Первый диспетчер

Из корня простого унтера

В 30-е годы на строительстве Магнитки оказались люди, чьих имен сегодня не найти в местных справочниках и музеях.
Они приехали на стройку века без агитационного шума и не на поездах с яркими кричащими лозунгами.
Один из них - Павел Иванович Иовик (1887 - 1964), в те годы старший диспетчер железнодорожного транспорта рудника. Именно по разработанным им графикам горные диспетчеры работали долгое время.
Он никогда не рвался в первые ряды: спокойный семейный человек, не ищущий перемен. Он и не представлял, как круто изменится его жизнь, когда ему будет за сорок.
Родился Павел Иовик 19 ноября 1887 года в деревне Годовичи бывшей Волынской губернии.
Отец Иван Тихонович,унтер - офицер, ушедший в отставку после русско-турецкой войны 1877 - 1878 годов, имел пол - надела земли, на котором надо было как-то устроить пятерых сыновей и дочь.
Павла с десяти лет послали учиться в народное,а затем и городское училище города Ковеля. В 1905 году он поступил на железную дорогу учеником телеграфиста, а через  пять лет, по окончании железнодорожных курсов в Варшаве, назначен на службу движения на Брестско-Варшавском участке.
В канун Первой мировой войны Павел связал свою судьбу с семнадцатилетней Аннушкой из польских мещан Пекарских.
Через год семью эвакуировали на Северные дороги,  Иовика назначили начальником станции. Здесь и застала его Октябрьская революция.

 Вредителей - к стенке!

Круговерть гражданской войны почти не коснулась Павла: политикой он не интересовался, в партиях не состоял, добросовестно работал все 25 лет, когда его жизнь трагически переменилась.
К концу двадцатых годов промышленное оборудование находилось весьма в плачевном состоянии.
Результатом стало резко увеличившееся число аварий и катастроф, особенно - в угольной промышленности и на транспорте.
Виновниками оказались, разумеется, "инженеры- вредители" - те самые, противопоставлявшие пролетарской революционной необходимости буржуазные расчетные формулы.
Все ошибки и промахи списали на "врагов рабочего класса", якобы связанных с бывшими хозяевами предприятий и с зарубежными разведками.
Первый процесс по вредительству организовали в 1928 году. С мая 1929 года началась череда постановлений о наказаниях.
16 ноября 1930 года старший диспетчер станции Всполье (ныне - Ярославль - Главный) Павел Иовик арестован и обвинен по статьям 58/7 и 58/10 УК РСФСР: вредительство, пропаганда или агитация, содержащая призыв к свержению, подрыву или ослаблению Советской власти. Тогда за год по этим статьям арестовали до пяти  тысяч специалистов.

 Врагов - выслать!

Как итог - острая нехватка квалифицированных кадров на железных дорогах.
Политбюро ЦК 15 сентября 1931 года принимает решение "о досрочном освобождении бывших вредителей бывших вредителей, инженеров и техников железнодорожного транспорта для использования их на транспорте с оставлением наказания условным и передаче их для на работе на транспорте под надзором ОГПУ".
После года пребывания в доме заключения (короче, тюрьме - автор) Павла Ивановича выслали в Уральскую область, а затем с группой других опальных инженеров направили на работу в Магнитогорск.
В ноябре 1931 года он назначен диспетчером Горного транспорта, а через три дня - старшим диспетчером Горнорудного управления, самым первым в истории рудника.
На Иовика возложили задачу организации грузового потока между Пермской железной дорогой и площадкой комбината.
Подавляющее большинство первостроителей Магнитки прибывало сюда по комсомольским путевка или партийному набору.

 Новый суд

Своим самым большим вкладом в организацию работы транспорта в 1932 году Павел Иванович считал отмену прохождения поездных маршрутов грузопотока с Пермской ЖД
в Магнитогорск через сеть рудника и перенос их на специально выделенные пути.
За это он был отмечен премией.
Когда в феврале 1932 года опальных инженеров амнистировали, Павел Иванович решил остаться в Магнитке.
Ему предоставили квартиру в новеньком двухэтажном бараке, в десяти минутах ходьбы от работы, куда вскоре перебралась и вся его семья - жена и трое детей.
Судьба Павла Иовика и здесь была нелегкой. в 1933 году, когда он был начальником службы движения горного транспорта, произошел очередной сход груженого состава с путей.
Непосредственно вины в этом крушении Иовика не было, но его, как находящегося под надзором ОГПУ, сняли с должности и осудили. Вскоре он был оправдан областным судом и назначен инженером технического отдела на участок погрузки горы Магнитной.
Здесь он приобрел смежную специальность экономиста и позже перевелся в плановую группу Горного управления.

Во время войны и после

В годы войны Павел Иванович совмещал работу в плановой группе с должностью диспетчера, перестраивая службу движения с учетом резкого увеличения грузоперевозок. Он был награжден медалью "За доблестный труд в Великой Отечественной войне 1941 - 1945 годы".
Он был добросовестнейшим работником, не боявшимся взять на себя ответственность за принятые решения.
Немногословный, редко улыбающийся, всегда с книгами по профессии, настоящий профессионал.
"Говори поменьше, кому надо - все про тебя знают", -иногда слышала от него семья.
Павел Иовик ушел на пенсию в 1954 году с должности главного ревизора железных дорог рудника, отдав комбинату четверть века безупречной работы. Ему было 67 лет.

 Династия

Борис Павлович Иовик, студент-заочник металлургического института, с должности заведующего дамбой уйдет на фронт добровольцем и погибнет под Воронежем в 1942 году.
Леонид Павлович Иовик пройдет все ступеньки карьеры - от рабочего до одного из руководителей комбината.
Нина Павловна станет начальником отдела ОТК в одном из подразделений комбината.
Общий трудовой стаж семьи Иовиков на комбинате близок к 200 годам...


Рецензии