Путешествие в страну Пионерию

ПИОНЕР ВСЕМ РЕБЯТАМ ПРИМЕР

Этот лозунг потерял смысл уже в 30-е годы, когда все ребята стали пионерами.

Вообще, меня удивляют разговоры о том, что в советское время была какая-то пионерская организация, которая якобы воспитывала детей. Пионерская организация просуществовала всего несколько лет, в 20-е годы. После этого оставались только красные галстуки - составная часть школьной формы. То, что теперь приписывают пионерской организации - и хорошее, и плохое - это внеклассная работа, часть работы учителей; и еще пионерские лагеря, частично сохранившиеся до сих пор, которые никогда и не были на балансе у пионерской организации (не знаю, была ли она вообще юридическим лицом).

В 20-е годы возникло пионерское движение - коммунистическая разновидность скаутского движения. Пионерские отряды были не при школах, а при заводах, где
работали родители пионеров. Это была вполне реальная деятельность. Зачем понадобилось объединять эти отряды в единую организацию? Вероятно, для обмена
опытом, для каких-то совместных действий нескольких отрядов, а вернее всего, чтобы партии и государству ловчее было их контролировать - они ведь желали
контролировать всё.

А потом, очень скоро, эти пионерские отряды были распущены (не знаю, как именно), пионерская организация номинально была сохранена, но пионерскими отрядами были объявлены просто классы. Первое время, вероятно, при этих отрядах существовали вожатые, т.е. взрослые или подростки, энтузиасты, занимавшиеся с детьми. Я уже этого не застал. Энтузиастов не стало меньше, они руководили дворовыми спортивными командами, различными кружками и т.п., но к пионерской организации это уже не имело никакого отношения даже для виду. В школах была должность старшего пионервожатого, зарплату он получал, вероятно, не в школе, а в райкоме комсомола, но это мало что меняло: это был сотрудник школы, специально предназначенный для внеклассной работы (позже появились еще завучи по воспитательной работе - функционально то же самое). Да, учителя-энтузиасты делали много хорошего: организовывали помощь ветеранам, туристические походы, школьные театры и т.п.; старшие пионервожатые тоже, вероятно, иногда бывали энтузиастами, но пионерская организация, формально где-то существовавшая, тут была ни при чем.
Когда сверху приходило указание организовать сбор макулатуры или металлолома, учителя подчинялись и организовывали - и снова причем тут пионерская организация?

Конечно, заниматься с детьми надо, и не только в школе. Надо всячески помогать делающим это энтузиастам. Если они почувствуют, что им нужна организация (для обмена опытом, для каких-то совместных действий, для централизованного сбора пожертвований, для защиты от притеснений глупых начальников жэков и школ), конечно, надо им помочь ее создать. Но это не организация детей. А детям, конечно, полезно участвовать в управлении школой, пусть это и будет на три четверти игра. Но для этого надо не пионерскую организацию воссоздавать, а, скорее, учкомы, которые тоже были в советское время, но сейчас мало кто об этом помнит, потому что просуществовали они недолго. Никакой общероссийской или даже общегородской организации для этого не нужно.

(Опубликовано в Живом Журнале 7 ноября 2015г.)


Рецензии