Колядки - календарные обрядовые песни

Колядки или колядные песни — календарные обрядовые песни, исполняемые преимущественно в святочный период, во время ритуальных обходов по домам (колядовании). Колядование и колядки, берут свои истоки с незапамятных времен. Повсеместно распространены в Украине, среди украинского народа, а так же на тех территориях, которые исторически подпадали под влияние  украинской культуры.  В меньшей степени встречаются у белорусов, а у россиян встречаются реже и то, большей частью на территориях, которые были заселены этническими славянами (Смоленская, Новгородская и Псковская обл.), в виде так называемого (виноградья).
Похожие колядки восточных славян, встречаются в фольклоре почти всех славянских народов. Хотя есть и некоторые европейские страны, которые позаимствовали из славянской культуры колядование и колядки. Особенно близки к славянским колядкам румынские, называемые colinda. У братьев славян, чехов и словаков название песен – колядок, называют — koleda (коляда укр.) словинское kolednica, coleda, сербское — koleda, kolenda, албанское — kol;nd;.  Не правда ли все названия почти одинаково произносятся у всех славян.
Считается что, коляда или праздник коляды, происходит от древних арийских, ведических празднеств в честь солнца. Колядки относятся к дню зимнего солнцестояния, которое начинается с 21 по 25 декабря (период Рождества Христова по католическому и древним канонам).Так же, в честь славянского бога солнца, которого называли – РА (КОЛО), а символичный круг, олицетворявший солнечный диск – КОЛО, от сюда и пошло КОЛО (У)- ДА, что переводится, как СОЛНЦУ - БЫТЬ! СОЛНЦУ – ДА! Некоторые ученые считают, что перечисленные названия обрядовых песен – колядок восходят к названию греко-римского праздника нового года — kalendae. Если учесть, что древние римляне этот праздник позаимствовали у этрусков, которых большинство мировых ученых относят к славянской ветви, а следовательно к арийско – славянской языковой группе, тогда выходит, что не славяне заимствовали традицию празднования коляды, а наоборот. Подробное сравнение новогодних и святочных празднеств европейских народов с древними этрусско-римскими праздниками обнаруживает не только сходство названий, но и совпадение отдельных моментов обрядов, увеселений и пр.
С приходом христианства, церковь начала бороться с подобными остатками языческих культов, как путем прямых запрещений, так и конкуренцией, то есть организацией своих торжеств и церемоний или вкладыванием христианского смысла в истолкование традиционных народных обрядов. В VI в., при императоре Юстиниане, празднование январских календ было перенесено церковью на весь святочный цикл от Рождества 25 декабря до Крещения 6 января (болгарское — колада, коляда, коленде, французское —tsalenda, chalendes, charandes, провансальское — calendas). Эти меры, должны были посодействовать смешению обрядов разных циклов. Новогодние обряды, гадания и песни, вызывающие урожай, с праздника нового года стали все больше переноситься как на рождественский сочельник, так и на крещенский вечер. Отсюда уже отсутствие строгого деления рождественских святочных колядок и новогодних щедривок в Украине, первоначально различавшихся и по содержанию, и по форме (типические размеры украинских колядок — 10-сложный стих с делением на два пятисложных полустишия, а «щедривок» — 8-сложный стих с четырёхсложным полустишием). Указанные явления в области истории смешения культов и обрядов сказались во всей полноте на истории развития обрядовых песен-колядок и родственных им щедривок.
Христианские моменты в содержании и бытовании естественно первоначально должны были преобладать в песнях рождественских, а не новогодних. Христианские колядки в значительной мере питались церковными источниками, приближаясь и в напевах (напр. в Румынии и Украине) к церковным псалмам, распеваясь церковными братствами, напоминающими средневековые рождественские организации (calendae, calandsgilden, fratres calendarum).
Очень многие колядки и щедривки, в полном соответствии с первоначальным аграрно-магическим смыслом новогодних и святочных обрядов, имеют своим назначением в «величании» хозяина и членов его семьи при помощи словесных образов вызвать представления об урожае, богатстве, приплоде и браке. Поэтическое слово, как во многих других случаях в фольклоре, выполняет ту же магическую функцию, как и сопровождаемый им обряд. Ввиду многовековой давности колядок и щедривок в земледельческой крестьянской среде большинство образов связано с хозяйственными заботами крестьянства, берется из хозяйственного обихода и природы деревни. Однако в соответствии с магической функцией песни, исполнители её стремятся к созданию образов, идеализирующих реальную бытовую жизнь крестьянина. Стремясь, например, в песне выразить пожелание богатства или заклинание его, крестьянские певцы, естественно, не довольствуются описанием привычного сельского быта, а рисуют картины роскошной жизни вышестоящих социальных групп: князей, бояр, козаков, купцов. При этом надо предполагать, что здесь мы имеем дело не только с поэтической идеализацией крестьянскими поэтами мужицкого быта, а и с воспроизведением по традиции песен или отдельных образов, созданных в поэтическом творчестве самих господствовавших классов, подобно тому, как в крестьянской свадебной обрядности мы также встречаемся и с поэтической творческой идеализацией и с заимствованиями напр. из боярского быта и боярской поэзии. Во многих колядках несомненно сохраняются образы и картины княжеско-дружинного и боярско-феодального строя. Наконец примитивные аграрно-магические, исторические и реально-бытовые элементы переплетены с чертами церковного песенного и легендарного творчества в его народной переработке. Здесь находим и мотивы библейских и апокрифических сказаний (картины рождества Христа, поклонения волхвов, странствия Христа, элементы апокрифических рассказов о крестном древе и его целебных свойствах, апокрифический рассказ о проклятии Христом и Богородицей осины и терна и т. д.). Во многих колядках видно явное приспособление христианских легенд и мифов к потребностям аграрной магии. В одной, распространенной во многих вариантах колядок, рассказывается, «как сам Милый Господь волики гонит, Пречистая Дева есточки носит, а святый Петро за плугом ходит». Эта колядка, подобно тому, как это часто наблюдается в заговорах, вводит в эпическую часть образы богов и святых, чтобы придать ещё большую магическую силу поэтической формуле. В иных случаях удается, при сравнительном анализе вариантов, с полной очевидностью вскрыть постепенность церковно-христианских напластований на первичные традиционно-поэтические образы. Во многих колядках рассказывается о посещении хозяина святыми гостями, от которых зависит и дальнейшее счастье и благополучие человека; в других вариантах «гостейки» лишены христианских одежд: это — солнце, месяц и дождь, доставляющие радость и природе и людям. Солнце, месяц и дождик часто вступают друг с другом в спор, кто из них выше (важнее) других; и спор разрешается в пользу дождя, самого желанного гостя для земледельца:
Сонечко говорит: «Нет як на мене:
Як я освечу горы, долины,
Церкви, костелы и вси престолы».
Ясен мисячок: «Нет як над мене:
Як я освичу темну ночейку,
Возрадуются гости в дорози,
Гости в дорози, волойки в стози».
Дробен дожджейко: «Нет як над мене:
Як я перейду три разы на ярь,
Три разы на ярь мисяца мая,
Возрадуются жита, пшеници,
Жита, пшеници и вси ярници».
Развитие эпической части в колядках способствовало легкому проникновению в них мотивов из других самых разнообразных фольклорных жанров: эпических песен, в частности былин, сказок, духовных стихов, заговоров, загадок, лирических, свадебных и других обрядовых песен. Это создает особое значение материала колядок для этнографических исследований.
Коляда, коляда!
Подавай пирога,
Блин да лепёшку
В заднее окошко.

 

Ты нас будешь дарить —
мы будем хвалить,
а не будешь дарить —
мы будем корить!
Коляда, коляда!
Подавай пирога!

* * *
Маленький мальчик сел на диванчик,
Диванчик хрупь — гони рубль!

* * *
Маленький хлопчик
Сел на снопчик,
В дудочку играет,
Коляду потешает.
Авсень, авсень,
Завтра новый день!
Не стой у ворот,
Завтра Новый год!

* * *
Тяпу-ляпу,
Скорей дайте коляду!
Ножки зябнут,
Я домой побегу.
Кто даст,
Тот — князь,
Кто не даст —
Того в грязь!

* * *
На новое вам лето,
На красное вам лето!
Куда конь хвостом —
Туда жито кустом.
Куда коза рогом —
Туда сено стогом.

Сколько осиночек,
Столько вам свиночек;
Сколько елок,
Столько и коровок;
Сколько свечек,
Столько и овечек.
Счастья вам,
хозяин с хозяюшкой,
Большого здоровья,
С Новым годом
Со всем родом!
Коляда, коляда!

* * *
Щедрик-Петрик,
Дай вареник!
Ложечку кашки,
Наверх колбаски.
Этого мало,
Дай кусок сала.
Выноси скорей,
Не морозь детей!

Воробушек летит,
Хвостиком вертит,
А вы, люди, знайте,
Столы застилайте,
Гостей принимайте,
Рождество встречайте!

* * *
Ходит коляда по святым вечерам,
Заходит коляда во Павлы-село.
Собирайся, селяне,
Будем с колядой!
Открывайте сундучок,
Доставайте пятачок!
Открывайте, коробейники,
Доставайте копейки!
Подходи, не робей,
Сейчас народ потешим.
Кто будет чертом, а кто лешим!
А кто никем не хочет
Пусть за пятак хохочет!

* * *
Сегодня гулянье,
гаданье,
катанье!
Блины, пироги, чаепитие,
И розыгрыши и свидания.
Зима нас торопит, — спешите!
Спешите видеть,
слышать,
участвовать!
Рядитесь и из домов выходите,
Колядуйте, пляшите, шутите!

Есть забава неплоха:
Кто достанет петуха,
По высокому шесту
Одолей высоту!
Кто в мешке без остановки
Проскакать сумеет ловко,
Кто горшок разбить сумеет —
Ни о чем не пожалеет!
Ждем на сцене молодцов —
Самодеятельных певцов,
Балагуров и танцоров,
Гармонистов и чтецов!

Пришла коляда
Накануне Рождества.
Дайте коровку, масляну головку,
А дай Бог тому, кто в этом дому,
Ему рожь густа, рожь ужиниста:
Ему с колоса осьмина,
Из зерна ему коврига,
Из полузерна — пирог.
Наделил бы вас Господь
И житьем, и бытьем, и богатством
И воздай вам, Господи,
Еще лучше того!

* * *
Щедрик-ведрик,
Дайте вареник!
Грудочку кашки,
Кільце ковбаски.
Іще мало -
Дайте сало.
А іще не вся -
Дайте порося!

* * *
Щедрик добрий,
Я не згірший,
Дайте млинця,
Котрий більший!
Що щедрушка,
То пампушка,
Що й щедреник,
То й вареник.

* * *
Щедрий вечір, добрий вечір,
Добрим людям на здоров'я.
А пан, як господар.
Господиня, як калина.
А діточки, як квіточки.
Щедрий вечір, добрий вечір,
Добрим людям на здоров'я!

* * *
Щедрик-ведрик,
Дай вареник,
Щедрик-ведрик,
Сивий веприк.
Із колосочка -
Жита мисочка,
Із снопочка -
Ціла бочка.
Мені - млинець,
Грудочка кашки,
Пару яєць.

* * *
У нашій криниці
Плавають синиці.
А ви, молодиці,
Печіть паляниці,
З печі виймайте,
Нам по пиріжку дайте.
Щедрий вечір, добрий вечір,
Добрим людям на здоров'я!
А за сим словом будь же нам здоров,
Можний паноньку, господареньку,
Не сам з собою, з господинею,
З господинею та й з діточками.
Вінчуємо ж тя щастям, здоров'ям,
Щастям, здоров'ям та й новим роком,
А й новим роком та й довгим віком!

* * *
Ой, господар, господарочку,
Пусти в хату Меланочку,
Меланочка чисто ходить,
Нічого в хаті не пошкодить.
Як пошкодить, то помиє,
Їсти зварить та й накриє.
Добрий вечір!

* * *
Щедрик-ведрик,
Толя й Петрик
Стежку торують,
Ходять-мандрують,
Людям бажають
Щастя-врожаю.

* * *
Сію, сію, засіваю,
З Новим роком вас вітаю!
На той новий рік,
Щоб ліпше вродило,
Ніж торік!
Сію, сію, засіваю,
Вашу хату не минаю,
З Новим роком йду до хати,
Щось вам маю віншувати:
Щоби діти всі здорові,
Їсти кашу всі готові,
Щоб вам була з них потіха,
А нам грошей хоч півміха!

* * *
Коляд, коляд, колядниця,
Добра з медом паляниця,
А без меду не така,
Дайте, тітко, пирога.
Як не дасте пирога,
Візьму бика за рога,
Поведу на торжок,
Куплю собі пиріжок.

* * *
Ой дай, Боже, святок діждати,
Підем до діда колядувати.
А в нашого діда є багато хліба:
Два стіжки жита, а третя пшениця
На палянці,
А четвертий гречки на гречаники.
А пятий - вівса. Та й колядка вся.

* * *
Коляд, коляд, колядниця,
Добра з медом паляниця,
А пісна не така,
Дай, діду, п'ятака.
А ти, бабо, гривню,
Бо всю воду вип'ю

* * *
Колядую-дую,
Ковбасу чую,
А ще мало,
Дайте сало.
Сало велике,
Тягну за лико,
Лико порвалось,
Сало зосталось.
Добривечір!

* * *
Коляд, коляд, коляда,
Дід на бабу погляда,
А баба не дивиться
Та на діда кривиться.

* * *
Бігла Маруся по льоду,
Загубила коляду.
Ти, Олено, не гуляй
Та коляду пошукай.
Будьте здорові, з Різдвом!

* * *
Коляд, коляд, коляда,
Дід на бабу погляда,
А баба на діда,
Що немає хліба.

* * *
- Колядуй, баране.
- Не умію, пане.
- У вікно, баране.
- Так роги, пане.
- Позбивай, баране.
- Так болять, пане.
- Зав'яжи, баране.
- Та нічим, пане.
- Я дам, баране.
- Спасибі, пане.
Святий вечір!

      
      
Українські різдвяні пісні. Колядки
    
      

Нова радість стала
Нова радість стала,
Яка не бувала:
Над вертепом звізда ясна
Увесь світ осіяла.

Де Христос Родився,
З Діви воплотився,
Як чоловік пеленами
Убого повився.

Перед тим Дитятком
Пастушки з ягнятком
На колінця упадають,
Христа Бога вихваляють.

Просимо тя, Царю,
Небесний Владарю:
"Даруй літа щасливії
Сього дому Господарю!”

Просимо тя, Царю,
Просимо ті нині:
"Даруй волю, щастя й долю
Нашій неньці – Україні!”

На небі зірка
На небі зірка ясна засяла
І любим світлом сіяє.
Хвиля спасення нам завиталаB Бог в Вифлеємі раждаєсь.

Щоб землю з небом
В одно злучити
Христос родився, славіте,
Христос родився, славіте!

Бог предвічний
Бог предвічний народився,
Прийшов десь із небес,
Аби спас люд свій весь
І утішився.

В Вифлеємі народився
Месія Христос наш,
І пан наш, для всіх нас
Нам народився!

Ознаймив’се Ангел Божий
Наперед пастирям,
А вчера звіздарям
І земним звірям.

Діва сина як зродила,
Де Христа Невіста
Зродила Пречиста
Там звіздар стала.

А три царі несуть дари
До Віфлеєм – міста,
Де Діва Пречиста
Сина повила.

Ви, три царі, де ідете?
І демо в Віфлеєм
З желанням, з спокоєм
І повернемся.

Іншим путем повернули,
До царя Ірода І його города
Не заходили.

Йосифові Ангел мовив:
"Малую Дитину,
І Матір невинну
Нехай хоронить”.

Слава Богу! – заспіваймо
Честь Сину Божому
І пану нашому! –
Поклін віддаймо!

Добрий вечір тобі
Добрий вечір тобі,
Пане – господарю.

Приспів:
Радуйся! Ой радуйся, земле,
Син Божий народився!
Застилайте столи
Да все килимами.

Приспів:
Та кладіть калачі
З ярої пшениці.

Приспів:
Та будуть до тебе
Три празники в гості.

Приспів: Ой, перший же празник, -
Святеє Божество.

Приспів:
А другий же празник, -
Свято Василя.

Приспів:
А третій же празник,-
Святе Водохреща.

Небо і земля нині торжествують
Небо і земля (2)
нині торжествують,
Ангели, люди (2)
весело празнують:

Христос родився, Бог воплотився,
Ангели співають, Царя вітають,
Поклін віддають, пастирі грають,
"Чудо, чудо!” - повідають!

Во Вифлеємі (2)
весела новина:
Пречиста Діва (2)
породила Сина!

Христос родився, Бог воплотився,
Ангели співають, Царя вітають,
Поклін віддають, пастирі грають,
"Чудо, чудо!” - повідають!

Слово Отчеє (2)
взяло на ся тіло:
В темностях земних (2)
Сонце засвітило.

Христос родився, Бог воплотився,
Ангели співають, Царя вітають,
Поклін віддають, пастирі грають,
"Чудо, чудо!” - повідають!

Ангели служать (2)
своєму Королю,
І во вертепі (2)
творять його волю.

Христос родився, Бог воплотився,
Ангели співають, Царя вітають,
Поклін віддають, пастирі грають,
"Чудо, чудо!” - повідають!

Тріє царі (2)
зі сходу приходять,
Ладан і смирну, (2)
золото приносять,

Христос родився, Бог воплотився,
Ангели співають, Царя вітають,
Поклін віддають, пастирі грають,
"Чудо, чудо!” - повідають!

Царю і Богу (2)
теє офірують,
Пастирі людям (2)
все розповідають.

Христос родився, Бог воплотився,
Ангели співають, Царя вітають,
Поклін віддають, пастирі грають,
"Чудо, чудо!” - повідають!

І ми рожденну (2)
Богу поклін даймо,
"Слава во вишних” (2)
Йому заспіваймо.

Христос родився, Бог воплотився,
Ангели співають, Царя вітають,
Поклін віддають, пастирі грають,
"Чудо, чудо!” - повідають!


Рецензии