Лиана Галкина. Познавая прошлое Земли
Познавая прошлое Земли
На предметном столике бинокулярной лупы лежит полоска пластилина, на которой укреплены зубы мелких грызунов.
– Смотрите, – говорит кандидат биологических наук, старший научный сотрудник Биологического института СО АН СССР Лиана Ивановна Галкина, – вот эти зубы – полёвки, которая жила шестьсот тысяч лет назад. А здесь, – она меняет полоску пластилина, – челюсть цокора. Она значительно «моложе». Ей всего около ста тысяч лет.
Л. И. Галкина занимается изучением животных, обитавших в давние времена, – палеонтологией.
– Собственно, сейчас, – поясняет она, – в эпоху, когда все области человеческой деятельности, в том числе и наука, становятся всё более узкоспециализированными, наверно, уже ни о ком нельзя сказать, что он палеонтолог вообще. Кто-то занимается изучением древних моллюсков, кто-то, скажем, птицами. Я – палеонтолог, изучающий млекопитающих. И даже это, пожалуй, будет чересчур широко. Хотя, конечно, приходится заниматься различными зверями, непосредственный предмет моих научных интересов – грызуны. Я, так сказать, палеогрызунщик.
…Животные, которые обитали сотни тысяч, миллионы лет назад, – для чего нужно заниматься их исследованием?
Оказывается, изучение таких древних животных представляет собой отнюдь не праздный интерес биологов. Палеонтологические находки имеют зачастую очень большую ценность. Ведь останки ископаемых животных – это знаки, которыми природа записала историю возникновения и развития органической жизни на Земле. Историки, работая в архивах, могут по отдельным упоминаниям, намекам, фактам восстановить цепь событий, отделенных от нас столетиями. Точно так же и палеонтолог по отдельным найденным костям может определить, как шло развитие жизни в те времена, когда и человека-то еще не было.
А сколько могут рассказать об условиях жизни наших далеких предков кости животных, обнаруживаемые на стоянках первобытных людей!
Кроме того, палеонтология имеет и прикладное значение – с ее помощью геологи определяют относительный возраст пластов.
– Скажите, Лиана Ивановна, – задаю я дилетантский вопрос, – а вам никогда не приходилось находить кости каких-нибудь крупных животных, ну, скажем, мамонта, шерстистого носорога, бизона?
Л. И. Галкина улыбается.
– Во-первых, наша наука особенная. В ней можно сделать сенсацию, не отходя от собственного дома: только бери лопату и копай. Скажем, в Новосибирске как-то были найдены бивень, лопатки и позвонок мамонта на месте нынешнего здания кинотеатра имени Маяковского. А во-вторых, хотя, конечно, заманчиво найти какую-нибудь гигантскую кость, но для науки как раз более интересны останки мелких животных. По ним можно более точно датировать слой, где они обнаружены, выявить различные закономерности в изменениях, происходивших в различных районах Земли.
И это – тоже одно из важных направлений палеонтологии. Ведь если мы находим кости животного, условия обитания которого нам известны, мы можем сразу же сделать заключение о географических особенностях данного района в ту эпоху, о его ландшафте – степи ли здесь были или леса, болота или пустыни. А это, опять же, очень важно для геологов и к тому же дает основания для прогноза будущих изменений в этом районе.
…Каждое лето отправляется Лиана Ивановна вместе с другими сотрудниками в палеонтологические экспедиции. Работы ведутся где-нибудь в старых карьерах, на речных обнажениях, в пещерах. Кости крупных животных выкапываются, а для того чтобы найти останки мелких зверьков, земля просеивается на ситах. Результат работы экспедиций многих лет – одна из лучших в стране коллекций по мелким млекопитающим, собранная работниками института. И еще – во всех деталях прослежена эволюция некоторых видов животных на протяжении многих сотен тысяч лет, ученым удалось разобраться во всех этапах изменения этих древних видов животных на длинной лестнице эволюции к их нынешнему внешнему виду и образу жизни.
Сейчас новосибирские палеонтологи начинают подготовку к экспедициям предстоящего лета. И кто знает, может быть, кому-то из них посчастливится обнаружить находку, которая расскажет ученым о новом, еще неизвестном.
«Вечерний Новосибирск», 31 января 1979 г.
Свидетельство о публикации №216010501655
И всё равно, перебирая даже то, что сохранили газетные полосы, то и дело вспоминаешь слова, которые часто повторял матерый новосибирский журналист (давно уже покойный) Ефим Аронович Коган: "Ну, и много же я нагавнякал!"
Олег Костман 12.01.2016 18:16 Заявить о нарушении