Разговор с планетой

Подвиг полярников

     Освоение Северного морского пути было давней мечтой  множества исследователей, учёных, путешественников. В 1932 году российские первопроходцы на пароходе «Сибиряков» за одну навигацию дошли до Берингова пролива. Через год новая экспедиция отправилась в путь во главе со знаменитым полярником Отто Юльевичем Шмидтом (на снимке) на корабле «Челюскин».

 
     «Челюскин», преодолевая опасности и трудности, тоже дошёл до Берингова пролива, но не смог пробиться через ледяной покров, попал в дрейф и был вынесен в Чукотское море, где ровно 76 лет назад, 13 февраля 1934 года, задавленный торосами, затонул в считанные минуты. Сто четыре человека оказались на льдине. Начался многодневный подвиг, какого ещё не знала история Арктики.

     Челюскинская эпопея описана в мельчайших подробностях. О ней сняты фильмы, написаны мемуары, необыкновенную ценность имеют снимки и рисунки, сделанные участниками экспедиции прямо на льдине. А в коллективе были люди разных профессий, возраста, степени научной известности, имена многих навечно вошли в историю мужества и стойкости людей. Нам есть чем гордиться особенно – среди зимовщиков было пятеро ярославцев: Иван Копусов – заместитель начальника экспедиции, корреспондент «Правды» в период похода, повара Николай Козлов и Александр Зверев, строительные рабочие Иван Николаев, Александр Юганов.

     Иван Копусов, уже опытный полярник, был заместителем Шмидта в экспедиции на пароходе «Сибиряков». На «Челюскине» была целая группа сибиряковцев: среди них капитан Владимир Воронин и второй штурман Михаил Марков.

     Чем труднее складывалась жизнь на льдине, чем больше требовалось героизма от каждого из зимовщиков, тем сильнее крепли среди них чувство товарищества и личной ответственности, сплочённость. За челюскинцами следил весь мир, изумлённый мужеством советских людей. Радио, газеты постоянно информировали континенты, как миновал ещё один день, где прошла очередная трещина через ледяное поле.

     Постоянно держал в курсе новостей своих читателей и наш «Северный рабочий». Оперативность информаций лучше всего доказывала, с каким напряжением сопереживали наши земляки то, как на их глазах рождался живой миф о возможностях человека.

     И вот самая героическая страница эпопеи – возвращение челюскинцев на родную землю. На их спасение страна послала лучших своих лётчиков: Анатолия Ляпидевского, Николая Каманина, Василия Молокова, Маврикия Слепнёва, Михаила Водопьянова, Ивана Доронина, Сигизмунда Леваневского. Все они потом получат звания Героев Советского Союза. Все участники экспедиции будут награждены орденами.

     Первыми 5 марта вывезли женщин и детей, а 12 и 13 апреля, спустя два месяца после гибели «Челюскина», были переброшены на материк последние шесть челюскинцев, среди них были ярославцы Александр Зверев и Александр Юганов.

     Позднее мы найдём некоторые сведения об Александре Звереве. В Любимском районе ещё жива его деревня Шашково, где было когда-то много Зверевых. Сейчас деревня опустела. Но помнит челюскинца Анастасия Ивановна Иванова из соседней деревни Жарок, подруга его дочери, тоже Анастасии, Заботкиной, теперь живущей с родными в Данилове, и, возможно, мы ещё что-то узнаем о её отце. К сожалению, о других ярославцах-полярниках сведений нет.

     И вот полярники в Уэлене. Все взоры и мысли людей планеты устремлены на Чукотку. Пережившие неимоверно тяжёлые два месяца на льдине, истощённые, измотанные непосильным, казалось бы, трудом, многие из них заболели, едва достигнув материка. Но поддержка населения и усилия медиков поставили на ноги всех. И это тоже было невероятно – коллектив не потерял ни одного человека. Только тяжело заболевший Шмидт, можно сказать, насильно был отправлен на Большую землю. И одна из первых радиограмм на материке от коллектива зимовщиков адресована ему. Она опубликована в «Северном»: «Нам не хватает тебя с тех пор, как Слепнёв увёз тебя больным, мы твою живую личность заменяли твоим именем».

     Следующая радиограмма Шмидту с борта парохода «Смоленск», специально присланного на Чукотку для челюскинцев: «Входим в Лаперузов пролив. Иван Копусов». Далее перепечатка откликов – из Берлина, Вашингтона... Очередная радиограмма с борта «Смоленска»: «Лаперузов пролив пройден, идём по Японскому морю. Курс на Владивосток. Осталось четыреста миль». Ответная радиограмма из Москвы от Шмидта – его как начальника экспедиции и начальника Главного управления Северного морского пути принимали Сталин, Каганович, Ворошилов, Орджоникидзе, Куйбышев, Жданов.

     7 мая прибыли в бухту Святого Лаврентия. Челюскинцам шлют боевой привет командование и бойцы Особой Краснознамённой Дальневосточной армии. 9 июня – Владивосток, первая из 170 остановок на сухопутном маршруте путешественников. Для челюскинцев выделили спецпоезд, вагоны украшены портретами зимовщиков и лётчиков. 10 июня – Хабаровск, над поездом кружит эскадрилья самолётов, поднят аэростат с лозунгом «Слава героям! Добро пожаловать!».

     В следующем номере «Северного рабочего» телеграмма: «Ударники резинокомбината просят тов. Шмидта приехать в Ярославль». Сообщение из Москвы: «Из-за Метростроя решено принять поезд челюскинцев не на Северном, а на Белорусско-Балтийском вокзале».

В Иркутск поезд прибыл в 2 часа 30 минут. Тысячи трудящихся пришли на встречу с ним... Чем ближе поезд подходит к Ярославлю, тем больше восторг наших земляков. Город готовится к встрече. Ярославские ударники рапортуют о повышенных обязательствах, принятых в честь полярников. Лётчики Ярославского аэроклуба станут сопровождать поезд на протяжении железнодорожного пути от Волжского моста до станции Всполье. Там будут почётный воинский караул и пионеры на перроне вокзала.

     Железнодорожники встали на особую трудовую вахту. Последний блеск наводят на паровозе, который от Ярославля поведёт знаменитый на всю страну машинист Владимир Томке. Он даёт короткое интервью газете: «Мне, старому машинисту, выпала честь везти героев в Красную столицу, в Москву. Будьте уверены, что я с этой задачей справлюсь».

     А состав в Новосибирске и Свердловске встречают лучшие ударники здешних предприятий. Приходит телеграмма – прямо в поезде подали заявления о вступлении в партию лётчики Леваневский и Ляпидевский, радист Кренкель, механик Погосов... 16 июля 500 ярославских рабочих вышли на субботник для проведения праздничной уборки на Всполье, вывешиваются портреты героев Арктики. Местный поэт Анатолий Кузьмин потом во время Великой Отечественной войны он добровольцем уйдёт в Ярославскую коммунистическую дивизию) присылает в «Северный» своё стихотворение: «И выходят стране навстречу победители и друзья...»

     В газете опубликована благодарность лётчика Михаила Водопьянова – в ответ на приглашение приехать на встречу с рабочими.

     Ещё одна информация: в Ярославль едет О. Ю. Шмидт – здесь будет торжественная встреча полярников, и он с ними вернётся в столицу на поезде Владимира Томке.

     И вот эта встреча в Ярославле – зимовщики выходят из вагонов. Прибывший Шмидт берёт на руки родившуюся во время экспедиции в Карском море Карину: да здравствует наша храбрая малышка!

     На перроне поют «Интернационал»...

     Северный край, 13 февраля 2010


Рецензии