83. Эстетический человек в мире человека
Из всех земных существ, пожалуй, только человек является органом эстетизации действительности именно в сфере сознания и духовной деятельности. И именно эстетическое начало стимулирует вообще потребность человека в самореализации не только в смысле жизни, но и в смысле качественной жизни, не только внешне (комфорт),но и в плане психологического возвышенного отношения к жизни, открытия не только противоречий, но и гармоний реальности. В мире тотального и очевидного Уродства человек просто не смог бы и не захотел жить. Через интуицию, чувство и идею "гармонии" человек обретает и моральную реальность, сами мировые язвы вызывают грёзы о более прекрасной (ВО ВСЕХ СМЫСЛАХ) ЖИЗНИ.
самореализация предполагает у человека наличие такого инстинкта жизни, который включал бы в себя веру в возможность разных форм красоты в мире и жизни. С самого начала достаточно развитого сознания физическую красоту связывают с духовной. Эстетическая вера это и вера человека в самого себя, в свою способность добиться личной и социальной гармонии. Целое без гармонии воспринимается человеком как хаос элементов и "наличное ничто". Эстетическое многообразно. Сюда входит даже тяга обывателя к уюту, красивым вещам, слоникам на комоде. Даже пьяница желает нравится людям и мнит, что пить это прекрасное занятие. Надежда на лучшую жизнь, установка на созидательную деятельность включают в себя элемент эстетического восприятия действительности. Некоторым людям нравится безобразное, но НРАВИТСЯ же! Любитель поесть может испытывать такое же удовольствие от поглощения котлеты, как любитель музыки Бетховена. Люди стремятся к удобству и иногда даже в быт вносят поэзию. Без эстетической деятельности и её восприятия не было бы и искусства, столь обогащающего нашу жизнь. Живущие одной прозой дней кажутся убогими сколько нибудь духовному человеку. Те, кому чуждо эстетическое просто не испытали ещё его наслаждений. Они словно инфузория, для которой её лужа и есть самый реальный мир, а остальное - "сказки чудаков" и "пустые фантазии". Вряд ли уместно обвинять дальтоника в том, что он не видит красный свет - и он радуется тому, что имеет.
Разумеется, содержание красоты может быть проблематичным, "на вкус и цвет товарищей нет" - говорит пословица. Но трудно найти человека, который вообще не считал что-либо красивым. Сам тяга к красоте заложена в природу родового человека. Уже дикарь, обтёсывая камень, совершенствовал его не только по законам пользы, но и по законам красоты. Недаром древние греки уже круг считали "божественной фигурой". И если наскальные рисунки первобытных имели сперва лишь магическое и чисто информационное значение, то уже тогда подготавливалась и вся психология эстетического начала, неизбежного, как рост семени в пышное дерево.И сам главный смысл прошлого как бы заключён в его будущем, в нашем настоящем. В истории много негативного, но и всё её позитивное также движется через века, заставляя сиять глаза и души многих новых людей.
Более того, этнография даёт нам обильный материал об эстетическом восприятии и негативных явлений. Дикарь уродовал себя и считал это "красиво". Во времена культа войны и героики сама смерть воины в бою казалась прекрасной. Иногда саморазрушение эгоцентризма принимают за самосозидание и самоутверждение, т.е. имеют место эстетические переживания. Сюда же можно отнести разные формы бунта индивидуальности против общепринятых вкусов, норм, идеалов. И в этом случае мир субъекта представляется ему чем-то значимым, его внутренней красотой, его дорогой к Гармонии. Даже патология сознания не чужда чувства прекрасного. И разве нельзя назвать эстетическими чувство мощи у садиста или наслаждение страданием у мазохиста?
2.
Эстетическая самореализация многих людей приводит к созданию культуры. Хотя ей присущи свои мифы и утопии, но и их можно назвать эстетическими феноменами. Культура - самореализация человека в творчестве, преобразование среды по законам Красоты и Души - насколько позволяют условия и усилия.
Правда, традиционно считают цивилизацию антиподом культуры, механизмом подавления свободной личности. Главный же представитель Цивилизации - обездушенное, репрессированное, бюрократическое государство, технократию, уничтожающую душу человечества, власть выгод, а не эстетических переживаний. Реально же существует человечество и в каждом государстве оно осуществляет себя, со всеми своими недостатками и достоинствами, властью и выгод и эстетических потребностей. Множество современных государств называют Цивилизацией. Строго говоря, плохого в личной и социальной жизни людей много больше, чем хорошего, - но тем ценнее, значимее, нужнее это хорошее. "Среди руин цветок вдвойне прекрасней" -0 сказал бы поэт. Противоречивость жизни утверждает не только её негативные, но и позитивные моменты. Опять же, говоря поэтически, даже ночь грезит о свете дня и луна - воплощение этой грёзы. Развитие любой системы предполагает не только согласие, но и борьбу элементов. Тьма и свет - такие стороны реальности, которые не могут обойтись друг без друга и одно указывает на возможность другого, противоположного.
Возможно, что известный афоризм Достоевского - "красота спасёт мир" слишком утопичен: красота спасёт мир, только если прежде мир спасёт красоту. Впрочем, афоризм приобретает совсем иное звучание, если поменять слово "спасёт" на слово "спасает". В разных смыслах, ситуациях красота то и дело спасает души людей от одичания, оскудения, вносит в них красочное разнообразие самой реальности. Красота всё время спасает мир - здесь и сейчас, спасает не окончательно и более касается индивидов, чем коллективов. Представим себе нравственность без красоты и удовольствий - не превратится ли она в груз, в мощь одного лишь сердитого аскетизма? То же самое произошло бы и с познанием, способным познавать лишь безобразное. Без своего эстетического измерения мир превратился бы в блеклую серость животной обыденности, стал бы каторгой человеческого бытия, погасил бы у человека всякий инстинкт жизни, даже самореализацию превратил бы в фарс и карикатуру на истинную жизнь.
Сама красота всегда имеет внешнюю и внутреннюю стороны. Но только внутренняя красота или то, что называют Прекрасной Душой может пытаться облагородить мир, сделать его человечным. При этом наличие негативной среды даже обязательно, если мы имеем в виду активное и деятельное сознание. Вот почему второй главный аспект реальности - Безобразное и Чудовищное. Как уже говорилось, и у обездушенной реальности есть свои эстетические идеалы, но негативное, разрушительное в ней преобладает. Всему нужна своя мера. Обычная бережливость может перерасти в скупость, а гордость стать гордыней. Но и недостаток похвальбы становится скромностью, а превышение меры зла способствует его гибели.
Красота внешних форм необходимая часть вообще красоты мира, телесной красоты. Вместе с тем прекрасное тело, совершенно лишённое прекрасной души становится элементом прельщения, или даже чудовищного начала в мире.
3.
Итак, эстетическое начало является элементом инстинкта жизни, жизеутверждения, жизнеустроения.
Существует три формы самореализации: эмпирическая (в частных актах и делах жизни), творческая (в духе и созидательной деятельности) и экзистенции (жизни в целом - от начала сознательности до смерти индивида. В последнем случае самореализация приобретает законченных характер: человек совершил всё, что мог. Вместе с тем такая самореализация не является законченной, если иметь в виду не индивида, а род человека. Самреализация и есть назначение человека как человека родового, а её качественность бывает внешней или внутренней или тем и другим сразу. Понятно, что эстетическое начало максимально проявляется в творчестве как активной деятельности.
Самореализация в каком-то смысле полное выявление самости, если иметь в виду её третий вид. Но в двух первых видах самость может подавляться и не реализоваться до конца. Или она реализует лишь своё внешнее бытие - в урон внутреннему, или наоборот. Возможны и состояния относительной гармонии внешней и внутренней самореализации. Нужно особо отметить, что без эстетического и этического освоения мира самореализация будет ущербна при любых внешних успехах. Карлик душой останется таковым даже на троне и все его интересы, дела, достижения будут карликовые. В этом случае самореализация отличается от самовыражения, хотя последнее в творчестве необходимая его часть.
Обычно сетуют на краткость жизни. Но именно из-за краткости жизни наиболее ценным оказывается её качество, её содержательная и эстетическая глубина. Владимир Соловьёв в одном из своих сочинений напоминает нам об идее Чернышевского о прекрасном как полноте жизни. Философ уточняет, что полнота жизни "это совокупность её существенных результатов". (1.)
Эстетизация жизни делает её плодотворной, идеально-значимой. Согласно Владимиру Соловьёву, красота - синтез формы и содержания, воплощение идеи в материи, преображение и просветление материи выраженной в ней идеей. (2.) Идеально-прекрасное он противопоставляет реально-безобразному, или безразличному, скудному бытию. (3.) Красота для Соловьёва субъективный феномен, "сияние в духе" (4.)
Можно предположить, что в объективной природе, вне человека и его субъективности, красоты нет. Такая природа при всей её сложности пустая наличность, текучее бытие; обладают её явления смыслом или нет - всё едино: без человеческой оценки смысл вещи равен её бессмыслию. Даже правильность форм такого чисто объективного бытия, симметрия, гармония элементов это просто структурное бытие, а не нечто эстетическое, прекрасное. Поскольку для жизни прекрасного требуется эстетическое восприятие и оценка человека. Казалось бы проясняется важность субъективного начала. Но сам человек у Соловьёва лишь пустая форма, подставка для высших сил. Следовательно, эстетическое сознание здесь есть сознание Бога, или какая-то сторона деятельности Мировой Души. От Мировой Души Соловьёв приходит к идее Софии, божественной Премудрости, которая представляет собой всё позитивное в общей душе человечества, т.е. и эстетическое начало. И эта идеальная красота достояние не столько индивидов, сколько человечества в целом, которое должно развиваться до сверхчеловечества, развивая в частности и свои эстетические способности. Поскольку кончается эта эпопея слиянием сверхчеловечества с Божеством-Абсолютом, Бог и оказывается истинным эстетическим субъектом, а его мир тождественен красоте, это мир идеальной Красоты или Прекрасных Идей. Безобразное бытие здесь мыслится как бытие обессмысленное, чистое внешнее и формальное, содержательная пустота, убогость и мертвечина. Соловьёв не является субъективным идеалистом, но идеальность красоты значит безобразие, в лучшем случае нейтральность мира материальных форм.
Внеэстетичная материя оказывается бытием абсурдным. Она существует ни для других, ни для себя,каждый её элемент не имеет никакой ценности, сама материя представляет собой вечное и бессмысленное становление. Это океан мертвечины, в котором любое достоинство равно недостатку. Существуют ли в таком космосе сложные макрообъекты,звёзды, Млечные Пути - или не существуют: всё едино. И одной жизни в таком случае недостаточно, нужна именно разумная жизнь, цель которой, однако, не собственная самореализация, а слияние с Божеством.
Такое бытие похоже на гробницу, каждый её элемент мёртвое тело, какую бы активность оно не проявляло.
Вл.Соловьёв не был удовлетворён своей системой. Но он хорошо показал недостаточность одной материи без духа, смысла, разумной и эстетической деятельности. Вечность, лишённая сердца, была бы чудовищной, воплощением Безобразия. Вот почему Соловьёву был нужен Бог, гарант добра и красоты в мире и в собственной реальности.
4.
Но Соловьёв, не совсем на наш взгляд последовательно, допускает наличие красоты в объективном мире. В статье "Общий смысл искусства" он констатирует наличие прекрасных явлений в природе, (5.) хотя, в итоге, лишь дискредитирует их. Соловьёв несколько абсолютизирует объективность природы. В сущности же, это природа уже прошедшая через призму человеческой субъективности, идеальности, опыта, эстетизированная и преображённая образами, идеями разума. Объективна она лишь относительно, в сравнении с субъективным сознанием человека, она объективна отчасти. У Соловьева она мыслится здесь слишком объективно, фактически в контексте злой материи. Философ указывает на три особенности присутствия красоты в мире.
1. В прекрасных явлениях физического мира даны лишь элементарные признаки абсолютной идеи, в силу чего такие явления не имеют глубины.
2. Внешне качество оказывается более значимым, чем внутреннее.Имеет место противоречие формы и содержания.
3. Красота явления лишь прикрывает нечто безобразное иди нейтральное. (8.)
Поскольку же Соловьёв недооценивает индивида и что-то значит у него не отдельные человеческие существа, а человечество в целом (к тому же оно живёт и действует не для себя, его предназначение стать сверхчеловечеством и слиться с божеством - таково первоначальное учение мыслителя). Вот и возникает эстетическая проблема индивида ведь он не только душа, но и тело, т.е. если он физически красив, то эта красота поверхностная, фальшивая, противоречащая содержанию-душе, олицетворяющая собою бренность и бессмысленность материи. Это не мешает тому, что "внешнее качество оказывается более значимым, - более значащим здесь оказывается наименее значащее, красота лишь прикрывающее безобразие, оболочка.
Разумеется, физическая красота более формальное и поверхностное явление, чем красота духовная. Можно согласиться с тем, что человек при своём самообнаружении дан себе прежде всего как животное, носитель животности и чего-то внешнего - телесности. А главное для Соловьёва душа, дух, общезначимое.
Можно предположить, что самообнаружение человека уже есть осознание, активация души, дистанция Я от своей непосредственной телесности и чисто эмпирических действий, по крайней мере начало всего этого. А в душе изначально дано стремление к прекрасному, эрос. Эстетически переживаемое внешнее уже не столь поверхностно как обычное восприятие физических объектов (собственно, и восприятие сложный психический процесс). Для души чисто телесное, чисто внешнее, сущностно формальное равно безобразному. Преодолеть же телесность не значит её уничтожить, а развить сознание, душу, ослабив тем самым животное начало человека. И скорее всего общее состояние общества - сумма состояний и степеней развития индивидов. К тому же развитие творческий процесс и роль индивида в нём огромная.
5.
Уже с началом самоосознания у человека появляется чувство собственной значимости как идеальной субстанции (эросное отношение к собственной душе). Поэтому закономерно, уже в магии, в целом рабыни телесности, берёт своё начало приоритет идеального начала над материальным, чисто физическим. Это не противоречит тому, что одно путают с другим, оживотворение природы уже означает осознание важности начала идеального. Таким образом, самосознание человека - это сознание человеком того, что он более чем животное. Даже тотемизм наделяет животных именно человеческими качествами, а не наоборот. Человек сперва не в силах идейно обосновать свои интуиции. Но осознав, что он не животное, человек перестаёт быть животным, он становится хуже или лучше животного. Со временем он начинает ощущать свою телесность не только позитивно, но и негативно - в её зависимости от разного рода вещей и потребностей, в её ограничениях и бренности. Он ощущает свою животную импульсивность как порчу изначального совершенство, делает желаемое истоком своего бытия в мире. Идея грехопадения в эстетическом плане есть безобразное. И областью освобождения человека от явного ига материи оказалась душа. Одного внутреннего, идеального освобождения душе недостаточно, она проявляется в деятельности. У неё возникает потребность войти в мир, расширить свою власть над материей, одухотворить свою среду. Мир сперва дан человеку как нечто чудовищное, как хаос, нечто нерасчленённое на отдельные ценностно-значимые элементы, как пустой, а потому и античеловечный образ мира. Необходимо было далее заполнить этот образ человеческими смыслами и ценностями. Чисто познавательное отношение человека к миру погубило бы первобытных людей, открыв им грандиозный мир в его властности, чуждости, враждебности относительно человеческой души. Был бы слишком явен антагонизм не-человеческого и человеческого бытия, при мощи первого и слабости второго. Поэтому познавательное отношение было не полным. Его дополнял мир мифа, и этот процесс в большой степени был эстетическим. Уже творение мифа требовало творчества и фантазии. Чтобы выжить в суровом мире, помимо прочего, нужна была и эстетическая установка: мир может быть прекрасным и одухотворённым, не чуждым идеальности как таковой. На этом эстетическом основании и строилось мифологическое, религиозное, мистическое отношение человека к реальности. Появлялись гилозоистские и пантеистические теории, развивалось искусство. Главной особенностью сознания оказалась его способность упорядочить хаос в систему переживаний и идей. Понятно, что основанием эстетического начала было то, что ему противоположно и что нужно было преодолеть идеально. Тот же Владимир Соловьёв в статье "Красота в природе" пишет: "Хаос, т.е. само безобразие... необходимый фон всякой земной красоты."(7.) Тем более это справедливо в отношении социальной действительности человека, с учётом активности его в отношении чуждой природы. Но чтобы преодолеть хаос, надо прежде всего с ним встретиться. Преодоление не окончательно. Человек вынужден впускать чуждое и в свой социальный мир, даже в собственную душу. Но даже приспособление к негативной среде и подчинение к ней - это тоже формы преодоления чуждости реальности, попытка сближения. И здесь человек отчасти эстетизирует среду и самовыражается в ней. Но более частое явление - борьба эстетического начала с безобразным. Безобразное имеет две основные функции. Во первых, оно разрушает прекрасную, эстетическую реальность, препятствуя полноценной самореализации индивида в социуме. Во вторых, оно само стимулирует силы, его преодолевающие если не физически, то идеально, морально, эстетически. В биологическом плане схожее явление: в критической ситуации возможной смерти активируется инстинкт жизни.
6.
Однозначно истинная и абсолютно прекрасная вселенная была бы столь же вредна человеку, как вселенная совершенно безобразная. Эстетическое начало развивается лишь в противодействии своему антиподу. Прекрасное, но однотонное бытие стало бы со временем для человека нестерпимо скучным, не было бы объекта для творчества в смысле преодоления хаоса и чуждости среды. Вечный Эдем сродни аду. Абсолютная невинность Адама и Евы в раю настолько инфантильна, что даже в мифе потребовалось быстрейшее её преодоление (изгнание из рая). Был таким образом порождён не только мир суеты сует, но и мир творчества, культуры с её великими ценностями и достижениями, мир разумной воли и прочих позитивных явлений жизни. Чем неопределённее, многозначнее, противоречивее реальность, тем больше у человека возможностей для творческой самореализации, активного отношения к миру, тем значительнее его установкка на одухотворение окружающей среды, тем ценнее способность нашего духа созидать нужное, великое и прекрасное. Что человечество стало мало раскрывать этот свой позитивный потенциал - знак деградации человека, но способности остаются, пусть нереализованные, и в принципе их можно развить.
Рудольф Штейнер в своей книге "Истина и наука" пишет, что "истина не есть идеальное отражение реального, а свободное порождение человеческого духа". Человек же "деятельный со-творец мирового процесса". (8.) Вряд ли дух порождает истину совершенно автономно от среды, но что дух свободно, нравственно и эстетически может перерабатывать данное в среде и тем самым открывать истины мира и души - это бесспорно.
И Вячеслав Иванов писал о "творимости бытия". Освоение действительности осуществляется на путях углублённого миропознания, через рост зрелости личности, восходящей "от видимой до внутренней, сокровенной реальности". (9.)
Самореализация личности невозможна без познания, а познание реальности начинается с её вос-ПРИЯТИЯ. Но это "приятие" предполагает эстетическое освоение действительности. Принимают то, что в каком-то смысле делают своим, вводят в человеческий мир, очеловечивают, упорядочивают, одухотворяют, добиваются по возможности гармонии элементов познанного.
Эстетические вкусы могут влиять на само познание. Знак этого привычка обыденного сознания не познавать то, что изначально "не нравится".
Эстетическое освоение мира присуще любому человеческому существу, хотя и происходит по общим эстетическим законам. Эстетизация допускает и обилие индивидуальных форм самовыражения, иерархию эстетических сознаний по их качеству. Она может даже проявляться в сравнительно грубых формах и даже антиэстетизм модернистов претендует на то, чтобы быть последним словом эстетики. Саму эстетику можно разделить как более эмпиричную и более духовную. Последняя связана с гуманитарными, философскими, научными знаниями и ценностями.
7.
Но не только эстетика формирует общество, а и общество формирует эстетику. И здесь уже характер социума влияет на эстетическое состояние его. Одухотворив внешнее, эстетическое сознание вновь отчуждается от него. Г. Маркузе в своей работе "Эрос и цивилизация" отмечает, что "ускорение прогресса ... лишь усугубляет несвободу". (10). А эстетическому творчеству как раз необходима свобода и не только внутренняя. В современной цивилизации нужны условия для эстетического прогресса.Социальные несовершенства искажают само сознание людей и приводят к ситуации трагичного бытия эстетического человека, творца в мире. Преодоление негативного возможно лишь при условии, что оно не окажется сильнее человеческого духа, возможностей индивида. Человек культуры может оказаться закабалён чуждыми ему силами. Но в социуме сохраняются всегда оба типа человека - человек эмпирический и человек культуры. Собственно, в обществе сосуществуют и борются друг с другом две парадигмы менталитета людей - парадигма движения (в том числе и духовного, творческого) и парадигма покоя. Если первая склоняется к поиску, исследованию, изменению, к созиданию нового, то вторая желает стабильного, привычного, традиционного бытия, жизни спокойной и размеренной, с устроенным бытом и достатком. Приходится признать, что второй тип психологии особенно существенен для жизни, в которой эмпирика всегда преобладает. И возникает опасность разрыва культуры и жизни, эстетическое в жизни часто профанируется и вульгаризуется. В жизни и иллюзорные ценности могут оказаться полезными Самовыражение может происходить и в форме конформизма - исполнением роли, которой ждёт от индивида данное сообщество. Самовыражение может быть чисто внешним, формальным, маской, сокрытием своей самости - и вместе с тем это может повысить социальный статус человека и способствовать успеху его дел. Назовём такое самовыражение антитворческим, но полезным в смысле самоутверждения.. В общем, всякий жизненный акт индивида его самовыражение. Из жизни можно выделить более крупные и привычные акты индивидуальности, нацеленные или на разрушение чего-либо или на созидание.
8.
Для духовного человека "самоутвердиться" - проявить себя как дух, выявить свою самость, раскрыть свой творческий потенциал. Для эмпирического человека имеют значение именно эмпирические ценности и внешнее. Человек всегда отчасти человек творческий, отчасти эмпиричен, но важно то, что будет в индивиде преобладать. Эмпирический человек склонен к культу телесной силы и вещей.Он и называет "разумом" то, что культивирует, а настоящий разум полагает неразумием.То есть эмпирический человек очень часто приобретает психологию обывателя. И тогда сама его душа для него становится лишь придатком к этой внешней реальности, инструментом достижения эмпирических целей. Обеспечивают себя в этом случае не с помощью знаний и творчества, сама обыденность помогает ему жить и процветать. Понятно, что личные и эмпирические его интересы оказываются для него много ценнее интересов культуры. Но и сами люди культуры могут быть в огромной степени эмпиричными. Так обыватели становятся большинством и их эго становится центром любой реальности. Казалось бы, эгоцентризм должен ставить в центр мира своё "Я", но вместе с тем он это "Я"использует лишь как придаток к основному, как инструмент чисто внешнего успеха. Но тем самым такой человек делает себя придатком, слугою, вещей и норм, становится орудием собственного орудия, а порою и марионеткой других людей и обстоятельств. Он полностью приобщается к бренности бытия. Эмпирический человек весь свой мир воспринимает как пространство-для-личного-обладания (или, напротив, как то, чему должно подчиниться, но это "ползучая" форма обладания или приспособление.) Внешние ценности доставляют обывателю удовольствие и постепенно удовольствие оказывается иногда высшей ценностью его жизни. Удовольствие лишь часть эстетической жизни, поэтому большинство обывателей нельзя назвать эстетами на основе их культа удовольствия. К тому же главным становится вопрос: удовольствие - от чего? Вряд ли в человеке возможна полная гармония плотских и духовных удовольствий - что-то начинает главенствовать.
Удовольствие имеет тенденцию закрепляться в организме и усиливаться. Даже привычное доставляет больше удовольствия. чем могло бы, только потому, что оно привычно. Какой вид удовольствия человек выбирает и к чему привыкает определяют его характер, воспитание, среда... Многие пристрастия формируются на уровне подсознательного и их нельзя свободно выбирать. В этом понимании кем нами быть - выбирает, кроме среды и сознания, наша самость. Зависмость от собственного характера ощущалась бы человеком как несвобода, но характер выбирает именно те удовольствия, которым он сроден, что и создаёт иллюзию свободы. Человек хочет делать и испытывать, желает лишь то, что соответствует складу его характера, его индивидуальности.
9.
Но творческая самореализация личности не столь автоматична и проста: нужны усилия, развитие и обогащение души, нужно пройти через ряд страданий, волнений, и неудач, нужно не только чувствовать, но и мыслить, нужно, наконец, противостоять косной среде и собственным недостаткам, чувствовать себя порою несчастным существом... Если эмпирическое удовольствие начало тропы к успеху, то духовное - конец её и переход на новую тропу. Причём духовное удовольствие может в какой-то степени быть и при творческой неудаче - удовольствие от самого процесса. Духовное удовольствие может и неприятное наделять смыслом и тем немного оправдывать.
В какой же степени у духовной личности доминирует интеллект? Он направляющая и многое решающая инстанция, но в стихии творчества он не главенствует а плодотворно взаимодействует с прочими элементами творческого целого, творческого процесса. Часто главным временно оказывается чувство, обостряется интуиция, профессиональное умение сочетается с вдохновением. К тому же, возможно, есть мышление подсознательное, исподволь влияющее на эмоции или руководимое в том или ином случае последними.
Эстетизация действительности на основе одной лишь мысли невозможна. Ей трудно принять реальность как эталон красоты. Если иметь в виду одно лишь мышление, то, может быть, оно более разъединяет элементы целого, чем соединяет их. В общем же процессе анализ и синтез представляют собою творческое двуединство.
Основные недостатки лжедуховности таковы:
Культ идеального мира, в ущерб материальному, власть абстракций и излишняя созерцательность (недостаток энергии для действия, что оборачивается творческой ленивостью), избыток холодного и поверхностного рационализма, догматичности.
Сам по себе чистый интеллект схож более с компьютером, чем с живой душой и имеет склонность доминировать, чего не бывает при полноценном его содружества с иными началами души, составными творчества. При доминировании же интеллект подчиняет своего субъекта, носителя, таким образом, что превращает его в собственное орудие, идея становится важнее чувства, жизни, которых всё же требуют даже научные труды. Субъект в этом случае как бы одержим идеей, но не владеет ею. Идея же может быть как гуманной, так и антигуманной, но в итоге творец всегда превращается в графомана. Сама позитивность мышления оказывается отсутствием диалектического подхода к явлениям мира и души, догматизмом, однобокостью, помпезным оптимизмом, желающим не заметить, обойти всё негативное. А ведь литература и поэзия, например, не могут жить на одном негативе или позитиве, если не хотят стать наивными и напыщенными. Всякая реальность есть противоречия и ими питается искусство. Быль в его лоне похожа на сказку, а сказка на быль. В интеллекте разрушение тоже может преобладать над созиданием. Интеллектуальный фанатизм, скажем, родственен патологическому состоянию сознания (поток мыслей в их отчуждении от мыслящего и навязывающий ему своё содержание в качестве "абсолютных истин").
Истинный эстетический опыт - это синтез эмоций и идей, переживаний и умозрений: эмоции здесь контролируются рефлексией, а идеи корректируются эмоциями.
10.
Если предположить, что не может быть полной самореализации субъекта без его творчества в каком либо смысле, то придётся исключить из этой области бытия всех людей, чуждых творчеству в области искусства, а также гуманитарных знаний вообще. Но если вдуматься, то мы заметим, что и творчество принципиально не может быть "законченным" (тогда бы и самореализация была бы законченной). Но творчество рвётся всегда из настоящего в грядущее - оно может лишь оборваться - разочарованием человека в искусстве или с его смертью. Да и вообще нельзя саморазвиться "до конца", поскольку "до конца" значит здесь - стать "совершенным человеком". "сверхчеловеком", "богом". В лучшем случае можно развиться до "гения". Но и гений не всё нашёл и объял, он даже более "ищущий" и "вопрошающий", чем остальные творцы. Уже отсюда можно умозаключить, что полной реализации или самореализации индивида не может быть, разве что когда переживается субъективно, но это же не объективное состояние! Наконец, человек не в силах сделать жизнь предельно творческой, а творчество предельно жизненным.
Но самореализация всё же может осуществиться, в принципе, до очень широких пределов. Сознание может до того "расшириться", что происходит встреча с Абсолютом.
Человек вдруг осознаёт то, что, как выразился однажды Новалис, "природа без духа уже не природа".(11.) Он сознаёт свою сокровенную связь с целым. Он понимает, что явное всего лишь маска тайного и даже "естественный" мир сродни чуду.
"Каждое движение моё - / Огромное/ Необъяснимое чудо!" - Восклицает Маяковский. (12).
В конце концов оказывается, что самореализация человека - это творчество самого себя, развитие Души в Космосе, - чем плодотворнее жизнь души тем закономернее её обращение к творчеству и эстетизация действительности, обращение к познанию, взлёт души от меркантильного рассудка до диалектического Духа, раскрытие всей глубины и разнообразия человеческой субъективности, способной и в мире явлений восхищаться красотой звёздного неба и великолепием природы, когда она не грозит ему своим буйством, а очаровывает его своей поэзией "естественных форм.".
БИБЛИОГРАФИЯ.
(1.) - Вл. Соловьёв. Стихотворения. Эстетика. Литературная критика. Статья "Первый шаг к положительной эстетике". II, с.146.
(2.) - Там же. Статья "Красота в природе", II, с.98-99, III, с.120.
(3.) - Там же. I, с.91.
(4.) - Там же. III, с.120.
(5.) - Та же книга. Статья "Общий смысл искусства", V, с.133.
(6) - Там же.
(7.)- Там же, с.130.
(8.) - Р.Штейнер. Истина и наука. Пролог к философии свободы. Пер. Б. Григорьева. Моск-й Центр вальдорской педагогики. Предисловие, I, М., 1992 г. - I, с.8.
(9.) - Вяч. Иванов. "Родное и вселенское". Вступ. ст. - В.М. Толмачов, "Саламандра в ночи. О творчестве В. Иванова", М., "Республика", 1994. - С.7.
(10.) - Г. Маркузе. Эрос и цивилизация. Философское исследование учения Фрейда". Введение, ХХIV. Пер. с англ. А.А.Юдина, Киев. Гос. библ. для юношества, 1995. (Серия "Рес Нуллиус".)
(11.) - Новалис "Гимны к ночи". Цитата из сочинения "Ученики в Саисе". Пер. с нем. Вл. Микушевича. М., "Энигма", 1996. - Гл.2, с. 109-110.
(12.) - Корней Чуковский. "Воспоминания: Репин. Горький. Маяковский. Брюсов". - Маяковский, II. М., "Советский писатель", 1940. - С.148.
Свидетельство о публикации №216010500226