Поручик Ржевский. Из реала в анекдоты и обратно

- Поручик, вы дворянин?
- Да, у меня такое генеалогическое древо – дамы, когда видят, в обморок падают.



Семь древнегреческих городов считали своим уроженцем Гомера. У поручика Ржевского славы меньше, нежели у легендарного слепого поэта, и за право числить героя анекдотов своим земляком спорят в основном только два губернских города – Тверь да Тула.


В тверском Ржеве десятка полтора лет назад вышла книга историка и журналиста Олега Кондратьева «Поручик Ржевский и другие», удостоенная литературной премии имени Салтыкова-Щедрина в номинации «за произведения, талантливо отображающие историю родного края и современность, духовный мир и высокую нравственность». Пусть вас не удивляет определение «высокая нравственность», трудно соотносящееся с образом героя анекдотов. Автор писал о роде князей Ржевских вообще, а «поручик Ржевский» в этом повествовании как бы с боку припеку, тем более что в реальности именно такой фигуры не существовало – она выросла из пьесы Александра Гладкова «Давным давно», вышедшей в 1940 году, и фильма «Гусарская баллада» с Юрием Яковлевым в роли лихого героя. Так что похождения ухаря-гусара из анекдотов ни в коей мере не бросают тень на обширный и древний род, восходящий к началу XIV века, когда Ржевские удельно княжили во Ржеве. Кстати, поручик Преображенского полка Юрий Ржевский – прапрадед Пушкина…

Впрочем, вполне может быть и так, что среди тверских Ржевских был-таки бравый гусар – гуляка и сердцеед, острый на язык охальник и философ «по жизни», скрывавшийся под маской простака. Но вот среди тульских Ржевских такой человек точно имелся.

В родовых книгах дворян Тульской губернии значится Сергей Семенович Ржевский – сын Авдотьи Дмитриевны Головиной (в замужестве Ржевской), представительницы древней фамилии, сродственной широко известным родам Фонвизиных и Победоносцевых, которые вошли в историю нашего Отечества. Этому самому Сергею Семеновичу посвящены прелюбопытные страницы книги «Личные воспоминания и все слышанное» княжны Надежды Ржевской, помещицы села Мильшина Веневского уезда Тульской губернии. Надежда Петровна в конце девятнадцатого столетия, будучи уже в преклонном возрасте, описала по дневникам, которые вела всю жизнь, историю своей семьи. Книга тиражом 1000 экземпляров была издана в 2010 году Веневским районным краеведческим музеем при поддержке общественного клуба краеведов «Веневский уезд».

– Мы поначалу думали, что читателям мемуары Ржевской будут неинтересны, так как они напоминают сентиментальный женский роман. Но эти предположения оказались неверны, – отмечал на презентации книги в Тульской областной универсальной научной библиотеке руководитель клуба Денис Махель. – Надежда Петровна составила точную летопись жизни Ржевских. Наши исследователи запросили информацию в архивах, посидели в библиотеках и выяснили:  все имена и факты соответствуют действительности. Редакторы не стали сильно править рассказ пожилой княгини, убрали только орфографические и пунктуационные ошибки. Без изменений оставлен и своеобразный стиль повествования – свободно изъяснявшаяся на французском и латыни, Надежда Петровна порой не брезговала крепким словцом…

«Именно Сергей Семенович является прообразом героя многих анекдотов того времени и продолжает жить в современном фольклоре в облике поручика Ржевского», – утверждал заместитель директора музея «Тульский некрополь» по науке Роман Клянин, ныне покойный. По его словам, воспоминания Надежды Ржевской – «документальное подтверждение реальных корней легендарного персонажа». Клянин рассказывал, что пакет, набитый листами с рукописным текстом, принесли ему в 1988 году, когда он участвовал в организации Веневского музея. Рукопись ценна не только описанием похождений Сергея Семеновича – в ней много любопытных свидетельств о жизни и быте помещиков Тульской, Рязанской, Московской губерний. Причем написаны они ярким, живым языком: Надежде Петровне был не чужд литературный дар. Вот, например, одна из ее остроумных фраз: «Министр просвещения, слава Богу, умер – сколько можно мучить детей».

Сергей Семенович Ржевский «безобразничал напропалую и кутил по-своему, не по-барски», пишет мемуаристка. В карты он не играл, выпивать не любил, в пикантных любовных историях замечен не был, однако за неприличное поведение имел множество неприятностей, его выгоняли из церкви и даже арестовывали. В то же время Ржевский любил цветы, фейерверки и музыку, хотя его бабушка «находила это для дворянина неподходящим. Наконец, «ей удалось впихнуть внука в гвардию. Но что же из него вышел за позорный гвардеец! Однажды мой отец, уже произведенный в офицеры, идет по Невскому и видит вдали гвардейца без портупеи, за которым денщик несет саблю. Мой отец спешит к этому офицеру с целью отправить его под арест за неправильное обмундирование, и вдруг оказывается, что это Сергей Семенович. Отец обращается к нему: «Сережа, да ты с ума сошел! Зачем же Кузьма несет за тобой саблю и портупею? Сейчас же возьми и надень на себя!» На это ответ: «Она очень тяжела, я не хочу».

Ржевский прослужил лишь год и три месяца, отмечает его племянница. Последней каплей, переполнившей чашу терпения начальства, оказалась шутка с грецкими орехами. Он устроил из них хлопушки и подбросил из окна своему командиру: «Хлопушка лопнула, а начальство чуть не упало в обморок».

Вернувшись в родную деревню, Ржевский не оставил проказ. «Раз он пошел в женский монастырь. Там он выбрал молоденькую и хорошенькую монахиню и стал сзади нее, но так близко, что, делая крест и поклон, ударялся лбом ей в спину. Монахиня отошла, а он опять приблизился. Наконец, это заметила игуменья и поставила монахиню рядом с собой на игуменское возвышение. Сергей Сергеевич не пронялся этим и последовал за монахиней, даже и на то место... Тогда игуменья приказала двум монахиням вывести его из церкви. Те взяли его с двух сторон под руки и повели. Он шел до паперти без сопротивления. Там он прижал руки монахинь к своим бокам, кинулся вместе с ними бежать по площади и запел: «Вот мчится тройка удалая вдоль по дорожке столбовой...» Публика на площади хохотала и аплодировала, монахини, не поспевая за ним, падали, а он их все тащил и пел. Скандал вышел полный и на следующий день попал в газеты».

Однажды на маскарад в губернском дворянском собрании Ржевский оделся печкой: «В трубу просунул голову, внизу печи сделал отверстия для ног. Разделся донага и голым влез в печку, которая была картонная. Спереди был затоп, сзади отдушник. Кругом обоих закрытых пока отверстий были крупные надписи: «Не открывайте печку, в ней угар». В маскараде держали все себя очень вольно, а такая надпись поощряла всех открыть печку и в нее посмотреть. Всякий видел голые члены мужчины, спереди и сзади. Одни плевали, другие хохотали, но весь зал зашумел и стали собираться толпы. Сергей Семенович только этого и хотел. Явилась полиция, и его с триумфом вывели».

Непутевого сына мать пыталась женить, надеясь, что это его образумит. Однако, придя свататься, Ржевский настолько разнервничался, что в самый ответственный момент пулей вылетел из дома потенциальной невесты. Так и прожил Сергей Семенович остаток жизни холостяком. Правда, с годами остепенился и стал знаменит тем, что «развел в имении такой роскошный парк, что им приезжали любоваться даже великие князья».

На могиле Сергея Семеновича Ржевского у стен Венева монастыря нет памятника. Но лучший памятник народному герою – анекдоты о нем. И так ли уж важно, откуда был родом реальный Ржевский?!

Тем не менее, туляки накрепко застолбили за собой право числить Ржевского земляком. Книга – книгой, а к президентским выборам 2012 года «Почта России» совместно с Тульским облизбиркомом в рамках акции «Голосуй в Тульской области» выпустила ограниченным тиражом художественную открытку с поручиком Ржевским, чтобы рассылать ее избирателям региона. Торжественная церемония гашения открытки состоялась в июне. Чуть позже в Веневе появился и именной избирательный участок «Поручик Ржевский». Мотивировалось это тем, что представители дворянского рода Ржевских исстари жили на веневской земле. Соответствующей доказательной базой и прочим антуражем избирательный участок обеспечили местные музейщики.   

И в тему – несколько относительно невинных анекдотов о Ржевском:

Однажды на званом обеде поручик Ржевский взял вилочку для омаров не в ту руку.
– Фи, какая невоспитанность! - сказала одна пожилая дама.
С тех пор про поручика и рассказывают всякие гадости...

*   *   *

– Почему вас не было вчера на службе? – спрашивают Ржевского.
– Так я же в карауле был!
– И в карауле вас не могли найти...
– Здрасте-пожалуйста! Сами в караул поставили, а найти не могут.

*   *   *

Наташа появляется на балу с распухшей, лиловой губой. Подходит к ней Пьер Безухов, целует ручку и с нотой сочувствия в голосе спрашивает о причине конфуза.
– Мы с поручиком Ржевским катались на лодке и вдруг, откуда ни возьмись - оса! Села мне прямо на губу.
– Так это оса вас так ужалила?!
– Нет, не успела, поручик ее веслом убил.

*   *   *      

Стаpый генеpал говоpит Ржевскому, показывая на борзую собаку:
– У меня никого нет, кpоме этой суки, она мне как дочь.
– Так заведите ей кобеля, и у вас будут внуки.

*   *   *   

– Поручик Ржевский, я слышал, вы вчера стрелялись из-за Наташи Ростовой с корнетом Оболенским.
– Да-с, это правда. Я стрелялся из-за Наташи, а вот трус корнет стрелялся из-за дерева.


Рецензии