Культура как система ограничений. дели-агра

Первая поездка в Индию рассчитана на два двухнедельных срока(4.11-1.12.1978г)на две страны: Индия-Шри Ланка на две группы(для второй маршрут в обратном порядке). 
Из Москвы перелет занимает всю ночь,более пяти часов (в Дели в 7 ч.утра- в связи с изменением часового пояса день удлиняется на 3 часа, летим на восток).
Моя первая группа из Караганды - шахтеры, инженеры, разработчики имеют программу "на отдых" -включает три дня на побережье Бенгальского залива в районе Мадраса (перед вылетом в Коломбо) Маршрут по Индии: Дели-Агра-Бомбей-Мадрас.
День прилета начинается в "Hotel Ranjit". Только в Индии это рутинное мероприятие превращают в праздник (мой прежний европейский опыт сильно отличается). Обилие света, цветов, внимания непривычно. На мраморном полу холла выложен символ "добро пожаловать" из цветов: как бы сведенные в молитве ладони в круге вселенной больших размеров. На каждого надевают венок блестящей мишуры на грудь; все это происходит под живую музыку. После ночного перелета народ взбодрился, включился в праздник.
Фирма дает пару часов на отдых до завтрака, до экскурсии. На самом деле никто не собирается отдыхать; обошли гостиницу, провели рекогносцировку, за завтраком оживленно обмениваются впечатлениями. Гостиница “Ранжит” в Старом Дели. Это значит, стоит ступить за пределы гостиницы, как попадаешь на рынок. Я никогда не переставала удивляться, как хорошо туристы ориентируются в новом пространстве.
День начинается необычно с Художественной Галереи (не с экскурсии по городу). ПредставленоContemporary Art без каких-либо признаков национальной принадлежности (могло бы принадлежать любой другой художественной школе).
Вечерняя программа собирает всех в отеле "Oberoi Intercontinental". Несколько русских групп сразу на представлении Yoga & Dance Show. Удивляюсь, как нас много!
Сделаю отступление. Мне кажется,есть особый смысл в определённом стечении обстоятельств, когда возникающие трудности решаются как бы сами собой и ты сознаёшь, что происходящее не случайность. Мысль не оригинальна. Именно так  я восприняла представление Йоги в этот первый вечер в Дели.
Дело в том, что с некоторых пор я страдала от болей в позвоночнике (достаточно болезненно, даже обследовалась в Максиммилиановке). Подруга Светлана, фармаколог по образованию, заведовала гомеопатической клиникой. Друг дома, как бы "cемейный врач" она бесконечно талантлива в профессии и умела решать не только мои проблемы  Все подруги пользовались её умной головкой и связями.
Светлана провела по кабинетам Максиммилиановки. Закончили у хирурга. Рассматривая результаты обследований,врач вдруг спросил: "Вас когда-нибудь били?" Бог миловал, меня никогда не били. Если не считать тот случай, когда мама, отчаявшись, что ребенок не ест при больших нагрузках в балетной школе, отшлепала меня по щекам балетным тапком. "У вас старое повреждение внизу позвоночника" (видно, в балете перестаралась). И выписал мне сильные обезболивающие. Моя гениальная подруга Светлана посмотрела и сказала: "Не сходи с ума, не нужны тебе такие сильные средства. Попробуй гомеопатию".  Но пробовать я не стала.
Вот тут начались чудеса. Одна американская туристка с такой же проблемой глотает аспирин в больших количествах, и мне рекомендует. Аспирин действительно снимает остроту. Другой турист вдруг дарит книгу "28 days Yoga" by Hittleman с обещанием, что только йога меня излечит. И вот командировка в Индию начинается с мастер-класса по йоге! Всё ведёт к определенной линии поведения.
Возможно это не чудо, а способность сознания притягивать те самые обстоятельства, которые ведут к решению ситуации, нужные подсказки в нужный момент. Если верить!
Звучит неубедительно? Каждый человек хоть раз в жизни оказывался в положении, когда на казалось бы неразрешимый вопрос ты находил ответ в случайно снятой с полки книге, неожиданной встрече, внешней подсказке…
Подаренная книга по Hatha Yoga пропала со временем (надеюсь,попала в добрые руки) Так что из Индии всегда буду привозить книги по йоге. Их у меня несколько (у братишки была целая библиотека). Странно! параллельными путями мы оба шли к йоге. Брат стал настоящим профессионалом. Внутренняя связь?

В Дели группа провела всего два дня. Программа заполнена до краев. В Старом Дели традиционно два главных посещения: КРАСНЫЙ ФОРТ  стоит на месте древних столиц многочисленных правителей северной Индии. Этот важный архитектурный памятник включает огромную площадь, на которой сохранились развалины храмов, мавзолеев, мечетей и крепостных стен семи древних городов, предшествовавших Дели (ведутся раскопки). Трудно представить, но пять тысяч лет назад существовали большие благоустроенные города с многоэтажными постройками из обожженного кирпича, обнаружены таблетки с письменами, остатки тканей, бронзы, терракоты, другие атрибуты времени.
Одна из столиц, предположительно, была местом действия главного литературного памятника "Махабхарат" ("Индийская Одиссея"), датируемого 1500 г.до н.э.
Нынешний Старый Дели построен в 1630е г.г. в правление Шаха Джахан из династии Великих Моголов (Бабуров). Shah Djahan  личность, о которой нельзя умолчать. Мир ему обязан одним из Семи Чудес света - Тадж Махал в Агре.
К Красному Форту я неизбежно буду возвращаться каждый раз. Для общей картины отмечу, что проезд по Старому Дели не требует комментариев: причудливо переплетенные узкие кривые улочки, вдоль которых чудом выстроены лавки, безумное столпотворение повозок, рикш, животных.Всё это под непрекращающуюся живую музыку. Словами ощущения не передать. Главная магистраль Старого Дели Чанди Чоук(Chandhi Chowk), the main shopping centre, выглядит как нескончаемая человеческая река. Страшное зрелище для непосвященного!
Обязательным является посещение РАДЖХАТ, место кремации высокочтимого Махатма Ганди. Национальный герой, благородный святой-мученик, автор идеи "национального неповиновения без насилия" был убит в 1948г. Раджхат, похожий на стадион овальной формы типа чаши, с мавзолеем в центре расположен недалеко от реки Джамны среди аккуратно подстриженных лугов. Очень по-английски!
Безусловным памятником культуры Великих Моголов является ПЯТНИЧНАЯ Церковь(Jumma Musjit)к.17 в. Крупнейшая в Индии, вторая в Европе после Кордовы. Эта действующая  мечеть впечатляет масштабами: внутренний двор под открытым небом может вместить пол-Дели и представляет замкнутый квадрат из красного песчаника с крытыми галереями по периметру внутреннего двора.Сплошь камень.Фонтаны для омовений в центре(мусульмане моют ноги прежде, чем войти в Мечеть).
Странно, интерьеры не помню, возможно не входила, чтобы не снимать обувь. Обычно интерьеры украшены богатой мозаикой, воспроизводящей цитаты из Корана. В глаза бросаются три луковичных купола, облицованные белым мрамором с вертикальными черными перехватами. У этой мечети нет аналогов. В дни празднеств двор до предела заполняют молящиеся. На это лучше смотреть по TV.
НОВЫЙ ДЕЛИ(New Dehli)резко контрастирует со Старым планировкой и архитектурным стилем. Проектировался англичанами еще до Первой Мировой Войны (завершили строительство в ранние 1930 гг: широкие прямые улицы,особняки, виллы европейской архитектуры утопают в зелени парков. Здание ПАРЛАМЕНТА, другие правительственные учреждения составляют на верху холма единое целое и объединены колоннадой. Когда поднимаешься по широким ступеням, вся архитектурная композиция разворачивается как в замедленной съёмке.
Главная улица  Нового Дели Раджиах. На ней расположены Президентский Дворец, Всеиндийское Радио, правительственные службы на западной стороне улицы. В восточном конце улица выходит к реке Джамне, притоку Ганга. По центру длинной широкой магистрали расположены Ворота Индии (India Gate) по типу триумфальных арок в Европе.               
Недалеко находятся два архитектурных памятника: БИРЛА ТЕМПЛ(Birla Temple)и Мавзолей ХУМАЮНА (Humaun Tomb)Очень выразительные! Память легко восстанавливает картинку.После официоза они смотрятся, как естественная проекция древней истории.
Гробница Хумаюна построена женой могольского императора в 16 в. недалеко от крепости Пурана Кил. Крепость начал строить её муж, а закончил тот самый афганский дворянин десять лет спустя (1540г.) который захватит трон и положит начало новой династии Великих Моголов -Бабуров. С конца 16 в. гробница служила местом захоронения правящих представителей кабульской династии, кроме основателя (сам Бабур захоронен в Кабуле) Мавзолей стал свидетелем драматического финала правления династии Бабуров. В 1859г. английские солдаты схватили и расстреляли последнего правителя Индии на территории мавзолея. Так было положено начало английской колонизации.
Humaun's Tomb is a prototype of Taj Mahal.Мавзолей по-своему красив,монументален, даже если нет вкуса к архитектурному стилю of Great Moguls.
Всего два дня в Дели, а ощущение, словно прошла вечность. Следующий город по маршруту АГРА. Короткий перелет  и мы в гостинице "Холидей Инн". Цепочка "Holiday Inn" присутствует во многих городах не только Индии, но Англии, других стран Европы - одна из самых ранних гостиничных цепочек, которые не знают границ. Здесь бизнес заказывает музыку. Индия всегда представляла огромную цену не только естественными ресурсами, но и даровым трудом. Тем более странно, что город практически живет в прошлом - ни дорог, ни служб, ни каких бы то ни было бытовых удобств. Гостиницы, как островки цивилизации с сильным английским привкусом.
Главных примечательностей две: АГРА ФОРТ и ТАДЖ МАХАЛ. Остальное сплошной рынок ручных промыслов. Агра Форт своего рода миниатюра Красного Форта в Дели, более прагматичная в своем назначении защищать город от вторжений, не предназначенная производить эффект изысканностью убранства. Используется по назначению и сегодня, когда городу никто не угрожает. Традиционно форт построен из красного песчаника с несколькими обширными дворами и гарнизонными зданиями для армейских целей. Открытые галереи образуют длинные проходы, где можно скрыться от солнца. Сегодня их заполонили бесконечные лавки, неизбежные на пути к Главным воротам. В абриз Главных Ворот вписывается Тадж Махал.
Возможно, о чудесах света писать не подобает, как-то кощунственно пытаться своими словами передать совершенство. Это мавзолей, возведенный Шахом Джахан для своей ненаглядной Мумтаз, с которой провел в браке 13лет и поимел множество детей.  Явление уникальное!  Мавзолей ювелирно вписывается в арку Главных Ворот, как в оправу. Ты входишь,останавливаешься на высоких ступенях, пораженный совершенной гармонией. Перед тобой в отдалении открывается Тадж Махал на высоком пьедестале крутого берега реки Джамны, как сказочная шкатулка, в рамке из четырех минаретов. Спускаешься по мраморным ступеням и вдоль широкого канала с фонтанами идешь к Мавзолею. По обе стороны простираются английские луга, насколько хватает глаз,  чистые, стриженные, ухоженные.
Мавзолей обладает особым качеством уменьшаться по мере приближения, в высоту,как Смольный Собор в Санкт Петербурге. Издали он кажется много выше!
Однажды мне случилось быть в Агре в полнолуние. Это был особенный день. Гид сообщил,что ночью можно за небольшую мзду встретить восход солнца в Тадж Махал. Группа приветствовала идею. После ужина отправились в Тадж вместе с гидом и сразу оказались в сплошном потоке движущихся людей. Странно видеть столько людей ночью! Еще больше удивились,оказавшись внутри. Луга усыпаны людьми; сидячие, возлежащие на белых простынях со всем семейством с детишками всех возрастов (не бегают, не шумят,не жуют). Ни алкоголя, ни сигарет, ни бутербродов, ни даже soft drinks. Все чего-то ждут!Просто ждут.
И очень тихо. Слышно журчание воды в каналах по обе стороны главной аллеи.
Туристы под большим впечатлением, чего ждем-с? Опустилась темнота. Освещение скудное от немногих фонарей. Виден лишь Тадж Махал, причем из любой точки. Чудо начинается, когда выплывает луна и начинает свое медленное восхождение по кругу: сначала высвечивает минареты один за другим, создавая необыкновенную игру света. Гипнотическое зрелище! Полное ощущение соучастника дивной мистерии.
Еще днем, осматривая Мавзолей снаружи и внутри, мы наблюдали игру солнечных лучей  Мозаика присутствует не только на саркофагах, но абсолютно на всех поверхностях – стены, порталы, плафоны покрыты ювелирной инкрустацией камня по камню;  мраморные полы, купол участвуют в представлении. Проникающие лучи солнца создают тонкую мезмерическую игру света. Магия лунного восхождения околдовывает,как театральный перформанс… Описать невозможно!
Из Агры пришлось возвращаться на автобусе в Дели, чтобы лететь в Бомбей. По пути посетили ФАТЕХПУР СИКРИ (мертвый город). Название переводится как "покинутый город", брошенный. Зачем строили, почему покинули? Уже в самом названии интрига, загадка.Город построил великий Акбар из династии Бабуров в 1570-х за десять лет, на месте, где его жене Мириам было предсказано, что у неё родится сын (жена была бесплодной) Чудо свершил Св.Селим, в чью честь и будет назван наследник. На этом  месте Акбар построит город, возведет гробницу Св.Селиму в благодарность.  Здесь он и будет захоронен. Но вскоре начнутся неприятности. По загадочной причине город покинут в 1595г. (просуществовал неполные 20 лет).
Версий несколько. Предположительно, по причине нехватки питьевой воды. Возможно, из-за усилившихся набегов. Для усиления северных границ, столица перенесена в город Лахор.
Сохранились описания Фатехпур Сикри одним европейским путешественником: “город совершенно мертвый, зловещий и романтический, роскошный и богатый, разбойничьи притоны, город, по которому бродят гиены и шакалы". Азиатские Помпеи!
Для меня город остался загадкой, своего рода визитной карточкой самого Акбара. Он был сам себе и заказчик, и архитектор, и строитель. Об Акбаре много написано, великий деятель своего времени! Не только полководец и политический деятель, но философ, реформатор. Одна дерзкая идея и сегодня интригует- создать единую религию и провозгласить себя её главой.               
Фатехпур Сикри (Fatehpur Sicri) своеобразное пособие по могольской архитектуре. Основой является геометрия, она сочетается с индуистской образной традицией. Улиц нет и не предполагаются. Вычленяют традиционно пять групп застройки: сооружения дворцовые, как Хас Махал (Khas Mahal) Это жилой дворец, двухэтажный, с четырьмя башенками-беседками из красного песчаника. Он включает личные покои с тонкой миниатюрной живописью. В том же стиле ещё три дворца для жен: дом турецкой жены (он же Библиотека - Акбар любил, когда ему читали книги). Ещё два дома для главных министров.
Гражданская архитектура, как часть дворцовой: Дивани Хас (Divan-i-Khas) - публичный зал для частных аудиенций, для философских и религиозных дискуссий. Группа культовых сооружений имеет свою стилистику (город имел духовное и политическое назначение). В центре залы стоит Колонна чисто исламского стиля - как бы столб, держащий вселенную. Здесь восседает султан, у угловых колонн представители четырех религий: мусульманские богословы, индуисты, буддисты, христиане. Символический смысл четырех колонн: истина в единстве всех религий. Историки отмечают толерантность эпохи Акбара (женщин это не коснулось, случаи покинуть гарем очень редки).                Группа  культовых сооружений включает помянутую Jumma Masjid в Дели.
К теме могольской архитектуры придётся возвращаться. Сейчас ограничу себя описанием уникальных мест мертвого города, интересных с точки зрения развлечений и нравов времени. Дело в том, что весь город Фатехпур Сикри расположен на вершине холма и представляет огромную, уложенную каменными плитами площадь. Все описанные строения идут по периметру, соединяясь с внутренней частью стен. В центре Чаша - хранилище воды для сезона засухи. Стиль и типы застройки отражают главный принцип  королевских комплексов всех городов Индии.
Здесь же на площади вершится правосудие, так называемое Место Слона-палача (кстати, вход на площадь так и называется "Ворота Слонов"). Виновного опускают в углубление: если слон его затопчет, значит казнили виновного. Ну а останется жив, извини, ошиблись.
Необычным местом является так называемая Шахматная Доска. Это огромная площадка, уложенная светлыми и темными плитами в шахматном порядке прямо в центре площади. Роли фигур исполняют придворные и наложницы, роли шашек рабыни. Занимательно и в духе времени.
Для развлечения двора существовали и другие более жестокие игры, типа Боя Слонов. Смотровой площадкой служила Хуран Башня (Huran Minar), украшенная бивнями слонов, названая именем любимого слона Акбара Хуран. Здесь слон и захоронен- своеобразный слоновий мавзолей. Жесточайшее зрелище битва слонов!
Последний архитектурный памятник Мавзолей Св.Селима. Он и поныне остается священным местом; бездетные матери приходят молить святого послать им чадо. Мавзолей богато отделан инкрустацией по белому мрамору драгоценными камнями, черепаховым панцирем, перламутром.
Так детально и с удовольствием рассказываю о Фатехпур Сикри, потому что он уникален. Я не знаю аналога этому городу, если таковой существует. Город словно вышел из сказки: как большая ненужная игрушка, где всё интригует, какая-то виртуальная реальность! Ведь он нисколько не тронут временем, совсем не разрушен. И ни души. Странное ощущение ушедшей цивилизации. Ведь зачем-то его построили? Тень, знай своё место!


Рецензии