Темная вода. Поход по реке Гайна

19 декабря 2015 года я пошел в новый и необычный для себя поход. За два дня группе предстояло пройти около 90 километров на байдарках по реке Гайна. До этого я неоднократно ходил в водные походы, но все они происходили весной или летом. Водный поход в середине декабря, когда температура лишь на несколько градусов выше нуля – это первый необычный момент. За некоторое время до похода я думал о том, что световой день в декабре слишком короткий. В голове возникал вопрос, неужели мы уже в 5 вечера будем становиться на привал и спать до утра? Чуть позже выяснилось, что мы планируем идти утром еще в темноте и продолжать также вечером. Идти по воде ночью в свете фонарей – ново, необычно и интересно для меня. Но именно это и привлекло во всей этой затее.
Около часа езды на микроавтобусе к месту выгрузки, ночь, несколько палаток тех, кто заехал на место старта с вечера, ветер и мысли «нафиг мне это надо» - таким было начало похода.
Да нет, на самом деле я был бодро настроен на предстоящие трудности. Многое, как уже говорилось, было ново и интересно.
Около часа ушло на разгрузку прицепа, перенос пластиковых байдарок к воде, загрузку гермомешков. И вот мы уже на воде. Оказалось даже не так холодно, как предполагалось. Собираясь в поход, я отметил для себя, что к каждому походу покупаю что-то из снаряжения, одежды, вещей. Поход по реке часто сопровождается тем, что при посадке и высадке можно намочить ноги. Летом или весной это делается легко. Но сейчас, в декабре не очень хотелось мокнуть. Забегая вперед скажу, что это стал первый для меня поход, в котором я не промок. Вернемся к вещам. В этот раз моя туристическая полка пополнилась: резиновыми сапогами (до этого их не было в моем хозяйстве), непромокаемым костюмом (куртки уже были до этого, а штанов не было – пришлось купить новый костюм), впервые во взрослой/сознательной жизни я одевал шерстяные носки, также специально приобретенные для похода.
Походный наряд в итоге состоял из неопреновых шорт до колена (тело в них просто преет как в теплице, поэтому не особо мерзнет), наверх майка без рукава, свободная легкая кофта, непромокаемый (не греющий) костюм, резиновые сапоги на шерстяной носок и шапка. Ну и конечно спасательный жилет поверх всего этого.
Дивное дело – до нового года чуть больше 10 дней, а я на байдарке иду по реке. Как и многие другие вещи в жизни – никогда не думал, что «докачусь» до такого. Но жажда авантюр, желание доказать себе что можешь сделать это и в очередной раз отодвинуть границу возможного, сделали свое.
Для тех, кто не знает, стоит рассказать пару слов о функциях членов экипажа байдарки. В двухместной лодке есть матрос – сидит спереди и капитан – сидит сзади. Задача матроса просто грести, задача капитана грести и рулить. Он видит всю длину лодки и курс, куда идет байдарка, его гребок более увесист, это всегда более опытный человек из пары.
Несколько лет я ходил в водные походы в статусе капитана. Я периодически ругал своего матроса, но теперь понял, что не всегда это было заслуженно. В этот же раз я также внутренне ругал своего капитана, так как матросом в этот раз был я. Если бы не вес моего спутника (килограммов на 30 больше меня), то я бы настоял на его посадке на место матроса и был бы капитаном. Но пришлось терпеть неумелое, на мой взгляд, управление нашим судном.
Для меня походы – всегда испытание, вызов, я рвусь идти вперед, преодолевать расстояния и преграды. Но мой «капитан» по прозвищу ВДВ, видимо был настроен иначе, как и некоторые другие участники похода. Задерживаясь на каждой остановке, да и прямо в пути, он часто прикладывался к бутылке с алкоголем. Наши интересы явно не сходились, а разделить лодку пополам мы, конечно же, не могли. Я рвался вперед, он хотел отдыхать, не напрягаясь. Хотя не очень понимаю как он на это рассчитывал, зная что пройти нужно будет более 40 километров за день. Очень быстро я понял, что этот поход будет для меня больше не физическим испытанием, а проверкой моего терпения.
Поход стал во многом знаковым, повлекшим за собой ряд выводов и осознаний. В течение дня я не однократно хотел все бросить, лишь бы не быть в команде с человеком, который был не близок мне своими идеями. Такое же количество раз я призывал самого себя к терпению, думая о том, что во мне говорит эгоизм и желание чтобы было по-моему. Потом приходили мысли о том, зачем мне терпеть какого-то депрессивного чувака возраста около 40. Мне с ним не жить. Надо ли мне ему доказывать, что мы здесь для того, чтобы работать веслом, а не поднимать стакан.
Так вот, выводы, сделанные мной на водах Гайны:
1. В начале 2015-го года, я решил для себя, что это будет год «Пробуждения». Так и вышло. На многие вещи удалось взглянуть совсем по-иному, многое вспомнилось, возродились давно забытые идеи. Пробуждение по многим сферам жизни, на самом деле произошло. Вместе с пробуждением, сегодня я понял, что это еще и «Год Бегства». Сложно сказать однозначно о его причинах. Возможно, просто надоело долгое время делать безрезультатные действия, возможно, пришла мудрость, и я научился с самого начала видеть стоит ли делать то или иное дело, действие. Или, может, я приблизился к пониманию своих желаний и очень быстро стал различать, нравится или нет новое дело. Но факт остается фактом – в 2015-м я сбегал от людей, от себя, от дел, от ответственности. Весной я не прошел до конца веломарафон, по сути, сбежав и отказавшись от прохождения дистанции (списав это на погоду и на то, что я был такой не один, что нашло отражение в отчете «200 километров дождя»). Я сбежал летом с тренинга по пробуждению мужской энергии (описав этот опыт в «Как я кришнаитом не стал»), найдя для себя миллион отговорок. А в конце года я уже совсем откровенно сбежал из водного похода, которому посвящены эти страницы. Хорошо уже то, что удалось осознать этот поведенческий момент. Значит, его, при желании, можно исправить.
2. Бегство в моей жизни заняло большой кусок, а не просто несколько раз за прошедший год. По новому я взглянул на все эти походы, турслеты, марафоны, экстремальные, по мнению некоторых, путешествия. Из байдарки 19 декабря это виделось бегством от комфорта. В то время, как обычные люди сидят в тепле и уюте, некоторые истязают себя длинными пешими, водными, велосипедными маршрутами, куда-то идут, бегут, едут, то в дикую жару, то в лютый холод. В последнюю группу попадает и ваш покорный слуга. Размахивая веслом с неприятным мне компаньоном (а терпеть приходится, из лодки не выйдешь), я всерьез задумывался над вопросами «зачем?», «почему?» В некоторые моменты принималось решение больше никогда не ходить в подобные походы, а выбрать для себя формат отдыха в виде лежания на пляже. Этой уверенности и злости хватило дня на два не более. Позже мозг успокоился.
3. Отправляясь в путь – поход длиной в несколько дней, или в путь с человеком по жизни – предварительно хорошо его узнайте. Если ваши ценности разные, то может сложиться так, что с «подводной лодки» уже не выйти. В любое серьезное дело – только с проверенными и известными попутчиками/спутниками.
4. Логическое продолжение предыдущего вывода – команда. Есть в жизни ряд дел, которые лучше делать и нужно делать только в команде. Если есть лишь сборище отдельных «высокоорганизованных» личностей, то об успехе начинания стоит забыть сразу. Выбирайте единомышленников, людей знакомых вам, от которых вы знаете чего ожидать. КОМАНДА в жизни, наверное, самое главное. А капитан в ней может быть только один.
5. Терпение. Определенно это благодетель. Но здесь стоит задаться вопросом «надо ли?» Если вы собираетесь жить с человеком, если это ваш избранник, то, конечно, терпеть стоит. Но в случае, если вы объединены делом лишь на день-другой, то возникает жуткое желание бросить все, как только понял, что происходит что-то не то. Что и кому вы собираетесь доказать? В моем случае я ничего не хотел доказывать заглядывающему в бутылку компаньону, с которым я познакомился только утром и с которым, надеюсь, больше никогда не встречусь.
6. Мандарины очень вкусны даже со шкурками.
Мы начинали первый день похода в темноте и шли еще долго после того как стемнело. Лодки к вечеру разбрелись на большое расстояние. Впереди еще неизвестно сколько километров пути. Неизвестность страшна – ты гребешь и не знаешь «не пропустил ли приток», «по тому ли руслу идешь». Усталость, голод и холод давно дают о себе знать. Несколько раз предплечье сводило судорогой, и я просто не мог работать веслом. Ночной ветер на воде как-то особенно зловеще продувал всё и вся. Уже сейчас я твердо знал, что сбегу. Пока еще не мог до конца определить лишь причину этого: усталость или мой спутник, всем своим существом выводящий меня из равновесия. Но когда он в миллионный раз начинал перезаряжать батарейки в фонарике, доставать телефон, нести какую-то чушь, прикладываться к бутылке или просто переставать грести, я четко понимал, что не усталость здесь первостепенна. Я просто клал весло на борт, опускал голову и ждал. Ждал, что нас будет нести спокойное течение, ждал что он, наконец, возьмется за весло. В темноте, неизвестности и холоде незаметно подкралось отчаяние. Впервые в жизни я испытал это ужасное чувство. Стискивая зубы, я говорил себе в уме «не доплывем». Мы плыли уже больше половины суток. Я совсем потерял веру в то, что мы дойдем до места стоянки. Где-то внутри уже наступило смирение с ситуацией и готовность ночевать, где придется. Огонь развести я бы смог, еда в гермомешках была. Ночевать без палаток, которые были в других лодках… это было уже не самое страшное. Вся эта красочность ощущений дополнялась голодом. Вытягивать утрамбованные гермомешки, распаковывать их и доставать еду все же не хотелось – для этого нужно как минимум сходить на берег. А опыт целого дня говорил, что моего капитана потом не так легко загнать обратно. Ему становится то холодно, то …опу засидит, то еще что-то, лишь бы подольше посидеть и не работать веслом. Поэтому пусть медленно, пусть хоть как-то, но мы двигались вперед. Где-то в пакете сверху оставались несколько мандаринов. Разделив их пополам, свои я съел прямо со шкурками – неизвестно дойдем ли мы до места стоянки, а выбрасывать ценные калории было глупо. Да и порядком закоченевшими руками чистить цитрусовые было не удобно. После мандаринов в пакете еще осталось что-то похожее цветом и размером на лимон. В отчаянии я решил сгрызть и его. Начав жевать, я ужаснулся, что мне совсем не кисло. Тут я подумал, что дело совсем уж беда, что вкусовые рецепторы перестали воспринимать вкус. Но потом понял, что это не лимон, а апельсин. В свете налобного фонаря это угадывалось не сразу. Этот же фонарь вырывал из тьмы кусочки жизни, помогая нам, пока еще живым идти по водной глади. В темноте издали растительность по берегам Гайны, освещенная лучом света казалась похожей на сплошную бетонную стену. Эта стена словно стискивала нас в границах реки, говоря «не выйти вам на берег».
Последние несколько часов пути я молился лишь об одном, чтобы мы дошли до места стоянки, а оно было бы рядом с какой-нибудь деревней. Оттуда любым способом, я бы отправился прочь от ненавистного спутника.
Мы дошли до стоянки. Это было уже половина дела. К моему счастью мы стояли метрах в ста от моста, а, значит, можно выйти на дорогу и уехать. Неважно как – автостопом, позвонив кому-либо с кличем о помощи, я готов был идти хоть пешком 50-70 километров, отделявших меня от дома.
Лодки вытянуты на берег. Переодеваясь в теплый комплект одежды, я раза 3 упал на пятую точку, с трудом стоя на ногах. Оставалась главная проблема – лагерь разбили не просто на берегу реки, а уйдя в сторону в примыкающий канал. Мост и дорога были совсем рядом, но они могли оказаться отделенными от меня еще одним каналом, что могло стать непреодолимым препятствием. Ведь я, по сути, бежал, а пришлось бы просить кого-то перевозить меня на другой берег, просить помочь в бегстве. Более того я понятия не имел, где мы находимся (навигатора у меня не было). Вскоре опасения были развеяны, дорога к мосту имелась в наличии, узнать название ближайшей деревни тоже получилось. Официальной версией для всех было то, что мне срочно нужно вернуться в город. Что будет с моим компаньоном, меня уже мало заботило – идти на лодке в одиночку сложно, но можно.
Час быстрой ходьбы по ночной дороге навстречу моросящему дождю и снегу и в ближайшей деревне меня уже ждал мой спаситель.
P.S.
Сидя в лодке, я испытывал гораздо больший гнев и хотел обругать всех и вся более жестко, практически нецензурно. Прошло немного времени и это желание поутихло. Последним выводом похода стало понимание некоторых причин кризисов и проблем современных обществ. Большая роль здесь в безответственности и базалаберности.
Поход состоял из членов двух турклубов (названия скрыты умышленно), руководителя похода было два. Но ни один из них не руководил на самом деле. Невооруженным взглядом было видно, что участники ни во что не ставят своих руководителей, а тем остается лишь отсмеиваться и отшучиваться. Лодки разбредались, люди не знали, сколько еще предстоит пройти, а вся смысловая нагрузка сводилась к принятию алкоголя. Это просто чудо, что все вернулись живыми.
Минск 5.12.2016
12:25


Рецензии