всё и учёбу,  и меня. Делать было не чего и я проводила её туда. И осталась я одна-одинёшенька в этом городе. Правда у меня была квартира, работа. Я уже работала главным бухгалтером в тресте и получала хороший оклад. Но была одинока. За время, которое я прожила там, я выучила узбекский язык. И не плохо разговаривала по узбекски и у меня были друзья среди узбеков. Но не было рядом родных людей.

Но тут  навалилось на меня ещё одно  испытание. Да не только на меня, но и на многих людей бывшего Советского Союза. Начались перестроечные годы. Республики отделились от России и снова началась истерия русофобии. Строительный трест приватизировали и сделали из него строительную фирму. Старого начальника уволили и отправили на пенсию. На моё место пришёл новый главбух и мне пришлось написать заявление об уходе по собственному желанию. Работу я ни где не могла найти и мне напрямую намекали, что русским в Узбекистане делать не чего. Приходили какие-то подозрительные люди, смотрели мою квартиру и говорили, что лучше бы я не возникала, а уезжала и освободила квартиру, пока за неё дают хоть какие-то деньги. Придёт время угрожали мне и ты сама освободишь её и ещё пожалеешь, что не сделала это раньше.

О своём бедственном положении я написала дочери. -"Мама приезжай и не тяни с этим делом."- Оказывается она тоже, прожив с мужем три года разошлась  и осталась одна с маленьким сыном. Но мне ничего не писала, не растраивала меня. Правда зять поступил с ней по совести. Ушёл сам, а однокомнатную квартиру оставил ей с ребёнком. И почему женщинам нашего рода так не везёт? Задумывалась я. Вот уже четвёртое поколение, а судьба одна. И вот я, продав двушку в Ташкенте за гроши, еду жить к дочери в Читу. Всё придётся начинать с нуля. Надеюсь только на себя и на свою специальность. Думаю, что работу я себе найду. Сейчас каждой фирме нужен бухгалтер. Лишь бы здоровье не подкачало. А вдвоём с дочкой мы поднимем ребёнка, выростим его без отца. Надеюсь, что произошла смена полов и внук будет более счастлив, чем мы женщины. И на этом беды отступят от нашего рода. Я люблю свою дочь и сделаю всё, чтобы она и внук были счастливы. -"Да ведь ты и сама ещё молодая. Дай бог и устроишь свою судьбу!"- сказала я. -"Да не до себя мне сейчас"- ответила она.

-"Вот, что ещё я вспомнила"- добавила она. -"Когда  приехала в Узбекистан, то удивлялась обилию всяких овощей и фруктов, которые там росли. Особенно я восхищалась виноградом. Такого спелого и вкусного винограда, я ещё не ела и прямо с лозы. Мне девчонке, жившей  впроголодь казалось, что я ими никогда не наемся. В детстве, да и в юности тоже, я и мечтать не могла об изобилии фруктов на столе. Долго не могла привыкнуть к этому и свекровь часто подкалывала меня этим. Что я из голодного края приехала. -"Всё жуёшь и жуёшь"- говорила она. И вот сейчас я еду в Сибирь, где морозы и нет такого фруктового изобилия. Да и бог с ним, с изобилием этим! Лишь бы всё было хорошо! И она впервые за всю дорогу улыбнулась.

 Мы подъезжали к Улан-Удэ. Вот уже мелькнул вокзал и я в окно увидела своих, дочку и зятя с внуком стоящих на перроне. Мы тепло распрощались со Светланой. Я пожелала ей много чего хорошего. Мне так хотелось, чтобы эту женщину бог поцеловал, дал ей здоровья и стабильности в жизни. Что-бы наконец-то у неё всё было в жизни хорошо. Она это заслужила!
                Декабрь  2015года.
 
        ФЗО- фабрично-заводское обучение.


Рецензии
Грустная история и нет числа им. Надеюсь,что у Светланы всё наладится и Бог поможет ей.

Николай Фоломкин   07.01.2016 18:06     Заявить о нарушении
Спасибо!!! Поздравляю Вас с Рождеством! Всяческих Вам благ и здоровья. С уважением Н.В.

Нина Салина   07.01.2016 18:10   Заявить о нарушении