О песнях

   Говорят, из песни слова не выкинешь. Мне эта пословица как-то никогда не была до конца понятна. Возможно, относится она к совершенству, к таким творениям, как храм Василия Блаженного, картина Перова «Охотники на привале» или же балет Чайковского «Лебединое озеро», когда изменить там что-либо или убрать кажется невозможным и даже кощунственным.
   Более буквально о песнях. Современные песни, можно взять период где-то с перестроечных времен, изяществом текста не грешат. Они однообразны, примитивны, в них отсутствует такой элемент, как напевность, мелодичность. Голый ритм, стукоток, невнятное бормотание. Есть, конечно, подходящие песни и не так уж их мало, но в общей массе они занимают очень незначительный процент.
   Я допускаю, что в какой-то мере это спорно, другие времена, другая мода, другие взгляды на жизнь, на культуру у современной молодежи, но такие пассажи, как  «не лей мне чай на спину», «а не то я кого-нибудь съем», «ты целуй меня везде, восемнадцать мне уже» и подобные им - это дикость.
   Это так, к слову. А теперь я хочу вспомнить и порассуждать, что и в ранешние времена не все было так гладко, тоже были  «ляпы» и о кое-каких по порядку можно рассказать.               
   Ну вот, например, после революции у всех на слуху была песня «Мы кузнецы». Там есть такие строчки:
                Мы светлый путь куем народу,
                Мы счастье Родины куем
                И за желанную свободу
                Мы все боролись и умрем, умрем, умрем…

    «Умрем» даже трижды. Да как это может кого-то вдохновить? Зачем делать такие глупости, чего-то там ковать? Для кого???
   Есть еще похожая песня тех времен. Припев в ней звучит так:

                Смело мы в бой пойдем
                За власть Советов
                И как один умрем
                В борьбе за это.

   Комментарий к этому можно применить тот же самый. Поэт срифмовал, не думая, первые слова, которые пришли ему в голову, а люди пели и многие ощущали такую несуразицу. И в конце концов эта власть умерла.
   Конечно, я не помню названий всех песен и тексты к ним. Это просто невозможно, но вот была песня, где девушка-казачка провожает своего любимого на войну и говорит:

                Подари мне, сокол, на прощанье саблю,
                Вместе с острой саблей пику подари…

   Здесь даже певица, которой предстояло исполнить эту песню, уж не Русланова ли, засомневалась: «А с чем же тогда он воевать пойдет?»
   Вот очень хорошая песня, «Два друга» называется .Помните «Было два друга в нашем
полку, пой песню, пой». Они дружили, спасали друг другу жизнь, делились всем и вдруг их вызвал командир и заявил:

                На Север поедет один из вас,
                На Дальний Восток - другой.

   Я слышал эту песню, когда еще не ходил в школу. С патефонной пластинки звучал голос
Утесова и как только песня закончилась, сразу во мне возникло чувство несправедливости, даже протеста и живет до сих пор. Друзья должны быть вместе.
   Много хороших песен написал замечательный поэт Алексей Фатьянов. Он просто писал стихи, а получалось так, что каждый его стих становился песней, лиричной и душевной. Бы-ла у него песня о друзьях - однополчанах. Один куплет из этой песни поначалу был таков:
                Мы тебе хороший дом построим
                И дощечку прикрепим к окну –
                Здесь живет семья российского героя,
                Грудью защитившего страну.

   На первых патефонных пластинках так и пели. Затем кому-то из причастных к выпускам этих пластинок вторая строчка показалась неловкой, это и в самом деле как-то так, какая до щечка, кто их когда крепил? Сейчас вторую строчку поют «Чтобы было видно по всему», а на маленькую нескладность не обращают внимания.
   Про Сталина в свое время были написаны сотни песен, и не только о нем, а о его сапогах, шинели, улыбке, трубочке, как он усмехался в усы, даже в первой редакции гимна Советского Союза ему посвящены две строчки, (Ленину – одна).Сейчас это нигде не услышишь, но фронтовую песню об артиллеристах иногда вспоминают. Там есть строчка:
                Артиллеристы – точный дан приказ!

   Но раньше, когда Сталин был в фаворе, Артур Эйзен пел:

                Артиллеристы – Сталин дал приказ!

   Есть еще несколько старых песен, очень хороших, которые исполняются и сегодня. Слова о Сталине в них изъяты и заменены, среди них лирические, спортивные и даже колыбельная, и пусть они живут в таком виде. 
   Была в свое время популярна песня, которая начиналась так?

                Ой вы кони, вы кони стальные,
                Боевые друзья - трактора

   Трактор - стальной конь. Неплохое сравнение, хотя что-то похожее встречается у Есенина.
Далее - припев:
                Мы с железным конем
                Все поля обойдем

   Так, конь уже железный. Согласитесь, что сталь и железо - вещи все-таки разные. Но это непринципиально, можно и так сказать. А вот далее-

                Соберем и посеем и вспашем

когда нужно делать как раз наоборот. Но чего не сделаешь ради рифмы. Это было бы простительно поэтам районного масштаба.
    «Песня о Родине», музыка И. Дунаевского, слова В. Лебедева-Кумача, замечательная вещь ну пусть для людей моего  поколения и близких к этому. Она вполне достойна стать гимном, если бы все сказанное  там соответствовало  действительности, кроме самых первых двух строчек, разумеется. Так вот, там есть строки:

                Но сурово брови мы насупим,
                Если враг захочет нас сломать

   Здесь лучше употребить глагол «сломить», а «сломать» сказано, чтобы это слово рифмовалось со словом «мать» и звучит довольно неловко. Но на это мало кто обращает внимание, в общем и целом смысл не утрачивается:

                Как невесту, Родину мы любим,
                Бережем, как ласковую мать.

   Долгое время была популярна пионерская песня. До войны и долгое время после пели ее. Там есть такие строчки:
                Близится эра светлых годов.
                Клич пионеров - всегда будь готов.

   Написано складно, хорошо, и музыка прекрасная. Тут дело в другом - и сам помню, и родители рассказывали, и деды говорили – всю - то жизнь живешь как-то внатяжку, вечные нехватки, не всегда можешь приобрести полюбившуюся вещь или съездить куда захочешь. Речь идет об основной массе населения-селянах, большинстве  рабочих, пенсионерах, коих 90%.
   Не так уж много известных, заслуженных спортсменов, артистов, ученых, больше чиновников и рвачей, которые не бедствуют. Это тема для отдельного разговора и здесь далеко можно залезть в дебри. Так вот, эта  «эра светлых годов» все близится, близится и приблизиться никак не может.
   В 60-е годы прошлого уже века композитор А. Островский с поэтом А. Новиковым написали целый цикл песен: «А у нас во дворе». В одной из песен этого цикла первоначально один куплет был такой:

                Губы не прячь и глаза не отвертывай,
                Ты уж как хочешь, а мне по душе
                Помнить квартиру сто тридцать четвертую,
                Твой огонек на втором (шестом, седьмом) этаже.

   Существует пластинка 78 оборотов, патефонная, где эти слова поет Иосиф Кобзон. Вероятно, были какие-то споры, как это «не отвертывай», что глаза, шуруп, что ли, потому что впоследствии и сейчас она исполняется так:
                Губы не прячь и на дверь не поглядывай,
                …
                Помнить квартиру сто двадцать девятую
                …
   Была песня, сведений о ней не помню, имела небольшую популярность в середине 70-х.
Вначале один из куплетов начинался так:

                Жаль, бессмертья нет пока что, это да,
                А его достоин каждый, это да

   Но автор вскоре отрешился от своего благодушества  и нам остается согласиться с ним.
Нет, не каждый, ох, далеко не каждый достоин  бессмертия и в следующей редакции, а я
слышал оба варианта, этот куплет звучал по-другому:

                Жаль, что нет пока бессмертья, это да,
                Но к нему придут, поверьте, это да.

   Во времена строительства БАМа на эту тему много было написано песен, даже Пахмутова откликнулась, часто они звучали. Одна из них начиналась так:

                Солнце с неба светит мудро…

   Какая-то патетическая бессмыслица. Написать «хмуро» значило бы неодобрение Солнцем  этой затеи. Приведу куплет полностью:

                Солнце с неба светит мудро,
                Молодеет древний край.
                От Байкала до Амура
                Мы проложим магистраль

   И дальше - «Бам!»,  «Бам!».
   Назову еще один момент, группа «Любэ». Группа известная, авторитетная. В одной из песен, что исполняет эта группа, есть строчка:

                Про себя втихаря помолюсь

   Ни один верующий так не скажет. Словцо «втихаря» принадлежит скорее к уголовному лексикону. Автор отбросил нейтральное  «в тишине» и предпочел другое выражение, скорее  всего с целью как-то  выделиться, показать свою  крутость и надо признать, это ему вполне удалось.
   И наконец, песня уже довольно старая, годов, пожалуй, семидесятых, но она исполняется не так уж редко. Песня эта из репертуара великолепного певца Льва Лещенко и строчку из этой песни слышали все. Обсуждать и комментировать не буду:

                Соловей российский, славный птах

   Следует заметить, что в прошлые годы один такой ляп приходился один на несколько десятков, возможно, даже сотен песен. А сейчас это происходит сплошь и рядом, можно сказать, даже примелькалось. Их часто можно слышать в выступлениях Михаила Задорнова, например:
                Пусть исчезнет грусть,
                И я к тебе припрусь,
                А когда припрусь,
                Радость будет пусть.               
Или
               
                Будет лентой пулеметной
                Красоваться поцелуй

   Такие и подобные строки по существу просто грязная пена. А хорошая песня предполагает единство четырех составляющих. Это музыка, слова, голос певца и музыкальное сопровождение. Таковы песни в исполнении Марка Бернеса, Владимира Трошина, Майи Кристалинской, Эдиты Пьехи. Язык наш иногда пасует, когда хочешь что-либо сказать. Ну что, например, скажешь про эти песни? Что они чудесны, хороши, великолепны, замечательны, превосходны, еще какие-то? Все эти слова не могут передать переполняющего чувства, как-то затерты, что ли. А еще песни:  «Тонкая рябина», «Услышь меня, хорошая», «Случайность», «Куда бежишь, тропинка милая», «Подмосковные вечера», «Песня о друге» В. Высоцкого и
 «Песня о друге» из фильма  «Путь к причалу». Подобных песен много, очень много, но почти все они, увы, написаны в прошлом. Нынешняя эстрада поставляет горы музыкального мусора, а ручеек, по которому текут настоящие, красивые и душевные песни, очень мелок и узок.


Рецензии