Шедевры старых мастеров. Якопо делла Кверча

ЯКОПО ДЕЛЛА КВЕРЧА ,надгробный памятник Иларии Карретто,Лукка.Италия.

Хочу познакомить вас с творчеством
                ЯКОПО ДЕЛЛА КВЕРЧА-1371— 1438, итальянского скульптора переходной эпохи от средневековых традиций к стилю Возрождения.Его работы заинтересовали меня после посещения кафедрального собора в Лукке,где находится одна из знаменитых его работ -надгробный памятник Иларии Карретто

           Неправильные пропорции человеческого тела и сухость контуров его работ ещё говорят о близости скульптора к XIII веку. В знании анатомии и в передаче индивидуальности изображаемых лиц он уступает своему современнику Донателло, но по стремлению к величественности форм, по силе и глубине чувства может считаться преемником Джованни Пизано и предшественником Микеланджело.

ГЛАВНЫЕ РАБОТЫ:

   Его главные работы: надгробный памятник Иларии Карретто в соборе Лукки, алтарь и два памятника в церкви Сан-Фредиано Луки, скульптурные украшения главного портала церкви Св. Петрония в Болоньеи скульптуры фонтана на площади Пьяцца дель Кампо в Сиене, давшие художнику прозвище «делла-Фонте» и изображающие Богоматерь, аллегорические олицетворения добродетелей и некоторые события Ветхого Завета.

О СКУЛЬПТОРЕ

               Якопо делла Кверча родился в 70-х годах XIV века в местечке Кверча в Сиенской области. Его отец Пьетро де Филиппо был ювелиром и скульптором. Первые из его работ были выполнены в Сиене в возрасте 19-ти лет.

      Бежав от чумы, Якопо приехал в Лукку, где синьором был Пауло Гвиниджи, незадолго до этого потерявший молодую и горячо любимую жену Иларию. Для неё в капелле Квиниджи собора Св. Мартина Якопо выполнил мраморное надгробие. Надгробие имеет вид саркофага, на боковых стенках которого изображены путти, несущие гирлянду, а сверху лежит умершая красавица и в ногах её собачка, символ верности мужу.

     После этого Якопо поехал во Флоренцию, чтобы участвовать в конкурсе на выполнение одной из дверей Баптистерия Сан Джованни. Он выполнил модель, которая была всеми признана великолепной и несомненно выиграл бы конкурс, если бы в нём не участвовали такие мастера как Донателло и Брунелески.

           Не смея соперничать со скульпторами, авторитет которых он признавал, Якопо поехал в Болонью, где в течение 12 лет работал над мраморным порталом собора Сан Петронио. На портале он вырезал 15 историй из Ветхого завета, от сотворения человека до Потопа. А в арке над порталом он выполнил мраморные фигуры Мадонны с младенцем, Св. Петрония и ещё одного святого. И портал и фигуры над ним сохранились до нашего времени.

              Около 1340 года сиенская Синьория постановила соорудить общественный фонтан на главной площади города Пьяцца дель Кампо. Работы были поручены сиенским скульпторам и архитекторам Агостино и Аньоло, которые соорудили прямоугольную чашу фонтана и провели к ней по свинцовым и глиняным трубам воду. 01 июня 1343 года состоялось торжественное открытие фонтана. После этого Аньоло уехал в Ассизи. Агостино же начал делать рисунки для мраморного украшения фонтана. Делая рисунки, он и умер на площади около созданного им фонтана.

                В 1408 году  Якопо делла Кверча, прославившийся работами в Болонье, Лукке и Флоренции,вернулся на родину в Сиену.. Городская Синьория незамедлительно заказала ему мраморное украшение фонтана за вознаграждение 200 скуди золотом. Якопо украсил мраморными скульптурами три стены фонтана.
      

           В центре он поставил скульптуру Девы Марии с младенцем Христом на руках, а вокруг нее мраморные же скульптуры двух ангелов, семи Добродетелей и Реи Сильвии с младенцами Ромулом и Ремом на руках.

               Также выполнены мраморные рельефные композиции - «Изгнание из Рая» и «Сотворение Адама». Внизу же под фигурами и рельефами он поставил скульптуры львов и волков, служивших эмблемой города Сиены. Мраморное украшение фонтана было готово в 1419 году и вызвало такой восторг сиенцев, что скульптора Якопо делла Кверча после этого стали звать Якопо делла Фонте.

              В XIX веке было принято решение перенести подлинные скульптуры с фонтана, пострадавшие от времени, в музей палаццо Пубблико, а вместо них на площади поставить копии. Копии выполнены в середине XIX века сиенским скульптором Тито Сарокки.

       После этого Якопо работал для украшения Сиенского Собора и за свои заслуги перед городом в 1435 году был возведен Сиенской Синьорией в рыцарское достоинство. В том же году он был назначен попечителем Собора и в этой должности оставался до самой своей смерти, произошедшей на 64-м году жизни 20 октября 1438 года. Хоронил Якопо весь город. По выражению Вазари, у Якопо была счастливая судьба, потому что он нашёл признание своего таланта и своих заслуг на Родине, а такое бывает редко.

Текст с иллюстрациями работ Якопо делла Кверча можно посмотреть здесь.https://maxpark.com/community/6782/content/4941007


Рецензии