Полонез огинского

ПОЛОНЕЗ ОГИНСКОГО
Чувства автора полонеза обнажил своей игрой
музыкант из Вюрцбурга Николай Куренков.

Пианист играл здорово! Мурашки бегали по коже. Музыка закончилась и в зале наступила звенящая тишина. Слушателей вывёл из оцепенения несмелый голос:
-Сыграйте полонез Огинского!
Охотно зазвучала музыка, и слушатели опять окунулись в океан приятных звуков. Фридрих, один из присутствующих, закрыл глаза и очутился в другом мире.

В далёком детстве на бревенчатой стене их дома висел старенький радиорепродуктор. Радиопередача «Земля и люди» начиналась очень рано и предназначалась в основном для тружеников села. Голос диктора звучал как голос матери - нежно, мягко, любя.
- «Полонез Огинского» - объявил диктор, и другой музыкант впервые выпустил жалящих музыкальных пчёл, несущих мёд и боль в юное восхищённое сердце. Как горный поток ворвался туда вместе с музыкой эмоциональный порыв, чувство любви и дружбы, волнение, горечь и глубокая тоска, вызвавшая неведомые переживания. Боевой настрой, четкий, упругий ритм полонеза соединялся с плавными волнами романса-элегии.
Мать сделала звук ещё громче и стала тормошить спящих детей. Её руки пахли горячим хлебом и парным молоком. Это потом Фёдор понял, что родина и мать это почти одно и тоже, что если женщина любит мужчину по - настоящему искренне и безгранично – значит, эта женщина его мать. Родина – тоже мать. И мужчина обязан любить свою Родину так же, как свою мать. Раньше сделай для Родины, а потом - для себя, страстно призывала патриотическая музыка. Есть вещи, о которых рассказать нельзя, их можно выразить только музыкой.

Через много лет Фёдор Фёдорович узнал, что польский политический деятель, поэт и музыкант Граф Михал-Клеофас Огинский, центральная усадьба которого располагалась в Залесье (Гродненская область в Белоруссии), был страстным патриотом своей любимой родины. Что на свои деньги построил при церкви школу, в которой учились дети бедных. А в опасное для Отечества время он поступил лучше, чем написано в Библии (От Матфея. Гл. 19 Стих 22.), заявив в Национальном Совете: «Отдаю на благо Родины всё своё имущество, труд и жизнь!». На эти средства он сформировал вооруженный отряд, которым командовал сам. Его девиз: «Свобода. Стойкость. Независимость».

История Польши подобна бурной реке, её повороты непредсказуемы, круты и смертельно опасны. В бывшем Королевстве Польша, расположенном на территории современной Белоруссии, доведенные до отчаяния люди стремились сохранить свою культуру, традиции, язык и суверенитет Родины.
Восстания возникали одно за другим. Народ был против передела Польши. Стихийно вспыхнувший бунт в Кракове разнесся по всей стране. Возглавить его поручили генералу Тадеушу Костюшко. Правительство Екатерины II направило в Польшу свои войска. Слово "Польша" должно было исчезнуть из обихода. Суворов, военный человек, исполнял приказ. Третьего сентября 1794 года у деревни Дивин, возле Барановичей, русские начисто разбили корпус повстанческих войск. Тяжелораненый в сражении Костюшко попал в плен. Впервые в польской истории были казнены люди из знатных фамилий. Польшу разодрали и поделили между собой Австрия, Пруссия и Россия. Страна потеряла свою государственность. Для многих Родина перестала существовать. Спасая жизнь, патриоты вынуждены были бежать за границу.
Именно эти страдания заставили Огинского излить свои чувства в музыкальном произведении, от которого до сих пор сжимается сердце слушателя. Аристократ и патриот, мечтавший о независимой Польше, навсегда покидал пропавшую Родину. Он прощался с милыми местами, его полонез полон печали и тоски. Правдивая, горькая, патриотическая история, написанная с чистым сердцем и с большим талантом. Полонез № 13 имел первоначальное название «Прощание с Родиной». Огинский бежал в Италию. Он испытал на себе все «прелести» эмиграции, интеграции, нищеты и ностальгии.
Полонез, как жанр зародился в Польше. Музыка родила в народе торжественный танец-шествие в умеренном ритме. Сначала он с изяществом и лиризмом исполнялся на народных гуляниях, но постепенно проникал во все слои польской шляхты, а к концу века превратился в пышный дворцовый танец. В этом танце гордые и неукротимые поляки, лишённые государственности, подчёркивали свою особенность торжественным, красивым, медленным гусиным шагом. Музыка возбуждала в сердце благородные намерения, вызывала душевное волнение, сожаление, надежду, ужас, бурю страстей и тяжесть страдания. Она пробуждала чувство совести, героизм, энтузиазм, энергию, требовала от каждого пройти свой путь до конца во имя победы! Пройти и не плакать перед смертью от тоски и тщетности на чужбине. Она призывала к борьбе! Она показывала сквозь туманную дымку мелодии живую надежду на возрождение любимой Родины. Позже пан Огинский написал песню «Ещё Польша не погибла», которая стала национальным гимном страны. Есть огромное преимущество в музыке: она может, не упоминая ни о чём, рассказать всё!
Родина превыше всего! Почему же сегодня политики погружают её в крутой рассол чуждых стране интересов? Почему во всех странах она неумолимо исчезает из своего исторического бытия? - на своей лад думал Фридрих, немец переселенец слушая в Германии полонез Огинского.
Райнгольд Шульц.
Германия Гиссен
-19.08.2014.


Рецензии
Гимн Родине на все времена. Слушаю музыку и испытываю щемящую тоску по родине, которой никогда не было.

Валентина Лесунова   24.08.2019 12:13     Заявить о нарушении