Три дня в Праге

Злата Прага… Почему именно «злата»? Мне ответ стал ясен, когда из иллюминатора самолёта поздним вечером стал виден город – весь просто залитый огнями! Такое впечатление, что даже маленькие тропинки в парке, и те – освещены, не говоря уж о переулках, улочках, а тем более – домах и площадях.

А сам город – весь из камня и зелени: каменные дома, каменные  лестницы (их очень много, ведь город расположен в холмистой местности), каменные – сплошная брусчатка - улицы и тротуары. И очень, очень много зелени, всё возможное свободное пространство просто насыщено парками, садами, скверами или просто отдельными зелёными вкраплениями, среди которых много пирамидальных растений. Правда, в центре города, традиционном европейском «старом» городе, дома стоят плотнее, зелени поменьше, но всё равно она присутствует и занимает все возможные кусочки свободной площади.

Если характеризовать город одним словом, то после даже небольшого знакомства с ним всплывает слово «добротно». Основное архитектурное решение Праги соответствует общепринятым европейским канонам: центр – площадь, на которой расположены костёл, ратуша и базар, вокруг – жилые кварталы. Здесь и готика, и классика, присутствуют и другие стили: итальянский ренессанс с его открытыми лоджиями (ведь итальянцы любят, когда много света и солнца), барокко (в переводе с итальянского – странный, удивительный) с его закруглёнными фасадами, даже кубизм, но всё очень органично связано в единый организм города, ничто не вырывается всполохом при полном отсутствии единообразия. Основная застройка – здания в 3-4 этажа, многие из которых увенчаны куполами или остроконечными башенками. Плотно стоящие дома, крепкие стены, черепичные крыши, красивые соборы и костёлы – всё как-то необычайно основательно сделано. Не удивительно, что один из домов на берегу Влтавы особенно полюбился японцам: точно такой же, построенный чешским архитектором в Нагасаки, был единственным зданием, не обрушившимся после ядерной бомбардировки, даже купол уцелел, пострадали только стекла.

Центральную Староместскую площадь, известную с 965 года, украшает позеленевший от времени огромный памятник Яну Гусу – известному проповеднику XV века. Гуситские войны – войны между католиками и протестантами, которых возглавлял Гус, шли так долго и были столь кровопролитны, что сегодня Чехия – самая атеистичная из европейских стран, верующие - лишь тридцать процентов населения.

Прага всегда была торговым городом, ведь расположена она на пересечении основных европейских торговых путей. Одним из первых «генеральных застройщиков» Праги был Якуб – арабский купец еврейского происхождения. Он выстроил один из красивейших соборов Праги – костёл святого Якуба, потрясающе красиво отделанный мрамором и массой изумительной лепнины. Существует легенда, что некий человек решил обокрасть костёл – снять со скульптуры Мадонны красивое ожерелье. Но как только он попытался сделать это, Мадонна так крепко схватила его за руку, что освободить вора не смогли ни прибежавшие на крики монахи, ни прихожане, а освободил вора лишь… палач, отрубивший эту руку. Надо сказать, что чехи вообще народ довольно жёсткий, это проявляется, например, таким образом. На Староместской площади, на башне ратуши, установлены необыкновенные часы. Часовщик создавал их сорок лет, а когда закончил – его ослепили, чтобы он никогда больше не смог создать такие же. Но слепой несчастный старик сумел отомстить – с помощью ученика пробрался ночью в башню и сломал часы так, что отреставрировали их спустя только несколько столетий.

Вообще-то чехи - люди с большим достоинством и самодостаточностью (не хочу сказать «самоуверенностью»). При общении со многими из них думаешь, что доброжелательны, потом приглядишься – нет, просто безразлично отстранённы. По отношению к русским присутствует некоторый, впрочем, очень незначительный, налёт воспоминаний о «Пражской весне».

Одним из основателей страны был Чех, брат Леха, основателя Польши. У Чеха не было сыновей - наследников, зато были три дочери, младшая – Лягуша – известная пророчица и провидица, правда, чуть больше, чем надо, любившая общество мужчин. Лягуша пользовалась большой любовью чехов, они хотели, чтобы именно она приняла престол, вопрос был лишь с её замужеством. Слишком много было желавших стать чешским королём не для блага страны, а для своего личного блага. Лягуша велела, чтобы ей завязали глаза, посадили на коня и отпустили «в чистое поле». Остановился конь около простого пахаря, который и стал основателем Чешской династии, правившей страной более 400 лет.

Сегодня Чехия – парламентская республика во главе с президентом, который впрочем лишь представляет страну за рубежом, реальные вопросы в стране решает премьер-министр. Но вот во время нашего пребывания в Чехии этот пост был вакантен, однако никаких нарушений порядка мы не заметили. Всё спокойно, тихо, с большим достоинством. А сами чехи вообще никуда не спешат и не торопятся, здесь как-то по другому течёт время.

Прекрасно работает транспорт, и тут есть чему поучиться: стоимость проезда на различных видах транспорта одинакова, проездные можно купить не только на какой то срок или вид транспорта – а просто на 20 минут, и действовать этот билетик будет с момента его компостирования. Есть билетики на час, два, день, два, три дня, и езди, сколько нужно. Нет контролёров в метро – проход свободен (в Москве свободен вход в троллейбус, автобус, трамвай, а вот в метро – обязательный контролёр или турникет). Здесь же входи куда хочешь, но если тебя задержат контролёры за бесплатный проезд – поплатишься.

На дорогах никаких пробок, автовладельцы не просто вежливы друг с другом и пешеходами, а предупредительно пропускают их, когда этого даже не ожидаешь. Стоит только сойти с тротуара, как по волшебству останавливаются все движущиеся машины. Кстати, сами автомобили в основном всё отечественные – шкоды, фольксвагены, мерседесы, то есть те, которые бегают по улицам и нашего отечества. А вот жигулей не видно. Преимущество имеет только один – самый популярный вид транспорта – трамвай, который ходит по принципу «всё, что на рельсах, это моё».

Рекламы на улицах – минимум, да и грех был бы завешивать эти дивные здания, где всё так чисто, опрятно и добротно. Все вывески только по-чешски, латинскими буквами, но читаются очень легко, хотя иногда и наоборот. То есть ясно, что «лекарня» - это аптека, «выступ» - выход, а «станица» - станция, но то, что «потравим» - это продуктовый магазин - некоторая неожиданность.

Город любит принимать гостей -  в Праге больше шести тысяч гостиниц, очень чистых, удобных, с прекрасными ресторанами, впрочем, об этом – поподробнее.
Чехи – мясоеды, как говорят, чехи заедают мясо мясом. Мясо едят три раза в день, и уж приготовлено оно прекрасно, с большим количеством соусов, приправ и… кнедликов. Кнедлики – это кусочки варёного теста, напоминающие разрезанный ломтиками, но без корочки, белый батон. Этими кнедликами украшают тарелку и предназначены они для того, чтобы, размяв их, съесть весь соус с тарелки. И удобно, и вкусно. Рыбу если едят – то раз в год, даже к молочным, овощам и фруктам относятся с некоторым подозрением: не вредно ли?

А вот пиво – это да! Пиво превосходнейшее, мягкое, разное как по цвету, так и по зрелости и крепости, но любое – очень приятное на вкус и запах. А на улицах много таких привычных для нас лёгких пивных павильонов. Только вот не «Балтика» написано на них, а «Старопрамен» или «Крушовице». Вот не знаю, пиво ли тому виной, но на улице встречаются и пьяные, и просто спившиеся лица, кто-то «отдыхает» на ступенях костёла, кто-то попрошайничает, в общем, ничего нового…

Есть в Праге и «город в городе» - это еврейский квартал. Евреи жили в Праге всегда. Такие же люди, с теми же проблемами, но только другого вероисповедания, других обычаев, в другой одежде. Традиционно занимались торговлей, но  после ограничений, принятых католической церковью в XШ веке, живущие только в рамках «еврейского города». И заниматься они могли только экономикой, точнее тем, что давали деньги «в рост», потому что церковь считала ростовщичество занятием, недостойным христиан. В те годы в Европе начали появляться еврейские гетто, сначала – в Венеции, потом и в Праге, в которых евреи жили очень тяжело, скученно, да и любимым «видом спорта» простых горожан были еврейские погромы. Но денежки у евреев Праги водились, и погромы разворачивали с полдороги. Начиная с ХVП века, ограничения по месту жительства были сняты, и евреи начали разъезжаться по всему городу, сегодня этот квартал – квартал бедноты и криминала. Осталось здесь лишь шесть синагог и старое еврейское кладбище.

В синагоге мужчины молятся отдельно от женщин, чтобы ничто отвлекало от молитвы. И читающий молитву из Торы стоит не выше, а ниже тех, кто произносит «аминь», ведь известная еврейская молитва так и начинается со слов «из глубины взываю к тебе…». И еврейское кладбище поднято над землей, так как оно очень ограничено по площади стоящими рядом домами, и вновь усопших приходилось хоронить в искусственно насыпанный слой земли. Сегодня на этом кладбище двенадцать слоёв земли. Ведь старые захоронения иудаизм тревожить категорически запрещает – тут нет никакой возможности «подхоронить» в семейную могилу, никаких эксгумаций нет и быть не может, вот и росло кладбище в вышину… Да и хоронят евреи всех одинаково скромно – только в гробу из неотёсанного дерева и самом простом саване.

Одна из местных синагог – самая старая в Европе. Внутри синагоги может быть необыкновенная роскошь, но внешне она всегда очень скромна. Костёл устремлён в небо, кричит о себе башенками и фронтоном, фасад же синагоги может быть украшен только десятью римскими цифрами – напоминанием о десяти божьих заповедях. Даже настенные часы здесь «с заморочками» - стрелки бегут в обратную сторону, а вместо цифр – буквы.

Город расположен по обоим берегам Влтавы, которые соединяют несколько мостов. Один из них – Карлов мост – в наши дни стал пристанищем людей искусства, богемы. Здесь и продают многие свои творения художники, скульпторы, ювелиры. Здесь выступают певцы и музыканты, есть даже шарманщики. Есть и заветное место на Карловом мосту -  скульптура святого, к которой необходимо прикоснуться и загадать заветное желание. Говорят, обязательно исполнится. Только вот желание может быть только одно. Ну, что же, здоровья всем нам…

Неподалёку расположен монастырь святой Клары, основанный некой Онежкой. Эта девушка долго не могла выйти замуж и решила не просто уйти в монахини  - сама стала основательницей монастыря, где всю жизнь и прослужила настоятельницей, слыла очень набожным, верующим и всегда готовым помочь людям человеком. После её кончины, дабы уберечь её останки (ведь шли гуситские войны, и останки не должны были быть осквернены), монашки их спрятали так, что не нашли и до сей поры. В народе существовало поверье, что, когда Онежку признают святой, жизнь чехов станет легче. Но как её канонизировать, если нет останков, мощей? А в год, когда распался блок стран Варшавского договора, 14 сентября Онежку всё-таки канонизировали, после восьмисот лет раздумий, а 17 сентября произошла «бархатная» революция. Судите сами… 

Чехи любят животных. Нам встретилось несколько собачек, выгуливающих своих хозяев, именно такое складывается впечатление. Большинство собачек – без поводков. Спокойно идут рядом с хозяином, в полной уверенности, что никто их не обидит и не собьёт машина. Что-то бездомных собак мы не увидели, зато в одном из окон магазина вывеска: «заказ еды для собак». Ничего себе.

Сами пражане одеты очень просто, не вычурно. Магазины одежды в основном двух видов – спортивная одежда и молодёжная. Так они и одеваются. На пражанках – ни капли косметики, нет даже следа губной помады. Никаких ювелирных украшений, только изредка увидишь какие-то жуткие копеечные бусики.

Чехи любят развлечься. Мы попали в город как раз на «праздник музыки». Невероятное скопление народа, все -  в различных национальных костюмах, причём разных, характерных для каждой местности, масса своеобразных музыкальных инструментов. Лично меня поразили большущие медные кувшины, которые несут вдвоём сильные мужчины. Что там внутри кувшинов – не ясно, но при движении гремят они так, что ничего вокруг вообще не слышно. Ленты, цветы, флаги, юбки – всё развевается по ветру, все смеются, танцуют, толкаются, причём большинство участников этого карнавала – люди далеко не юношеского возраста, что совершенно не мешает им чувствовать себя прекрасно и вести себя совершенно раскованно. Да, никогда не увидеть мне толпу в косоворотках и сарафанах на улицах Москвы, если только это не наёмные актёры.

Одним из замечательных пражских зрелищ являются Кржижковы фонтаны. Поздним вечером, на фоне красивого старинного здания, из устроенных водоёмов взвиваются тысячи струй. Всё подсвечено разноцветными лампами, звучит красивая музыка, струи фонтана то падают, то вновь поднимаются, меняют своё направление, свет мерцает, просто чудо! По своей силе эта картина может сравниться разве что с извержением вулкана, но вулкан – это сплошной негатив, а здесь – великая радость бытия!

Любопытной была и поездка в Детинец – старинный, возрождённый в последние годы замок с действующей пивоварней и трактиром. Фенечкой этого заведения является полное его соответствие придорожному трактиру средневековья. Из мебели – только лавки и столы из неструганого дерева, официанты обряжены в хламьё, какие-то старые рваные мешки, подпоясанные верёвками. На посетителей они орут специально поставленными грубыми голосами, пихаются и толкаются, хорошо, что хоть их площадную чешскую ругань мы не понимаем. Трактир освещён только свечами, на стенах и потолке – черепа, скелеты, чучела, рядом висит муляж повешенного. Неожиданно в зал врываются одетые в камзолы солдаты и пираты, начинают сражаться на шпагах и факелах, появляются полуодетые танцовщицы, забирающиеся на столы и отплясывающие на них, между нашими тарелками, свои стремительные танцы. В зале шум и гам достигают апогея, невольно принимаешь во всём этом активное участие, в общем, впечатление – потрясающее! Да и еда, хоть и грубая, деревенская, но исключительно вкусная, а уж свежее, сваренное практически в нашем присутствии, пиво – вообще выше всяких похвал!

Колорит здесь вообще в почёте. Главным талисманом, оберегом дома является… баба Яга. Но местная Яга – городская дамочка, не лесная бомжиха, живущая в тёмном лесу. Может быть поэтому она несёт не зло, а оберегает дом от всякой нечисти. Ну, успеху ей в этом, и  у меня в доме теперь такая же прижилась. Надеюсь, и мой дом она обережёт от напасти.

Замечательная была поездка!


2006 год







Рецензии