17. На посошок

17. НА ПОСОШОК. ТРИ ПОСЛЕСЛОВИЯ к циклу стихов и прозы. Предыдущий рассказ: http://www.proza.ru/2016/01/04/10

ОТ ЛЮБИМОЙ ЖЕНЩИНЫ

Все началось с кульбита через руль
полуспортивного велосипеда.
Но обошлось глотанием пилюль
и стопками рифмованного бреда.

С заботой обо мне (базару нет!),
чтоб шею снова не сломала сдуру,
супруг всердцах пропил велосипед:
с тех пор пешком бреду в литературу…

С тех пор иная боль в башке занозой:
в семье на слове помешались сразу все!
Дочь мается стихами, папа – прозой,
штампуя повести, рассказы и эссе…

Боюсь, болезни близка к летальной фазе:
вчера прикончили чернил седьмую флягу!
Но, как запойных, тянет к НЕЙ, заразе.
Подайте, граждане, на картридж и бумагу!

ОТ ХОЗЯИНА СТРАНИЦЫ

Один Бог знает, с чего это вдруг Витьку потянуло на литературу. Вроде бы во все предыдущие времена его самолюбие вполне удовлетворялось тем немногим, что он умел делать лучше других. Этого "чего-то", по правде говоря, было действительно не так уж много.

Шурка-Макар по жизни лучше Зондера катался на лыжах, Медведь – лазил по горам, Лешка и Карпуха – пели под гитару, Петюнчик веселее молол языком, а Очкобородый был просто здоровше. Реальность, прямо сказать. невеселая...

Другое дело, что Зондер приспособился ненавязчиво демонстрировать свое преимущество там, где вряд ли ожидалось появление нежелательных оппонентов. Скажем, быть лучшим горнолыжником среди бардов, лучшим альпинистом среди горнолыжников, лучшим бардом среди альпинистов. И так – до бесконечности.

Ву компрене?

Это замысловатое построение пошло псу под хвост, едва лишь Витькина супруга – Татьяна-Зондерша – ни с того, ни с сего стала впадать в грех стихосложения. До времени и Витька, и дочь Галина относили мамашкин бзик к патологическим последствиям черепно-мозговой травмы, полученной при исполнении сальто через руль велосипеда. Дабы любимую супругу и матушку не травмировать дополнительно, домочадцы даже старательно заучивали вирши, вылетавшие из-под пера новоявленной поэтессы с совершенно невероятной скоростью.

Дело приняло совершенно иной оборот полтора года назад, когда какая-то паскуда нашептала Татьяне про полуподпольное литературное объединение, уже более тридцати лет морочащее головы приличным людям. Вернувшись (с подозрительно блестящими глазками!) после первой встречи с единомышленниками, она поставила жирный крест на предыдущих творениях... и тотчас же завела новую амбарную книгу, в которой с прежней скоростью стали появляться очередные произведения, теперь почему-то называвшиеся "сонетами".

Что такое "сонет" и какое отношение он имеет к более понятному слову "соната", Витьке она толком разъяснить не соизволила. Как сказала всезнайка Галина – что-то любовное...

Ну, блин, дожились....

На следующую встречу с литературными ухарями Татьяна поехала под конвоем супруга, впервые за двадцать лет безоблачной личной жизни осознавшего зыбкость своих мужских позиций. А как убойный аргумент в предстоящей разборке "Кто есть WHO?", Витька прихватил с собой любимую гитару, о гриф которой разбилось не одно нежное женское сердце.

Увы, аргумент не сработал. Шустрый бородатый мужичок, банковавший среди литераторов, поставил условие – петь только свое. И Витька заткнулся: поражать интеллигентную публику шедеврами типа борусской сортирной серии ему почему-то не захотелось. Но и Татьяну, заворожено глазевшую на бородатого шустрика, – как выяснилось позже, многочлена нескольких творческих союзов и заслуженного деятеля чего-то там, – оставлять без должного надзора тоже не хотелось. Пришлось ежемесячно таскаться на эти долбаные литературные посиделки.

Страшно вспомнить, какой пыткой обернулся для него последовавший год! Пока ни с того, ни с сего, с клавиатуры появившегося в доме компьютера не начали слетать озорные фразы, сложившиеся в рассказ про пьяного ленинградского поэта, которого они с Галкой Ермаковой как-то по молодости заволакивали на приют! И нельзя сказать, что тема пришла на ум случайно. Нет уж, это была маленькая, но сладкая месть за многомесячное унижение!
 
Если уж топтаться по ком – так по собратьям бородатого "сэнсея"!


ОТ «СЭНСЕЯ»

Творческие пути Татьяны Хлебцевич и Виктора Кириченко соединились довольно поздно, уже где-то на двадцатом году супружеской жизни.

Сначала одарённым и глубоким поэтом проявила себя Татьяна. Вслед за супругой путь в литературу стал искать Виктор,  к сожалению, начисто лишенный поэтического дара. Этот изъян неожиданно стал компенсироваться сочинением рассказов, довольно изящных для начинающего литератора. А потом, говоря словами физиков-ядерщиков, накопилась некая критическая масса и началась цепная реакция.

 Первым и достаточно удачным опытом совместной работы стала остросюжетная повесть «Траверс». Потом литературные пути супругов ненадолго разошлись: Татьяна закончила и издала поэтический сборник «Маятник судьбы», сразу сделавший её популярной, а Виктор представил читателям новые приключенческие повести «Берегиня» и «Родительский день», продолжившие сюжетные линии первой.

На представительном Всесибирском литературном семинаре 2001 года в Красноярске, проводившимся под совместным патронатом сразу двух писательский союзов России, трилогия "Траверс" была признана лучшей прозой Сибири. Повести тут же опубликовали красноярские журналы «День и ночь» и «Енисей». Правительство края пообещало издать лучшую рукопись семинара отдельной книгой, а Виктор Кириченко получил приглашение в Союз российских писателей.

Более того, мэтр российской литературы Виктор Петрович Астафьев рекомендовал одну из повестей трилогии редакции «Нового мира» и даже написал для нее своё вступительное слово. В письме, написанном мне в 2001 году, Виктор Петрович так отозвался об их творчестве: «Тане и Вите поклон. Их «Берегиня» однако «Новому миру» не подошла – ни слуху ни духу о ней. Надо бы с помощью богатых спонсоров издать её отдельной книжкой, вещь-то славная!».

Увы, толстый журнал так и не ответил знаменитому писателю. А потенциальный спонсор отдельной книги, губернатор Красноярья Лебедь, выполнить обещанное не успел. По воле трагического случая Виктору довелось оказаться среди тех, кто вытаскивал носилки с Александром Ивановичем от упавшего вертолета к шоссе…

В 2002 году в коллективном сборнике «Медвежья кровь или экстрим по-саянски» (В. Астафьев, В. Балашов, В. Кириченко) было опубликовано романтико-публицистическое эссе молодых авторов «Горные лыжи по-саянски». А в 2006 году вышла книга стихов и прозы «Пристегнувшись к одной верёвке». Во всех произведениях неразделим необычный творческий тандем, сплетающий воедино два самодостаточных литературных жанра – прозу и поэзию.

О чём же их повести, стихи и рассказы? Да конечно же, о прекрасных женщинах и настоящих мужиках, об их трудовых подвигах, совершаемых без ненужного и зачастую лживого пафоса, вроде бы ненароком. О людской доброте и настоящей любви – к человеку, к природе, к Родине.

Особо отмечу яркий язык этих произведений. Он гибко и точно пульсирует от молодёжного сленга, украинской «мовы» и кавказского диалекта – до высокохудожественного литературного слога. Такой лёгкости слова могут позавидовать литераторы с громким именем. Вспоминаю, как в Литературном институте имени А.М. Горького мои однокурсники зачитывались прозой Сергея Довлатова. Дерзну заявить, что изящный довлатовский стиль воочию присутствует практически во всех произведениях Виктора Кириченко и Татьяны Хлебцевич.

Радостно, что благодаря сайту «Проза.ру» такие талантливые и добрые произведения становятся доступны нашим читателям.

Владимир Балашов, член Союза писателей России, лауреат национальной Литературной премии имени Доможакова

И ЕЩЕ НА ПОСОШОК…

Мы не прощаемся с вами. Переведем дух, отпразднуем Рождество Христово – а потом продолжим «грузить» вас, своих замечательных читателей:)). Очень надеемся на рост вашей популяции…

Из тех, кого наш счетчик уже идентифицировал, особое спасибо Ивану Александровичу и Сергею Ирюпину – за внимание к нашим публикациям. А также многим другим, кого пока идентифицировать не удалось, или кто пока не добрался до самого сладкого в рассказе №16. Даже странно… Может, с названием «Искорки росы» мы промахнулись:))? Ладно, сделаем выводы.

Тема следующей загрузки - «Траверс», первая повесть одноименной трилогии http://www.proza.ru/2016/01/07/371.

До скорой встречи!

Татьяна Хлебцевич и Виктор Кириченко (Зондеры)
5 января 2016 года


Рецензии
Взял наугад два рассказа из цикла "Пристегнувшись..." и понял, что надо идти в начало и никуда не торопиться. Вот так с чувством, с толком, с расстановкой добрался до конца. Делал это намеренно - уж больно вкусна "конфетка".
Сказать понравилось - мало. Впечатлило! Читалось очень легко и почему-то заставляло задуматься о прошедших годах и почти забытых временах.
Узнал, кто авторы "В речке каменной бьются камни...", которую любил петь в горах Урала, и "Нет причин для тоски на свете..." - с этой песни началось освоение семиструнной гитары.
Виктор, заношу Вас в избранные.
Пойдем на "Траверс".
Успехов.
С уважением, Валерий.

Валерий Потупчик   15.03.2016 16:51     Заявить о нарушении
Подписываюсь под каждым Валериным словом, ибо лучше сказать всё равно не смогу.
С уважением, Александр.

Александр Пейсахис   19.03.2016 15:19   Заявить о нарушении