Старые думы

Когда мне было с небольшим двадцать, в студенческие времена, довелось подрабатывать на совершенно разных работах, в совершенно непересекающихся областях.
Вот некоторые из них: снегоуборщик, бармен, статист в кино, гид, сортировщик на почте.
А так как при этом часто доводилось делать механическую работу, я, чтобы не умереть со скуки, размышлял о всём, что могло прийти в голову. Иногда успевал во время перерыва эти мысли записать. Записывал на том, что попадалось под руку, а попадались, как правило, обрывки газет, рекламки, которые раздают на улицах и прочая макулатура.
Когда понял, что многие записки уже разбросаны по всему дому или уже утеряны, решил их оцифровать. Со многими изложениями я сегодня в корне не согласен, тем не менее они мне дороги, как свидетельство движения воздуха в моем черепном пространстве.

***
Никто не в силах отнять свободу.
Её отдают добровольно.
Один и в тюрьме может быть свободным.
Другой и на свободе в железо закован.
Не важно где пребывает тело.
Быть свободным или нет – каждый решает внутри себя сам.
Только внутреннее согласие или несогласие каждого из нас определяет кому, как и при каких обстоятельствах мы отдаём свою свободу и становимся рабами.
Для одного отдать свою свободу просто неприемлемо.
Для него любой авторитет удушающ, будь то государство, религия или наука.
Другой не может, да и не хочет жить свободным, только и ищет ближайшего тиранчика, что бы спихнуть подальше этот ненужный ему предмет.
Отдаёт президенту, священнику, начальнику.
Не может он жить в ситуации, где нужно постоянно думать и самому решать, что делать.
Отдал свободу, выключил мозги и живи спокойно.

***
У одного сердце разрывается от счастья, если он в тюрьме хоть раз в месяц получит возможность увидеть солнце и поговорить с пауком.
Другой и с миллионами не знает, чего ему желать, чтобы быть счастливым.
Разжиревший гурман и среди множества блюд не получит никакого удовольствия.
Лишённого пищи простой бутерброд оглушит интенсивностью своего вкуса.

***
В точных науках есть ряд формул и законов, правильность и вероятность которых проверяется в трех измерениях этого видимого материального мира.
Есть также и другой ряд, хотя и поддающийся теоретической, но не поддающийся практической проверке в реальной действительности, и в принципе не могущий существовать в этом мире. И это не указывает на неправильность результатов, но на существование других измерений, где они эту проверку проходят. С человеками также.
Есть поступки которые наказываются или награждаются уже в этом мире. Но это не значит, что благочестивый и праведный человек, до конца жизни оставшийся бедным, больным и несчастным не получит награду от Вселенной. Вероятно, это указывает на существование иной, высшей реальности, где данный расчёт произойдёт в полной мере.

***
Если два фрукта положить и хранить отдельно, то они долго будут лежать невредимыми. Но если их положить рядом, то в месте их соприкосновения появится гниль. Не так ли и с нами?
Если людей заселить кучей в крохотную коммуналку, очень скоро они проявят свои наихудшие качества. Сразу появятся ссоры и дрязги.
Но если этих же людей заселить в отдельные дома, то скоро вы увидите перед собой милых, добрых, воспитанных интеллигентов. Кажется, что с целыми народами происходит всё также.
Когда они разделены границами и разделённой экономикой – это здоровое национальное тело. Как только они объединяются вместе (языком, упразднением границ, общей экономикой) — их сразу же тянет строить Вавилонскую башню и соперничать с Богом.

***
Человек не животное, он должен непременно себя развивать.
Соответственно, жизнь человека можно было бы разделить на несколько этапов, каждому из которых присущ свой уровень развития.
Пример.

Детство. Человек набирается физической силы и здоровья. Развитие происходит на уровне материальном. Общество детей умственно ещё не развито и потому живёт по законам джунглей, где эталон развития – сила.
Юность. Человек начинает понимать, что большего добивается не сильнейший, а умнейший. Здесь начинает играть свою роль интеллект и разум. Потому на этом этапе человек старается накопить побольше знаний. Как нужных так и не нужных, в равной мере.
Потом, умнея, он селекционирует их, оставляя только то, что нужно для личных целей ибо всего голова вместить неспособна.
Зрелость. Цель этой ступени борьба с жизнью. Имея уже знания и опыт, не разрешить увлечь себя или дать провести. Жизнь наносит удары, но с физическим и умственным багажом опыта человек понимает — здесь нужно не наносить ответные удары, а научиться предвидеть и уклоняться от наносимых. То есть то, чему учат боевые школы.
Правда, теперь становится очевидным, что с детства и юности для этого есть вещи которые можно употребить как латы и сбрую, но есть и другие. Они как гири, мешают двигаться и способствуют поражению. Это наши привычки, навыки, страсти и эмоции. Становится понятным, что вскипая, впадая в гнев теряешь авторитет и уважение. Тут ценится уже не сила и ум, а умение владеть собой и побеждать самого себя, а не кого-то другого. На этой ступени человек не приобретает ничего нового. Он разбирается с ранее накопленным. Оставляет нужное и выбрасывает лишнее.
Старость. Время для бесстрастия. Развития способности почувствовать смерть и окончание жизни. Отпустить все привязанности и готовиться к другой реальности.

Прохождение этих ступеней похоже на вылупление из меньшей скорлупы в большую.
И как жалок человек не умеющий видеть и чувствовать границы и задания своего возраста. Кокетничающая старуха, надевающая наряды девушек. Старик впадающий в эмоции, бегающий за молодками…
Все должно делать в свое время. Приобретать и отпускать.
Но мудрость в том, что бы понять, что это не просто ступени. А ступени к Нему.
Он нас зовёт и помогает. Блажен тот, кто пройдя весь путь шёл к Нему, а не просто к концу.

***
Как утверждают, есть два пути к счастью.
1 Получать то, что вызывает счастье.
2 Удовлетворяться тем, что есть.
Получая всегда то, что хочешь, утратишь ощущение счастья. Когда-то, наверное, получишь всё что хотел и станешь несчастным или упрёшься в то, что получить невозможно.
Это всё виды получения счастья извне.
Но ведь счастье не в этих предметах, они всего лишь раздражители, которые вызывают это чувство счастья. Значит само счастье не снаружи, а внутри, и раздражитель — это поводырь в огромном лабиринте души, который знает дорогу к комнате, где лежат «божественные конфеты» — счастье. Съедая такую «конфету» мы становимся счастливыми, не понимая, как нас туда, в эту комнату, доставили. А после, мы снова не знаем где она и снова ищем поводыря, который нас туда отведёт.
Этот лабиринт с комнатой пребывает у нас в душе и мы можем сами научиться без поводыря искать, и находить эту комнату, запомнить где она и всегда получать «конфеты». (Не имею сейчас ввиду алкоголь, наркотики и прочие стимуляторы).
Ведь даже самый могущественный человек на земле в конце своего пути поиска счастья, вызываемого извне, упрётся в раздражители «божественной» природы. А чрезмерная гордыня и соперничество с Богом обрекают ещё здесь, на земле, на адские муки. И в тоже время даже нищий может стать счастливым. Если научится вызывать счастье внутри себя, а не извне. Происходит подмена понятий, которая поиск счастья превращает в муки. Счастье ведь не в самом раздражителе, а в чувстве которое он с собой приносит. Умея вызывать в себе это чувство, мы можем считать раздражителем счастья все, что получаем от небес. Тогда ты и в беде будешь счастлив (как Иов).
А смиренный человек, источающий радость и счастье притягивает не только людей, но и Бога.
Это и есть оно: у не имеющего своей воли и видящего свою волю в воле Божьей, всё происходит по его воле.

***
Ему нравится скрипка, её форма, блеск поверхности.
И хотя он не умеет на ней играть берет смычок и начинает извлекать звуки.
Первый, второй, третий…
В конце концов не добившись желаемого, он бросает скрипку на пол.
«Это плохая скрипка» – слышим вослед.
Через некоторое время он увидел другую скрипку. Уже другой цвет и матовость поверхности привлекают его. После нескольких безуспешных попыток и эту скрипку ожидает участь первой. Ещё несколько скрипок и уже готово публичное заявление:
«Скрипки, все без исключения, бессмысленный и непотребный инструмент!».
А добрая половина присутствующих, таких же «скрипачей», согласно кивают головами. Тема для общего разговора готова: «Какие скрипки плохие…», «Скрипки все одинаковые…».
Но вот приходит она.
Долго обучавшаяся музыке, теории, гармонии, сольфеджио и начинает извлекать божественные звуки. Причём это получается у нее на всех без исключения скрипках.
И даже если иная ужасно расстроена, в её умелых руках она опять настроена и музыка льётся снова…

Сколько раз можно услышать: «N. плохой человек, а М. вообще чудовище».
Или же такое обобщение: все мужчины (женщины) одинаковы; все русские (украинцы, немцы, американцы) одинаковы».
При этом забывается – нет плохих скрипок, есть неумелые музыканты.
Человек, как и скрипка может звучать и издавать мелодии. Нужно только много учиться и уметь играть, чтобы постичь эту сложную науку.
Ведь если твой ближний фальшивит, его можно подстроить и он зазвучит, будет играть те ноты, которые ему поставишь ты.
Будет подонком, если ему не доверяют, а контролируют и командуют. А доверься ему, дай другие ноты и тот же «подонок» спасёт тебе жизнь.
Не слушай всяких «скрипачей». Обучись и сам стань музыкантом.
Отрицание и обобщение признаки незнания и неумения.

***
Один и тот же поступок может быть сделан из совершенно разных мотивов и с разными целями. Например.
«Благородный» поступок из эгоизма, себялюбия и корысти.
И кажущийся «злой» из любви и жертвенности.
Первый мотив даёт быстрый результат с учётом на сегодняшний день.
Второй не даёт как будто никаких результатов, скорее наоборот, но с учётом всей жизни земной и загробной - первый убивает душу, как рак сидящий в теле, второй поливает и живит её.

***
Рождаясь, человек получает свое место в природе, которое никто не в силах занять.
А облегчают нам поиски этого места ещё с самого рождения наши наклонности, таланты. Мы без труда и в удовольствие занимаемся тем, что у нас получается с лёгкостью и лучше всех благодаря нашим способностям:
а) способный, б) талантливый, в) гениальный – люди одарённые в разной степени, но занявшие свои места в природе. А занявший свое место и этим косвенно и прямо исполняющий волю Вселенной всегда будет счастлив.

***

Абсолютно нормально, если маленькая частичка когда-то задастся вопросом – что есть я и что есть целое. Их цель и соотношение. Человек спрашивает – какова цель моей жизни, каков смысл существования человечества и каковы наши отношения.
И находясь в любом отрезке истории, человек не мог не увидеть, что мир погибает в хаосе, и чтобы его спасти нужно привнести в него порядок. Вооружившись метлой философии и очистительными идеями справедливости, он начинает, видя в этом цель своей жизни, создавать системы порядка: монархия, социализм, демократия, коммунизм. И тогда в одиночку, но чаще всего выискивая группы людей пришедших к тому же выводу и имеющих уже какой-то опыт, загоняется неразумное человеческое стадо в стойло счастья. Это суть партии и союзы. И не важно монархисты они или масоны, республиканцы или демократы, но своими хаотическими действиями они приводят мир в ещё больший хаос. И непонятно этому искателю истины, что чем больше движения и стремления исправить мир, не исправляя самого себя, тем больше хаоса и суеты. И наоборот.
Получается, что только остановившись, можно исправить себя. А исправив себя, наименьшую частичку мира, ты и мир исправляешь. И не в состоянии сделать частичка больше, чем это. Как бы не полагали вожди человечества себя за наимудрейших, но не понять им смысл сотворённого целого. Ибо цель сотворённого может знать только Создатель.

***
Допущение 1 — Жизнь это цель.
Жизнь ради жизни. Размножение и самосохранение, ежедневная борьба за выживание, выгрызание всех благ и достатка, неуклонное стремление к власти и богатству.
Вывод — никакого отличия от жизни животных. Они также выживают, размножаются, загрызают и бывают загрызаемы. В этом их цель.
По головам стремящиеся к власти и богатству особи, получая свое, стремятся к ещё большему, ни на секунду не получая чувства достижения цели, т.е. счастья.

Допущение 2 — Жизнь это средство.
В данном случае приходиться признавать, что цель выше средства, т.е. жизни.
Вывод — цель непознаваема в самом процессе жизни.

И если жизнь живущего животной жизнью внешне, как будто, не отличается от жизни ведущего осмысленную жизнь, то смысл скорее не в том, что ты делаешь. А как, и во имя чего. Свалившееся на нас богатство, равно как и обрушившаяся нищета, расцениваются как абсолютно равные среда и условия для свершения ежедневного подвига служению цели.

***
Счастье ищешь – оно уходит. Стань на месте – само придёт.
Котёнок бегает по кругу за своим хвостом, надеясь его поймать в последнем прыжке.
Котёнку же следует просто остановиться, что бы понять, что это невозможно.
Но только потому, что хвост и так принадлежит ему.
Человек также мечется за счастьем, полагая – ещё вот это, и я буду счастлив.
Но если он остановится и подумает – то осознает, что это также невозможно.
Хотя по той же причине. Счастье принадлежит ему и так, как хвост котёнку.
Чтобы быть счастливым не нужно бегать по кругу, и ловить то, чего никогда не поймаешь. Остановись и живи со своим счастьем. Только осознай его.

***
В чем смысл жизни? – вопрос не возникающий в голове человека лежащего в окопе с ружьём и воюющего с врагом.
Выжить – вот смысл, которого даже не нужно искать.
А как быть, когда в мирное время, получаешь стабильный доход, имеешь кучу свободного времени и предвидишь в уме ход ближайших 15-20 лет? Хочешь не хочешь, а начинаешь искать смысл такого существования.
В мозгу рабочего или крестьянина такой вопрос не возникает даже в мирное время. Один находится на грани выживания со своей низкой зарплатой, а другой годами не можем выспаться из-за хозяйственных забот.
Именно интеллигенция, управленцы, чиновники, публика имеющая стабильность, находящаяся вблизи бюджетной кормушки и имеющая доступ к распределению благ, вот где этот вопрос был, есть и будет актуальным.
Как раз эти слои ищут утешения у всевозможных философов, «старцев», гуру.
Разум не может найти ответ, блуждая в созданных собой же лабиринтах.
А ответ, который предлагается сам собой, то есть выживание, также вряд ли может быть правильным.
Один выживает за счёт смерти другого, другой погибает давая возможность выжить третьему. Получается что – выжить, это ответ на вопрос – «В чем смысл существования», но не «В чем смысл жизни».
Выходит, что жить и существовать, это разные категории бытия.
Что же придаёт ценность жизни и обесценивает существование?


Рецензии
С удовольствием прочитал ваши размышления и думы, получил истинное наслаждение от каждой строчки.

Всё очень-очень понравилось, особенно про свободу.

Мне очень близка эта тема, а ваша фраза "Быть свободным или нет – каждый решает внутри себя сам" очень схожа с одной тематик, которые я поднимаю в своих историях.

В целом чувствуется немалый размах вашего интеллекта и духовной силы.

Успехов и удачи вам во всём!

Егле

Игорь Егле Языков   18.03.2016 20:20     Заявить о нарушении
Дорогой Егле,
в свою очередь с большим удовольствием прочитал Ваш отклик :)
Спешу удовлетворить свое любопытство на Вашей странице,
уверен получу большое удовольствие!
С уважением

Александр Алёхин Радутный   18.03.2016 20:25   Заявить о нарушении
На это произведение написано 11 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.