История 7. Часть 1

История моей История VII.

Часть 1.

В одной из предыдущих наших бесед я обещала с вами поговорить об пресловутом татаро-монгольском иге, но начало моей беседы возможно для вас покажется странным, начну я с Никейской Византийской Империи в период, когда формировалось само понятие татаро-монгольское иго.  Я не собираюсь утверждать, что все, что я вам расскажу  моя заслуга. Источники, которыми я пользуюсь, теперь доступны всем благодаря труду тех, кто обобщил материалы по этому вопросу в сети.  Я хочу только обратить ваше внимание на ту сторону мировой истории, которую россияне практически не знают.  Сразу напомню, что я глубоко убеждена в несостоятельности современной хронологии базировавшейся на расчетах Скалигера и Петавиуса, но чтобы вам было проще ориентироваться в том, что я говорю, за основу берем даты, освященные их последователями. 

Итак, в результате четвертого крестового похода, в 1204 году Византийская империя потеряла существенную часть своей территории, и на трон в Константинополе сел католик Болдуин I Фландрский. Православный патриарх пошел на сделку с католиками и фактически признал верховенство Римского Первосвященника.  Определенное недоумение должно вызвать то, что это грандиозное событие практически не вызвало какой-либо реакции на Руси.

Впрочем, удивляться этому не стоит, православие было сильно только в городах, да при дворе местных князей. Простой пахарь-смерд даже в более поздние века, редко бывавший в церкви,  чаще, по-старому, молился еще языческим богам и уж точно не интересовался событиями в далеком Константинополе. Да и в городах понять происходящее в Византии было сложно. Главный символ веры - Константинопольский патриарх оставался прежним, а то, что  в его политике произошли коренные изменения могли понять только люди, следящие за мировой политикой того времени. Оценить долгосрочные последствия произошедшего, могли, хоть в какой-то мере, лишь русские князья, имевшие опыт столкновения с католическими крестоносцами.

Кстати большинству из них было не до этого.  Русь раздирали междоусобные конфликты.  Слишком часто брат поднимался на брата из-за самого незначительного удела, и помощь извечных врагов, вроде половцев становилась обычным делом, но были и куда более серьезные союзники. Владыки западных княжеств нередко были связаны семейными  узами с польской или венгерской знатью, и главным препятствием для углубления этих связей было лишь их католичество. Однако теперь получалось, что верховную власть католического папы признавал сам Константинопольский первосвященник и требовал этого и от русских иерархов, то есть корни церковной унии в православии закладывались еще тогда. С моей точки зрения именно это было главным в истории Руси того времени, и именно это определило суть татаро-монгольского нашествия.

Да, кстати, а кто такие татаро-монголы?  Наши образованные татары очень обижаются, когда их зовут  Татарами, они вам скажут – мы Булгары, да и монголы узнали о своем былом величии совсем недавно, и довольно долго сопротивлялись присвоению сомнительной славы. Да, и термин татаро-монголы появился только в начале девятнадцатого века.  Этот вопрос заинтересовал еще Н.А.Морозова, он предположил, что название монголы произошло от греческого моголы - великие, ну, а татар он нашел в Татрах, где гнездился один из могучих крестоносных орденов того времени.

Эта версия вызывает громкие протесты ортодоксов, скажу  прямо, «татровцы» мне тоже не нравятся, так как есть более симпатичные версии.   Более интересной кажется такая версия, Татары — (латынь) — tutori, tutors — защитник, защитники. Получается вполне вразумительно, даже гордо «татаро-монголы» -«великие защитники», или «защитники великого» ну, а что они защищали я попробую рассказать ниже, и для этого вернемся к взятию Константинополя крестоносцами.
***

Федор I Ласкарис - греческий вельможа женатый на дочери Алексия III после завоевания Константинополя крестоносцами бежал на восток, но основать независимое государство в хорошо защищенной Никее он смог только к 1208 году, четыре года ушли на борьбу за императорский трон.  Первый удар нанесли крестоносцы, и чем бы эта история окончилась сказать трудно, если бы не национальное движения болгар за свою независимость. Болгарский царь  Калоян  искусно воспользовался моментом и 14 апреля 1205 года нанёс крестоносцам страшное поражение под Адрианополем - им  стало уже не до Никеи.  Никейская Византийская империя была создана благодаря дальнейшей ловкой политике Федора I.

Ласкарис взял вспомогательное войско у турецкого султана и с его помощью овладел всеми землями к западу от реки Галис с Амастридой и Понтийской Гераклеей. Не прошло и двух лет, как он всеми был признан деспотом, а затем на собрании знатных особ и представителей церкви, состоявшемся в Никее, провозглашен императором. Короной его увенчал в 1208 г. вновь избранный православный патриарх Михаил Авториан. Важнейшие области и города признали над собой его власть. Никея   получила возможность утвердиться на обширной территории в малой Азии.

Однако в лучших традициях Византии на него ополчился тесть  Алексей III,  заручился поддержкой турецкого султана, и в 1211 г. подступил к Антиохии-на-Менандре. Феодор с 2000 солдат немедленно выступил на помощь осажденным с авангардом  из 800 европейских рыцарей. Они произвели сильнейшее опустошение в рядах турок, но и сами почти все погибли. Ромеи дрогнули, но  Феодор лично схватился с султаном и убил  его. Узнав о гибели своего правителя, турки прекратили бой и заключили с Феодором мир. Алексей III оказался в плену у зятя.

В последующие годы Ласкарис построил военные корабли и подчинил себе большую часть островов Эгейского моря. Федор I  умер 1222 году.

Здесь я хотела бы обратить ваше внимание на такие моменты, Федор I:
1. Пользовался помощью турецкого султана, а когда тот пошел против него, убил его. В те времена сторона потерпевшая поражение в лучшем случае становилась вассалом победителя.
2. В его войске были сотни, а может быть и тысячи европейских рыцарей.

***
Федор I не имел сыновей и своим наследником назначил мужа  своей дочери Ирины, Иоанна Дуку Ватаца.  Иоанн III был коронован 15 декабря 1221. Его приход к власти вызвал внутриполитические осложнения, так как братья покойного императора,  Алексей и Исаак Ласкарисы, надеявшиеся занять трон после смерти Феодора, не захотели смириться. Они бежали в Константинопль, взяли у императора Роберта войско и двинулись к Пиманиону. Весной 1224  их войско было разбито. После этого Иоанн одну за другой осадил и взял крепости латинян в Мисии и Троаде. По миру 1225-го года латиняне отдавали Пиги и все земли к югу от них, сохранив в Малой Азии лишь лежащий против Константинополя берег Босфора и Никомидию с округой. Он отнял у латинян практически все имперские земли в Малой Азии и острова Архипелага в Эгейском море.

В этот период относительного спокойствия появилась возможность заняться делами хозяйственного обустройства империи. Добиться значительных внешнеполитических успехов можно было, только имея прочную экономическую базу, а потому Иоанн III прилагал большие усилия для развития хозяйства в империи и пополнения казны не чрезвычайными налогами, которые бы разорили крестьян, а за счёт повышения доходности государственных и частных хозяйств.

 Он расширил запашки и виноградники настолько, что все расходы на содержание двора и благотворительность покрывались доходами с царских имений. Во главе последних он поставил не знатных чиновников, а простых специалистов. Были разведены громадные стада крупного и мелкого рогатого скота, лошадей, свиней и домашней птицы. С одной только продажи яиц император в короткое время получил столько, что купил жене корону, усыпанную драгоценными жемчужинами и камнями, и в шутку называл эту корону «яичной».

Развивая государственное хозяйство, он побуждал магнатов следовать его примеру и повышать доходность их имений, вместо того, чтобы выжимать из крестьян последние соки. На пустующих землях (в основном, в окрестностях городов и крепостей) были основаны императорские фермы, куда отовсюду привлекали поселенцев. Особенно много людей переселялось из Конийского султаната, пострадавшего от голода. Людям давали землю и средства пропитания, но взамен они были должны,  по первому же зову, с оружием в руках встать в ряды императорского войска. По сути это было очень похоже на военные поселения времен Римской империи или казачество в Российской империи.   

Императору удалось повысить доход от ввозных пошлин. Он пытался бороться с вывозом денег из страны, убеждая своих подданных не покупать иностранные товары аналоги, которых производились внутри страны, например, итальянскую мануфактуру, а довольствоваться тканями местного производства.

 Экономические реформы быстро дали результат:  «В результате этих и других реформ Никейская империя при Иоанне III в короткий срок сказочно разбогатела… Щедрый к церкви (император поддерживал деньгами не только свое, но и бедствовавшее духовенство Антиохии, Иерусалима и даже Константинополя), он, тем не менее, не терпел ее вмешательства в свои дела и при случае с ней не церемонился». (С. Б. Дашков. «Императоры Византии») 

Одновременно шла и административная реформа. Отношения с аристократией у него были напряжённые, так как самодержавная национальная политика могла находить сторонников в среде народа, но никак не у магнатов, давно вкусивших прелестей феодальной анархии и не желавших вновь становиться под царское ярмо. Иоанн все же стремился не оскорблять аристократов назначениями на высокие должности людей низкого происхождения, и, хоть и не доверял знатным, но ставил их на ответственные посты.

Впрочем, был создан противовес аристократам, в провинциях были сформированы независимые от местных владык территориальные воинские соединения, подчинявшиеся непосредственно императору или его доверенным лицам. По сути это был вариант жандармерии, тайной полиции и спецназа одновременно. Не слишком надежный вассал мог быть уверен, что при первых же намеках на измену или невыполнение предписаний императора кара последует  незамедлительно.   Да и успехи империи заставляли недовольных остерегаться. Флот Ватаца господствовал на Геллеспонте (Мраморное море). В ходе начавшейся в 1233 новой войны с латинянами Иоанн Ватац окончательно изгнал франков из Малой Азии и закрепился на европейском берегу.

1236 на востоке обозначилась новая опасность: в этом году монголы впервые вторглись в пределы султаната сельджуков. Иоанн III послал султану     вспомогательный отряд, но в начале 1237 монголы ушли в Закавказье.

По-видимому, уже к концу 1237 был заключён союз между Иоанном Ватацем и императором Фридрихом II. «В одном из писем Фридрих, отметив, что он движим не только своим личным расположением к Ватацу, но и своим общим стремлением поддержать принципы монархического управления, писал следующее: „Все мы, земные короли и князья, особенно же ревнители православной (orthodoxe) религии и веры, питаем вражду к епископам и внутреннюю оппозицию к главным представителям церкви“. Затем, выставив упрек западному духовенству за его злоупотребления свободой и привилегиями, император восклицал: „О, счастливая Азия! О, счастливые государства Востока! Они не боятся оружия подданных и не страшатся вмешательства пап“. Несмотря на официальную принадлежность к католической вере, Фридрих замечательно хорошо относился к восточному православию». (А.А. Васильев «История Византийской империи»)

 Уже весной 1238 никейские войска сражались в Италии на стороне Фридриха, а папа Григорий осудил этот альянс.

В 1241—1242 Ватац расселил во Фракии и Малой Азии около 10 тыс. половцев из войска хана Котяна; они бежали из Венгрии после вероломного убийства их предводителя и других вождей. Затем он их крестил и сформировал из них отряды мобильной конницы.

Когда никейское войско стояло под стенами Фессалоники, было получено известие о разгроме сельджуков и их союзников в битве с монголами при Кёсе-даге. Император немедленно вернулся в Нимфей, где его ждало посольство конийского султана. С сельджуками был заключён оборонительный договор, подтвержденный в конце того же года на личной встрече императора с султаном в Триполисе на Меандре. Также был подтвержден трехсторонний оборонительный альянс Никеи, Коньи и Киликийской Армении.

В 1244 союз со Штауфеном был скреплён браком Иоанна III и Констанции, легитимированной дочери германского императора. При переходе в православие невесте дали имя Анна.

Союз с никейцами, угрожавшими Константинополю, и этот брак настолько разозлили папу, что в 1245 Фридрих II был окончательно отлучен от церкви на Лионском Соборе. Но это привело лишь к большему сближению двух императоров. В 1248 Ватац направил Фридриху крупную денежную субсидию, а в 1250 вспомогательные войска. Германский император стал посредником между Никеей и Константинополем, а также покровителем греческой церкви на юге Италии, где все ещё жило много православных.

В августе — начале сентября 1246 Иоанн III переправился на европейский берег. Незадолго  до  этого  умер болгарский царь  Иван Асен, и эфемерная болгарская империя начала сыпаться, как только лишилась своего великого правителя. Болгарские коменданты крепостей не имели желания сражаться, а греческое население, пострадавшее от войн и владычества варваров-болгар, надеялось на лучшую жизнь под властью своих соплеменников.  Всего за несколько недель большая часть Македонии подчинилась Ватацу. Болгары отдали все это без серьёзного сопротивления и заключили мирный договор.

После подчинения Македонии войско Ватаца двинулось к Фессалонике и встало рядом с ней лагерем. Для взятия этого города у императора было недостаточно сил, но изменники открыли перед ним ворота и город был захвачен. После этого независимыми от Никеи остались только два греческих владения: земли Эпир и Фессалия и небольшая сеньория Феодора Дуки Комнина, населённая славянами.

В 1252 Иоанн III нанес удар по Эпирскому государству, правитель которого Михаил II  упорно оборонял свои земли, но перевес был у никейцев, на сторону которых начали переходить местная знать и города. Опасаясь потерять все, Михаил Эпирский был вынужден начать переговоры. По договору, заключённому в 1253 в Лариссе, к Никейской империи переходили Западная Македония и Средняя Албания. Михаил II, сохранивший Фессалию и Эпир, превращался почти в вассала Иоанна III.

Иоанн III Дука Ватац умер весной 1254 г. в палатке, которую приказал поставить в дворцовом саду, после 33 лет царствования, на 62-м году от роду. Как провел почти всю свою жизнь в походной палатке, так и умер…

В районе Смирны, Нимфея и Магнесии сложилось почитание Иоанна Ватаца как святого. Тем не менее, он не был официально канонизирован, так как Палеологи старались не вспоминать о достижениях Ласкаридов. Однако в Малой Азии, особенно в Эфесе, Иоанна почитали до начала XX века, то есть, пока там сохранялось греческое население. В XIV веке епископ Григорий Пелагонийский написал Житие Святого Иоанна Милостивого, а в XVIII веке Никодимом Святогорцем по просьбе эфесского митрополита была записана церковная служба святому императору Иоанну Ватацу Милостивому, которую, до сих пор, служат 4 ноября.

Очевидно, что именно деятельность Иоанн III Дуки Ватаа создала все предпосылки к неминуемому крушению латинской империи в Константинополе, которое и произошло всего через несколько лет после смерти нашего героя.  Но  я хотела бы обратить внимание на то, о чем  историки говорят только вскользь. И при Феодоре I и при  Иоане III турки-сельджуки имели тесные взаимоотношения с никейцами, воевали – неудачно, а чаще просили помощи, упоминание, об оборонительных союзах с Никеей вы найдете без труда сами. Над сказать проще Конийский султанат был в вассальной зависимости от     никейцев, а это дает повод к совсем к другой истории.


Рецензии
Блеск! Отличный материал для авантюрного романа. А, впрочем, автор поступает также, как писались многие "научные работы" из века в век.

В том, что история России искажалась не одно столетие сомневаться не приходится, посмотрите, что пытаются творить даже с историей недавнего времени. Византия погибла давно, а мощь России больная тема для Запада и сейчас. Не может забыть Европа "татар" Батькиной Орды.

Да, а о Македонском стоит написать, о Дуке Ватаце читал с удовольствием.

Ю.Тимохин

Юрий Тимохин   03.03.2016 13:34     Заявить о нарушении