Отдых на Кипре

Летим… Вокруг синее-синее небо, именно вокруг: и сверху, и сбоку, и снизу, под самолётом…Как это может быть, чтобы и под нами? Ах, нет, внизу не небо, а море, столь же сине-голубое. Приземляемся. Что, на воду? Нет, в последний момент колёса самолёта успевают ухватиться за самый краешек взлётно-посадочной полосы. Приземлились. Кипр.

Остров этот, словно Афродита, поднялся со дна морского 25 миллионов лет назад, в результате сильнейшего извержения вулкана. Так и остался, возвышаясь холмом над поверхностью Средиземного моря. Кстати, ничего себе «холм», триста километров длиной, сто – шириной. Остров каменистый, из базальтовых пород, полого поднимается от кромки моря к центру, к вершине самой высокой горы -  Олимпа, высотой без малого в две тысячи метров.

Автобус останавливается у нашего отеля. Пять звёзд для нас – впервые. Всё как-то четыре, четыре. Сравним. Прежде всего -  не шикарные, а шикарнейшие интерьеры, поддерживающие дух самого дорогого и престижного отеля лучшего курортного города Кипра – Лимассола – «Фор сизенс», что означает «четыре сезона». Да, в отеле, как оказалось, действительно можно роскошно отдыхать круглый год. Хотя, думается, не только в этом отеле – на Кипре в году 300 дней - солнечных и, если уж не жарких, то весьма тёплых. Мы, например, начинаем свой отдых в середине октября. На улице (в тени, естест) - 29, вода в море -  24.

В интерьерах отеля очень много зелени -  даже стеклянные стены и потолки холлов, и те увиты лианами, бесконечным количеством ярко цветущих растений. Парочка пальм, видно по ошибке, проросла в вестибюле, так  и растёт -  через три этажа. Даже лестницу пришлось устроить вокруг них  - ну не пилить же деревья!Вокруг очень много «лишнего» -  неожиданные столики с вазами, красивыми амфорами, скульптурой, какой-то занавес из синих шаров, чуть раскачивающихся на ветерке, витрины с чем-нибудь очень любопытным. Кажется, предусмотрено всё для удобства гостей. И мебель в каждом уголочке, кафе, баре -  разная, но очень добротная, красивая, стильная. Везде масса мягких диванов с невероятным количеством подушек. Натюрморты, украшающие коридоры и холлы, выполнены в интересной манере – из кусочков дерева, керамики, ткани и ещё чего-то стеклянного.

Номер прекрасный. Прежде всего, большая, больше в ширину, чем в длину, кровать, мягчайшая, с неизвестно зачем таким количеством подушек. Прекрасное постельное бельё. Спать поначалу немного сложновато -  можно заблудиться и утонуть, но как-то быстро привыкаешь. Всё в номере очень неэкономно и удобно. И если  в рекламе говорилось «огромная мраморная ванна» - и это не соврали – прекрасное двухместное джакузи, где при желании можно и гостей принять: и не тесно, и не стыдно. В ванной предусмотрено всё -  и пузырёчки с шампунями, гелями и пр. В общем, всё прекрасно. Только вот обещанного фена нет. Ах, вот он, в ящике  стола. И ещё два небольших столика, каждый с парой кресел -  один перед раздвижными дверьми на балкон, второй – на самом, весьма вместительном, балконе. И, в качестве гостевого диванчика, симпатичная то ли козетка, то ли кушетка, ну, кто-то из них, с большой подушкой. Буквально всё предусмотрено для неги и покоя.

Обслуга приветлива и улыбчива, опекают даже слишком. Мало того, что номер убирают трижды в день, не забывая в последний, вечерний заход, даже положить поверх ковра специальные коврики  у кровати  и подложить на тумбочки «ночные» шоколадки. Ночью, пардон, опасаешься выйти в туалет. Вдруг, пока вышел, успеют застелить постель? 

В отеле, помимо баров и кафе, несколько ресторанов: «Тропикана», китайский, итальянский, греческий, рыбный. Все они предлагают разнообразнейшую кухню на любой вкус. Каждый из ресторанов оформлен в своём, соответствующем стиле. Нам больше всего приглянулась «Тропикана» -  словно действительно в тропиках – даже подобие небольших водопадов по стенам, но брызг никаких: водопадики эти элегантно спрятаны под стекло. А центр зала украшают три огромных рога или бивня, направленных остриями друг  к другу. С их сплетения спускается красивая люстра из разноцветных фонариков. Есть у «Тропиканы» и открытая веранда – устроена она на деревянном помосте прямо над лагуной, в  которой плавают большущие, почти метровые разноцветные рыбины. Всё вокруг украшено столь модными теперь подвешенными корзинками с цветами и клетками с птицами.

Завтрак. Ну, об изобилии шведского стола говорить не приходится, но и приготовлена  эта лососинка, бекончик, омлетик, картошечка, как говорится, «самое то». А уж несметные десерты, печенья, сладости, фрукты... Один фрукт мы так и не опознали, кто такой. Вид груши, вкус клубники. Съели его, не познакомившись. Свежевыжатые соки – на выбор, кофе настоящий, вкусно сваренный, любые молочные продукты, диетические, в общем – что душа пожелает.

Пляж – не просто пляж, а многоярусная терраса, спускающаяся к самому берегу, везде уставленная удобными лежаками, тут же раздают огромные мягкие пляжные полотенца. Устроены и большие гамаки для желающих покачаться. В изголовье -  небольшая коробочка. Я было, приняла её за коробочку для оплаты, оказалось – нет, это коробочка для влажных салфеток, дабы протереть кожаную подушку. А качайся бесплатно, хоть целый день. Наш отель – один из самых дорогих, поэтому и  лежаки на пляже - с толстыми матрасами, а зонтики–столики -  не  какие-нибудь брезентовые, а из соломки, словно вьетнамские шапочки. И здесь, у самого моря, и около трёх бассейнов отеля, мелькает бесконечное количество прислуги, готовой выполнить, кажется, самые невероятные пожелания дорогих (в прямом смысле) гостей, только прикажи. Вьются официанты, готовые принести напитки, десерты, мороженое.

Всё прекрасно, кроме одного – много русских, поэтому вокруг сплошные обрывки разговоров по мобильнику типа: «Ну и чё ты? Какая у них предъява? У тя ж всего маленький автосервис!». Или миленькая дочка спрашивает дородную мамашу, чего та хочет, чтобы ей принесли прямо к шезлонгу, какой сок. Но спрашивает, не стоя рядом, а сначала отойдя, через три ряда лежаков. Узнаю брата Васю. Но много и иностранцев – англичан, немцев, итальянцев, даже индийцев. Большинство из них – семейные, с двумя, а то и тремя детишками различных возрастов. Но как-то всё устроено так, что дети не мешают взрослым отдыхать. Есть и специальный детский бассейн, и специальные комнаты для детских игр, и штат нянь предусмотрен.

Город Лимассол географически устроен не типа тарелки, как Москва, например, а верёвочкой вьётся вдоль побережья, растянувшись на 60 километров, «шириной» в  5 – 6 домов. Сами дома в основном из желтого известняка. В таких домах тепло зимой и прохладно летом, дерево в них не гниёт, ведь известняк впитывает влагу, и в помещениях сухо. Вдоль побережья проходит первая линия застройки, это самые дорогие отели и частные дома стоимостью в 2- 3 миллиона евро. Первую линию отделяет от остальной части города проезжая дорога, на которой творится полный беспредел – машины едут только по встречной полосе. Ах, да ведь у них левостороннее движение! Это англичане постарались. Дороги по всему Кипру хорошие, но движение непривычно - не в ту сторону. Вдоль дороги сплошной чередой рестораны, магазины, увеселительные заведения. Все доброжелательны, ласково, но не нахально, предлагают зайти. Всё здесь яркое, своеобразное. Очень много украшений в виде скульптуры, красивых оград, цветников и прочего. Сами дома в основном четырёх – пятиэтажные, из белого камня, как правило, с большими лоджиями. А чтобы прямого солнца было побольше, фасады, обращённые к морю, не вертикальные, а пологие, словно боковая сторона трапеции. Зелени очень много, но травы как таковой практически нет –  кустарник между пальмами, а тротуары выложены плиткой или специальными кирпичиками. А сами пальмы растут в основном в огромных специальных кадках, к которым аккуратно подведены тоненькие шланги полива.

Барствуем. Решили отужинать в итальянском ресторане «Вивальди». Мне представлялось, что там будет пицца, паста, ну и так далее. Ан нет. Консервативная, респектабельная немногочисленная публика, полузатенённый зал, тихая музыка, по три официанта, обслуживающих каждый столик. Вилок – три. Ножей – вообще четыре. Но мы ловко справляемся – помним, что надо брать к каждому блюду те приборы, которые лежат дальше от тарелки. А четвёртый нож – вообще только для масла. Сомелье предлагает карту вин, метр несёт «комплимент» от шеф-повара: на большой тарелке маленькая тарелочка размером с розетку, на ней некая картинка из кусочков овощей, причудливо обрамлённых соусом, словно кружевом. Очень красиво, очень вкусно, но съесть это можно сразу чайной ложкой. Зато уже несут фуа-гра. Да, этот паштет из гусиной печени не зря считается деликатесом, не зря. Затем некий салат из чего-то рыбного плюс рис, плюс чего-то там. Всё это и гору тертого сыра принёс и поставил на специальный раскладной столик очередной официант. Выложил на тарелки, чуть посыпал сыром, спрашивает: «Ещё сыр?». «Да». Подкладывает. «Ещё сыр?». «Да». Подкладывает. «Ещё сыр?». «Свободен». Сложил столик, убрался. Ко мне пристала официантка: наливать мне в мой персональный соусничек только оливковое масло? А уксус добавлять? А посолить? Всё это я и сама могу взять со своего же стола. Но не моги. Терпи обслугу. И уже несут следующий салат: много свежей зелени (раньше я таких листочков в глаза не видела), из кучки торчат тончайшие пластинки обжаренных бекона, сыра и хлеба. На дне тарелки потом обнаруживается слой кетчупа и кусочки помидоров. А соус, которым всё это полито – просто шедевр. Никогда не думала, что трава может быть такой вкусной. Да, "Цезарь" здесь просто великолепен! Берём тайм-аут. А официант то подливает в бокал холодную воду из ведёрка со льдом, то наливает в огромные фужеры вино, но наливает, явно жадничая, на один палец. Зато чуть пригубил вино – он опять -  хвать за бутылку! Второй тайм. Несут телячьи отбивные размером с полного телёнка в обрамлении кучек овощей. Ну и спаржа, я вам доложу! Жаль, всё это съесть уже нет сил. Короче, устали мы от этого чопорного мероприятия так, что до конца отпуска кормились на шведском столе в «Тропикане». А у них хитро устроено – на завтрак шампанское пей – хоть залейся. Помните, Папанов в "Бриллиантовой руке"  говорил, что шампанское по утрам пьют только аристократы и дегенераты? Мы то себя относим явно к первым, здесь же, мне думается, оно предназначено для перебравших накануне. Зато к обеду и ужину напитки – платные, даже кола и пиво.
 
Жизнь здесь (по нашим доходам) вообще недешевая. Проехать три километра на такси – пять фунтов. Продукты в магазинах – вообще всё как в Москве (или это у нас сейчас – как у них?), только чуть дороже, на пять – десять процентов. Овощи и фрукты – тоже. Живёт в Лимассоле  190 тысяч человек, тридцать тысяч из них – иностранцы, в основном русские. Большинство русских, работающих здесь, живут на Кипре уже больше десяти лет, держат магазинчики, бары, рестораны, в общем, сфера обслуживания. Живут, судя по всему, неплохо.   
Социально государство Кипр вообще очень завидно устроено. Очень престижной здесь считается работа на государственной службе – врачи, учителя, полиция, военные, чиновники. Средняя зарплата – тысяча - полторы тысячи фунтов. А кипрский фунт – вторая в мире по «дороговизне» валюта (после саудовского динара) – в два раза дороже евро. На пенсию здесь выходят на пять лет позже, чем в России – в 65 и 60, зато пенсионерам – госслужащим при выходе на пенсию дают «выходное пособие» - тридцать тысяч фунтов, так что сами понимаете. И если человеку повезло устроиться на госслужбу, то он ею очень дорожит. В частности, здесь абсолютно исключены взятки – чиновники просто боятся их брать. В частном секторе зарплаты пониже – 650 – 800 фунтов, и нет «выходного пособия». Но тоже ничего. Месячный бюджет семьи из четырёх человек – порядка 850 фунтов, и если работают двое – жить можно прекрасно. Если работает один – жить можно.

Государственная политика направлена на поддержание деревни. Забавно, но в деревнях запрещено иметь коров и свиней, дабы не было поганых запахов и грязи. Частную животину содержат в специально отведённых местах, впрочем, со всеми возможными удобствами. А уж сами деревни в обязательном порядке имеют и ресторанчики, и супермаркеты, и почту, школу, медицину, спортивные залы и автобусное сообщение. А главное – все деревни, даже находящиеся в горах, за государственный счёт обеспечены электричеством и водой, что способствует разведению двух основных деревьев Кипра – оливкового и рожкового. Ну, про оливки мы знаем. Говорят, есть на Кипре оливковое дерево, которому уже тысяча лет. А рожковое дерево – это источник рожкового мёда, который, как считают здесь, лечит буквально все болезни. Вокруг посёлков – плантации арбузов и дынь. Много здесь и цитрусовых – неудивительно, ведь они дают в год три урожая. Причём растут эти цитрусовые где попало. На кисть мандаринов я в буквальном смысле наткнулась – дерево растёт на пешеходном переходе через дорогу.

Да, места здесь благодатные. И кого только они не привлекали: правили здесь и египтяне, и ассирийцы, и греки, и персы. Османская империя владела Кипром в своё время. Да и сейчас две трети Кипра – греческие, треть – турецкая. Граница проходит через столицу Кипра – Никосию. На отроге горы с турецкой стороны из камня выложен огромный турецкий флаг, словно предупреждение: «Здесь мы!».

Название своё Кипр получил от меди – купрума, ведь именно медными рудниками известен этот остров с незапамятных времён.
Государство Кипр – маленькая страна с сильной экономикой. Ещё пять лет назад доллар стоил здесь 65 центов. Сейчас – только 45. Половину бюджета страны составляют доходы от туризма, ведь Кипр – это 650 километров отличных пляжей, расположенных в центре Средиземного моря, вот и основа для благополучия граждан. Многое здесь совершенно бесплатно, в том числе обучение не только начальное и среднее, но и высшее. Даже конкурсов в ВУЗы нет, все желающие получить высшее образование просто зачисляются в греческие университеты.

Съёмных квартир на Кипре практически нет, считается непрестижным. Даже только образовавшаяся семья уже строит свой дом – банки дают очень льготные кредиты.

Киприоты – мастера прикладного творчества. Очень развиты здесь такие ремёсла, как филигрань - плетение изделий из тонкой серебряной проволоки, ручное ткачество и вышивание.  Живут здесь вообще весело – тридцать процентов года – различные праздники: государственные, церковные, семейные, праздники отдельных городков и поселений. Но и бога не забывают, ведь Кипр – одно из первых государств, признавших христианство.

На Кипре, в горах, расположен знаменитый монастырь, хранитель иконы Божьей матери Киккской, это одна из трёх всемирно признанных чудодейственных изображений Богоматери. По преданию, монастырь сначала выстроили из дерева, но случился пожар, все монахи выбежали из церкви. Остался лишь один монах – инвалид. Аналой начал гореть, и к ногам монаха, распростёртого на полу и готовящегося умирать, упала неповреждённая икона Богоматери. Монах услышал глас: «Встань и иди!». Сумел встать на ранее бесполезные ноги и вынес икону. Монастырь отстроили уже в камне, а икону начали почитать как чудотворную.

То, что часть Кипра сегодня под турками, поддерживает дух единения и готовности греков дать отпор врагу. Служат в армии здесь два года. А по завершении воинской службы солдаты отправляются домой не только в военной форме, но и с автоматами и боеприпасами, так что практически каждый дом вооружен. Их дом – их крепость.

А мы продолжаем отдыхать, проводя время в истоме и неге. То на море пойдём, то в бассейн с подогретой морской водой, то по магазинам прогуляемся, то пойдём в крытый бассейн. Кстати работают все бассейны до позднего вечера. Тут и джакузи имеются и сауна, и парная.

Ах, до чего же замечательными были эти дни!

2006 год


Рецензии