Художник гельмут фрельке

ХУДОЖНИК ГЕЛЬМУТ ФРЕЛЬКЕ

Предки Гельмута Фрельке, откликнувшись на приглашение Екатерины Второй, выехали из Тироля, и попали в Житомирскую область, в Новоград-Волынский район, в немецкую колонию Зигенталь, ныне село Боголюбовка.
Долгий и тяжелый труд превратил бедных немецких крестьян в зажиточных колонистов.
В тридцатые годы, в период раскулачивания, у них отобрали всё, а самих депортировали в Казахстан, в Талды-Курганскую область, в село Сталинское, позже село Крупское.
Отец, Фрельке Фридрих Августович стал работать кузнецом, мать, Эмма Карловна Тецлау –  свекловичницей. Она умерла в сорок девять лет от непосильной работы, но в справке написали – от материнской болезни.
В семье осталось трое детей: Эрика, Неля и Гельмут. Старший брат Володя умер ещё в годовалом возрасте. Отца забрали в трудармию, где, по его рассказам, погибло 70 %  личного состава.
Гельмут родился в селе Крупское 11.07.1951, с восьми лет пошёл в школу. Детство у него было строгое, дома говорили только по-немецки, на улице – как хочешь. Библия была всегда с ним, хочешь – не хочешь, а утром и вечером должен её читать, обязательны утренняя и вечерняя молитвы, благодарение перед едой и весь день соблюдения христианских принципов.
  После окончания школы со всего села дальше поступили учиться только два человека. Гельмут поступил в Ленинградское художественное училище имени Валентина Серова и проучился там четыре года. Затем служил в Киргизии на озере Иссык-Куль, в городе Рыбачье.
Потом поступал в Ленинградскую художественную Академию, но его не допустили, и он, чтоб не пропало время, поступил в Ленинградский педагогический институт имени Герцена на художественно-графическое отделение. Учился, подрабатывал, писал картины, выставлялся, стал членом Союза Художников СССР. Три года учился там, и каждый год параллельно поступал в художественную Академию, на четвертый год поступил.
При приеме настойчивому абитуриенту сказали: „Если хотите, можете поступить на театральное отделение, по специальности художник-декоратор, больше Вас никуда не возьмут“.
Гельмут, не раздумывая, ответил согласием.
Его приняли на театральное отделение к народному художнику России, действительному члену-корреспонденту Российской Академии художеств, лауреату Государственных премий, кавалеру Ордена "За заслуги перед Отечеством", профессору Кочергину Эдуарду Степановичу. Гельмут, как губка, впитывал в себя знания своего учителя.
После окончания художественной Академии профессор Кочергин взял Гельмута в качестве художника к себе в БДТ – большой драматический театр Товстоногого. Каждый день Гельмут встречался с элитными людьми, носителями славы и культуры. Среди них были: Алиса Фрейндлих, Татьяна Доронина, Олег Басилашвили и многие другие.

Престарелый отец Гельмута жил в Германии уже 15 лет, с 1974 года, и нуждался в повседневной физической помощи своих детей. 17.12.1989 года Гельмут с семьёй переехал в ФРГ.
После языкового курса Гельмут два года работал художником в городском театре города Брауншвайга, затем год учился в Бонне, изучал графику и искусство интарсии, одной из разновидностей инкрустации. С помощью различных пород дерева он имитировал неповторимую текстуру различных пород дерева, создавая сказочные картины. Каждая такая картина уникат. В Бонне в этом направлении так же работает талантливый художник-переселенец Петер Кремпель
Затем Гельмут окончил курсы "мозаики по дереву". Осваивал все тонкости искусства и стал свободным художником, писал картины, много выставлялся.
У него были выставки в России: в Ленинграде, Москве, Новосибирске, – в Японии и по Германии: в Аахене, Вольсбурге, Зигбурге, Дрездене, Мюнхене, Штутгарте, Франкфурте-на-Майне, Гамбурге, Кёльне, Бонне, Берлине и во Франции – в Париже. Его картины скупали прямо на выставках.
Чтобы иметь больше личного времени, Гельмут принял предложение досрочно выйти на пенсию, но писать собирается и дальше, он полон планов. Жена Ольга, бывший преподаватель русского языка и литературы, поддерживает его во всех начинаниях. У них два сына: Артур и Эдик.
Артур, в 17 лет, на соревнованиях в Италии на чемпионате мира по кун-фу завоевал третье место. Когда семья переехала из Вольсбурга в Берлин, его спортивная карьера закончилась. Он уехал в Ленинград, закончил там университет "Кино и Телевидение", получил профессию художника-аниматора. Младший сын тоже закончил факультет дизайна в Берлинской технической школе, но его работа больше связана с рекламой.

В последнее время Гельмут Фрельке взялся за историческую тему "Немцы России", он как бы стал успешным продолжателем идеи другого легендарного художника из российских немцев – 87-летнего Андреаса Предигера из Фульды и Виктора Гурра из Оснабрюке.
На одной из встреч „в верхах“, Гельмут вручил депутату Бундестага картину, на которой была изображена Ангела Меркель. Господин Вегнер был сильно удивлён и вдохновенно обещал передать эту картину канцлеру.

Гельмут Фрельке уже написал 22 картины, посвященные истории немцев в России, под общим названием "ИСХОД". На выставке в Берлине я долго и внимательно рассматривал его картины, уходил и возвращался вновь. Хорошая картина, как красивая женщина, от себя не отпускает и не даёт покоя. Уходишь, думаешь о ней и возвращаешься. Любуешься ею, рассуждаешь, всматриваешься и находишь все новые и новые, неизвестные ранее, смысловые залежи художника-создателя.
С одной из картин, под названием "Исход", на нас смотрят две немки. На левой стороне изображена русская царица Екатерина Вторая с Указом в руках. Указ о том, что иностранцы приглашаются на ПМЖ в Россию.
На правой стороне этой же картины изображена госпожа Меркель, которая  держит в руках исторический документ о том, что Германия принимает немцев России, решивших вернуться на историческую родину.
Далее водоворот людей в природе. В левой части картины изображено зимнее морозное утро, во времена Екатерины Второй, по дороге движутся в Россию три потока тяжелогруженых обозов с немцами переселенцами. На горизонте Россия, белокаменные церкви, золотые купола, крест – символ христианства.
Посередине полотна трещина, разлом, как бы разрывающий картину на две части. Над страшной пропастью, на фоне красного революционного неба, над частью коммунистической пятиконечной звезды, стоит Ленин и правой рукой показывает путь в светлое будущее. Там торжество идей, там шумный праздник. Музыка духовых оркестров, там движутся красные колонны с песнями, с плакатами и знаменами.
Совершенно противоположное состояние прежней, тихой, скромной, христианской Руси слева. Нижний конец красной звезды, на которой стоит Ленин, нагло упирается в сторожевую вышку охранника ГУЛАГа. Вся власть держится на колючей проволоке, на обмане, штыках и насилии. В разломе, посередине картины, „зона всеобщего покоя“. Между двумя высокими заборами с колючей проволокой молчаливая теснота. В небытие уходит лавина замученных трудом заключённых трудармейцев. Никто не забыт и ничто не забыто!
Как следствие, на правой стороне картины презренные, выжившие немцы России, невинно оклеветанные, осужденные, не дождавшиеся извинений и реабилитации, сумели оторваться от праздничных колон несущих портрет Горбачёва, и тонкой струйкой возвращаются в Германию, где прячутся за надежной спиной канцлера ФРГ. 
Огромный смысловой перепад прихода и исхода. В Россию идут три богатых обоза, каждую хорошо груженую телегу натужно тащит лошадь, или даже две. Пограничные шлагбаумы открыты, досмотра нет. Русь радуется трудолюбивым немцам-колонистам и их богатству.
Переходим в правую часть полотна, через траурный исторический пролом. Справа исход немцев из России, это не колонна, не обоз, а длинная очередь обобранных до нитки людей, ничего при себе не имеющих, редко у кого виден маленький чемоданчик.
Обманутые и ограбленные, лишенные родных и близких, имущества и наследства, они вырываются из социалистического плена и спешат на историческую родину.
Вся история немцев в России в одной картине. Таких картин этой серии 22 и о каждой можно написать большую отдельную статью. Но лучше один раз увидеть, чем сто раз прочитать. Эти картины можно посмотреть в „Одноклассниках“ на странице автора статьи. Картины сами говорят за себя.
Они так же использованы, как иллюстрации, в книге "Волга - моя колыбель". Это повесть о поволжских немцах.
Художник - зеркало эпохи! Работы многих художников можно назвать хорошими картинами. Картины Гельмута Фрельке - это честная и трагическая история российских немцев. Наберите в интернете имя художника, и вы значительно расширите свой кругозор.
Папа Шульц
Гиссен Германия

Начато     29.06.2014
Окончено 07.07.2014.


Рецензии