Лермонтов на Кавказе

       Радиолюбители Кавказских Минеральных Вод и Георгиевска Ставропольского края приступили к разработке положения к учреждаемому ими электронному  диплому памяти великого русского поэта Михаила Лермонтова - «Лермонтов на Кавказе». Кавказ стал  для него не только поэтической родиной. Вся сознательная жизнь поэта связана с этим чудесным краем. Здесь, на склоне воспетого им Машука, в результате  трагических обстоятельств,  завершилась его короткая жизнь, навсегда оставшаяся в нашей памяти. Синие горы  Пятигорья  остались  последним   мгновением,   запечатлевшемся   в  прощальном  взоре  поэта, сражённого  у подножия   Машука.
     …«Синие горы Кавказа, приветствую вас! Вы взлелеяли детство моё; вы носили меня на своих одичалых хребтах, облаками меня одевали, вы к небу меня приучили, и я с той поры всё мечтаю об вас да о небе…».  Этими  вдохновенными словами Лермонтов выразил своё отношение  к первым его поездкам на Кавказ в детские годы. Впервые он побывал на Кавказе в четырёхлетнем возрасте в 1818 году, а затем в 1820 и 1825 годах. Его бабушка Елизавета Алексеевна Арсеньева привозила любимого внука на Горячие Воды, так тогда  до 1830 года назывался Пятигорск, чтобы поправить его здоровье. Этот край в предгорьях Северного Кавказа занял особое место в жизни Лермонтова. Здесь он не раз находил приют в годы изгнаний.
       Величественный зелёный край Кавказа, увенчанный на горизонте белоснежными вершинам, сказочно красивым пятиглавым Бештау и чудесными картинами природы, давно привлекал к себе внимание   многих русских поэтов  его славной поэтической историей. Здесь были Ломоносов, Херасков, Державин, Жуковский, Грибоедов, Рылеев и другие менее известные поэты.                Здесь нашла  когда - то приют и свободолюбивая муза Пушкина: «Во дни печальные разлуки мои задумчивые звуки напоминали мне Кавказ, где пасмурный Бешту, пустынник величавый, аулов и полей властитель пятиглавый был новый для меня Парнас», вспоминал он об этих дорогих ему местах. А своему брату Лёвушке восторженно писал: «Жалею, друг мой, что ты со мною не видал великолепную цепь этих гор; ледяные их вершины, которые издали, на ясной заре, кажутся странными облаками, разноцветными и недвижимыми; жалею, что не всходил со мною на острый верх  пятихолмного Бешту, Машука, Железной горы,  Каменной и Змеиной».
      Здесь, летом в 1820 году,  пересеклись жизненные пути Пушкина и Лермонтова, когда Пушкин впервые приехал на Кавказ. И вполне можно предполагать, что, гуляя по пятигорской горной тропе, он мог встретиться с шестилетним мальчиком Мишей Лермонтовым, внимательно всматривающимся в синевшие на горизонте  горы.  Конечно,    Пушкин  не знал, что     этот  мальчик через несколько лет станет его достойным наследником. . Наслышанный в детстве рассказов о Кавказе от людей, побывавших там, юный Лермонтов стремился увидеть  таинственные картины кавказской жизни, наблюдал нравы горцев, их праздники, игры, в которых  выражались ловкость и мужество, посещал жилища,  их уклад жизни. И общаясь с их бытом, традициями, в его живом воображении уже созревали поэтические строки. Четырнадцатилетний Лермонтов пишет поэмы: «Черкесы» и «Кавказский пленник», а затем – «Каллы», «Аул Бастунджи», «Измаил Бей», «Хаджи – Абрек». Кроме них Кавказу он посвятил несколько стихотворений.
       Поэт хорошо знал этот край. Уже в период первой ссылки на Кавказ он писал, что  «изъездил  Линию всю вдоль от Кизляра до Тамани, переехал горы, был в Шуше, в Кубе, в Шемахе, в Кахетии, одетый по – черкески, с ружьём за плечами;  ночевал в чистом поле, засыпал под крик шакалов, ел чурек, пил кахетинское даже…» . Он был ещё и хорошим  художником. В поездках по Кавказу, встречая на своём пути прекрасные места окружающей природы, производил их зарисовки с последующими превращениями их в картины, писаные маслом.

       Первые свои, по сути автобиографические  произведения, посвящённые Кавказу, он создавал в разные годы, будучи уже воспитанником университетского пансиона, студентом Московского Университета, а затем юнкером в школе гвардейских подпрапорщиков и кавалерийских юнкеров в  Петербурге. А уже в зрелые годы в его литературных произведениях раскрылась истинно русская душа поэта, его гражданское мужество и удивительная способность проникать в существо тяжелой жизни людей в условиях крепостного права. Это понимание  общества отмечалось уже в ранних его стихах.

      Создавая свои произведения, Лермонтов придавал некоторым из них аллегоричные формы узнаваемых обстоятельств и персонажей. В стихотворении «Парус», например,  выражено его личное мнение о состоянии мрачного  народного моря его времени, требующего бури перемен обретающих покой. А в  драме «Маскарад» с обличительной силой изображен «век нынешний, блестящий, но ничтожный», где показана жизнь петербургского великосветского общества, которая представлялась ему как пустой и лживый маскарад. Он знал себе цену, рассказав о ней про «дубовый листок, оторвавшийся от ветки родимой». Такой гений мог родиться только на российской земле.

       В те годы Кавказ был местом ссылки  людей,  по каким – либо причинам неугодным царской России. Среди них был и Лермонтов. Он был сослан на Кавказ по делу  «О непозволительных стихах, написанных корнетом лейб – гвардии Гусарского полка Лермонтовым». 29 января 1837 года скончался смертельно раненый на дуэли Пушкин. Его убийство потрясло Лермонтова, и он пишет стихотворение  «Смерть поэта», в котором выражает свой протест с обличением тех, кто погубил  поэта. На донесении царю шефа жандармов Бенкендорфа, в котором говорилось: «Вступление к этому сочинению дерзко, а конец – бесстыдное вольнодумство более чем преступно», резолюция Николая I: «Мы поступим с ним согласно закону». написал он,  отправляя в ссылку «под пули черкесов».  К счастью они пролетали мимо него. Но трагическая гибель  Лермонтова потрясла тогдашнюю общественность своей нелепостью.

      До наших дней дошли свидетельства современников Лермонтова о событиях, предшествующих трагической гибели поэта до и после неё. Бывая в Пятигорске, Лермонтов постоянно встречался не только со своими друзьями и хорошими знакомыми, но и с явными и тайными врагами. В  его недолгой жизни таких было много.  Среди них был и Мартынов, получивший позорное имя убийцы поэта. Человек себялюбивый, озлобленный  неудачной  военной карьерой, готовый стать  орудием любой провокации недругов поэта. Постоянно находился в обычном экстравагантном одеянии – в черкеске с засученными рукавами, с огромным кинжалом и шашкой на поясе. И вот эта форма его одежды стала невинной шуткой Лермонтова, сказанной им дамам на вечере в доме Верзилиных,  одном из наиболее известных в Пятигорске того времени:  «Горец с большим кинжалом». Услышав эту шутку, побледневший Мартынов, давно питавший  скрытую личную неприязнь к Лермонтову, подошел к нему и гневно сказал: «Сколько раз просил я Вас оставить свои шутки при дамах». На что удивлённый Лермонтов спросил: «Что ж, на дуэль  что ли вызовешь меня за это?». Мартынов ответил утвердительно и назвал день  дуэли.

      …Это был вторник , 15 июля 1841 года, последнее утро жизни поэта. Он всегда любил встречать рассвет, когда подножия гор были ещё в ночном тумане, а вершины были уже ярко освещены восходящими лучами солнца, одеваясь в розовый наряд. И тогда ему становилось радостно на душе и работалось легко и  вдохновенно. Вот и в это утро он побродил немного по лесным тропинкам склона Машука, помня, что будет стоять на дуэли под прицелом пистолета  своего противника. Как - то всё сложится? Да и думать ему об этом не хотелось, как и стрелять в Мартынова тоже, считая повод для дуэли ничтожным. Об этом  он решительно заявил ещё до поединка.      День склонялся к вечеру. Из-за гор стремительно надвигались грозовые тучи. Секунданты торопливо избрали местом поединка небольшую лужайку вдоль дороги, и, сделав разметку барьера между дуэлянтами в 15 метров, вручили  им дальнобойные крупнокалиберные пистолеты. Не подходя к барьеру, Лермонтов выстрелил вверх. Мартынов целился долго. Прозвучал выстрел. Лермонтов упал замертво. Тело поэта в течение нескольких часов лежало под проливным грозовым дождём, разразившимся после дуэли. Будто сама природа выразила свою скорбь его гибели. Только поздним вечером оно было перевезено на его квартиру в Пятигорск.  Первоначально Лермонтов был захоронен в Пятигорске, а после, убитая горем  бабушка, перевезла гроб с останками Лермонтова в Тарханы, где 23 апреля 1842 года он был захоронен в семейной часовне рядом с могилой  матери – Марии  Михайловны Лермонтовой.         
       Среди множества мест, освящённых его поэтическим гением, особое положение занимают города Кавказских Минеральных Вод. На Кавказе трудно найти другой уголок, где бы так тесно переплетались нити личной и творческой биографии Лермонтова. Здесь и сейчас многое напоминает о нём. В центре Пятигорска в небольшом скверике ему установлен памятник. На высоком постаменте, склонившись на выступ скалы, сидит поэт и пристально всматривается вдаль, на раскинувшиеся горные хребты  Кавказа с его величавым седым Эльбрусом.       Этот край был для него  «жилищем вольности простой», с неисчерпаемыми чудесами природы, второй  поэтической родиной. В Пятигорске, на базе литературно -  мемориального музея «Домик Лермонтова» и  лермонтовских мест в городах Пятигорске, Кисловодске и Железноводске создан Государственный музей – заповедник М. Ю. Лермонтова. В нём объединено всё, что связано с именем поэта. Тысячи  почитателей поэта ежегодно проходят по этим  местам. Это всенародная память бессмертия и славы великого поэта России. И учреждаемый диплом «Лермонтов на Кавказе»  станет одной из её страниц.


Рецензии