Крым, 90-е

Не знаю, занесло бы нас туда, если бы не слова доктора, лечившего моего 5-летнего сына от никак не проходящей экземы. “Может вам климат сменить?” Все думали, что я сошла с ума, когда узнавали, что я с тремя детьми переезжаю из Архангельска в Крым.

Это было в сентябре 1994. Перестройка доживала свой век. На смену ей пришли темные и непонятные времена. Тогда все, кто мог,из России бежали за границу. Но не в Крым же! Из Крыма и Украины куда угодно, даже в Россию бежали.Но я ничего этого не знала,да и не думала ни о чем, кроме того, как вылечить ребенка.

В Архангельске холодная осень была тогда.
А в Евпатории 260 солнечных дней в году. Я никогда не была до этого в Крыму, мои родители не выбирались в отпуск южнее Черкасс. Я прочитала про эти 260 дней;—;и все!

В Евпаторию ехали долго, на двух поездах. Приехали в ноябре. Нас встретил холодный ветер, который без снега казался еще холодней. Участковая педиатр дала путевки моим детям в санаторий. Была зима, почти все санатории были закрыты, а в тех, что еще работали, были бесплатные места для местных болеющих детишек.

Прожили мы там 8 лет. Что запомнилось больше всего? Китайские фонари, которые можно было подзаряжать и потом сидеть с синим светом, и делать уроки не со свечками, когда отключали свет. Отключали дважды в день, часа на 2–3. С фонарем и со свечками было уютно, все вчетвером за одним столом, пишем, читаем, ужинаем, рассказываем сказки и разные истории. Похоронный марш Шопена, который звучал в нашем дворе очень часто. Умирали часто. Убивали тоже.
Запомнилась первая забастовка учителей. Я работала в школе. Зарплату не платили почти весь год. Выживали кто как мог. Летом- курортниками, пирожками или массажем на пляже. Пенсии платили вовремя. Так что, если в семье был пенсионер, то совсем без денег не сидели. Хлеб почти все пекли сами. Мешок муки на зиму, мешок картошки, лука, несколько литров подсолнечного масла, закрутки — этот НЗ был в каждой семье.

Ну и конечно, море… и 260 дней согревающего солнца в году…


Рецензии
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.