Время смыслов. Глава 26

1.Исходным пунктом для нашего осмысления зарождения и развития исономной парадигмы в эпоху Возрождения будет анализ нового типа политики и политического мышления, который наиболее рельефно представлял Никколо Макиавелли.Этот тип политики постепенно вызревал в обстановке рыночной и финансовой позднесредневековой глобализации,дестабилизировавшей многие итальянские коммуны высокого средневековья и приведшей к возникновению многочисленных так называемых синьорий, где авторитарные правители (часто из местного городского патрициата, как Медичи во Флоренции)или просто захватившие власть диктаторы/тираны с одной стороны постоянно прибегали к использованию силы и переделкам/манипуляциям/нарушениям законодательных принципов, а с другой стороны были недостаточно сильны,и поэтому должны в той или иной мере учитывать требования и нужды  общества, чтобы сохранить какую то популярность среди населения.

2.Макиавелли ориентировал свою политическую теорию на таких "новых" авторитарных политиков и правителей, для которых не традиция (поскольку им не было места в традиционном морфономном порядке вещей, о котором писал в Турецких письмах Де Бусбек, противопоставляя феодальную Европу эгономной/протономной Османской империи с ее развитой налоговой системой и мощной дисциплинированной армией)а именно инновация была главным ориентиром, поскольку они выживали не за счет сохранения,а за счет целенаправленного частичного разрушения и переосмысления (реформации)традиционных порядков.

3. В терминах нашей матрицы социальной идентичности основную парадигму с которой работал Макиавелли можно назвать неономикой (AGD).Она образована тремя линиями номотетической AD,перформативной/победительной GD и трансформативной/преобразовательной GA.

4.Номотетическая линия представляет здесь идею общего блага,не как устройства мира в соответствии с идеалами, а  как переустройства идеалов в соответствии с мировыми нуждами и потребностями (восходящий вектор DA,направленный от мира D к принципам А). Этот новый номотетический прагматизм для Макиавелли очень важен, он составляет основу его собственного республиканизма. Впоследствии этот номотетический вектор DA будет играть большую роль и в марксистской эксономике DAF, которая разделяет с неономикой общую номотетическую линию DA.

5. Перформативная/победительная линия GD у неономики GDA общая с протономикой FGD. Она отражает необходимость для новых политиков утвердить себя с помощью победы над противниками и обстоятельствами и превращения захваченной части мира D в ресурс для собственного политического выживания. Поскольку результат такой схватки по определению непредсказуем и зависит от удачи, дамы весьма своенравной и неустойчивой, перформативной линии в теории Макиавелли соответствует понятие фортуны.

6. Трансформативная/преобразовательная линия GA, связывающая нового правителя и его сторонников ("мы", инсайдеры G)с общими принципами или идеалами А, представляет идеальную сторону политической  активности, способность нового правителя к реальным преобразованиям, действительно ориентированным в той или иной степени на общее благо, или по крайней мере способность создать эффективную идеологию, представляющую групповые интересы G, как общественную необходимость и справедливость А.Именно эта способность и лежит в основе политического влияния и способности привлекать идеалистически настроенных сторонников. Реализации такой трансформативной способности в политической теории Макиавелли соответствует понятие "доблесть" (Virtu). 

7.Суть всего искусства политики согласно Макиавелли и состоит в способности уравновешивать неустойчивость фортуны с помощью политической доблести,поддерживая таким образом равновесие между этими двумя принципами. (об этом равновесии в теории Макиавелли см. Pocock 1975, 161)

8. Первый половина жизни Макиавелли неразрывно связана с историей флорентийского республиканизма,на который он и ориентировал свою неономную GDA парадигму политического мышления.Когда в 1494 г. во время французского нашествия на Италию Медичи потеряли власть во Флоренции,флорентийцы под руководством пламенного республиканца,харизматического доминиканского проповедника и религиозного реформатора Джироламо Савонаролы восстановили республику, 25 летний Никколо Макиавелли начал свою дипломатическую карьеру.

9.Савонарола в полном соответствии с парадигмой метаномного CFA христианского нормативизма рассматривал восстановленную республику как власть народа, торжество справедливости и Новый Иерусалим, Царство Божие на земле. Под его руководством флорентийцы организовали кампанию против роскоши,запретили гомосексуализм,создали религиозную полицию и цензуру.Вместе с тем Савонарола, выступавший за реформу католической церкви вступил в конфликт с папой. Этот конфликт и сыграл основную роль в падении режима Савонаролы,который вместе с двумя другими проповедниками был казнен 23 мая 1498 г.

10.Правда его память и основанное им движение сохраняли значительное влияние не только в Италии, но и в других странах Европы (в том числе и среди ранних протестантских реформаторов, таких как Мартин Лютер)несмотря на жестокие преследования. Внутри католицизма престиж Савонаролы также был восстановлен до известной степени благодаря симпатиям к нему таких влиятельных католических мистиков как Филиппо Нери. В 19 веке образ Савонаролы был использован деятелями движения за объединение Италии (Рисорджименто).Но для Макиавелли режим Савонаролы остался примером непродуманной утопистской политики и образцом для критики метаномного нормативизма (об этой стороне программы Макиавелли мы еще поговорим подробно, она заслуживает серьезного внимания).

11.После гибели Савонаролы патрон Макиавелли,умеренный республиканский политик Пьеро Содерини стал практическим главой Флорентийского правительства. По его поручению Макиавелли вел переговоры с французским королем Людовиком 12, римским папой Алесандром 6 Борджиа, его незаконным сыном жестоким, циничным и эффективным политиком Чезаре Борджиа, и императором Священной Римской империи Максимилианом. Он также проявил себя как военный реформатор,возглавивший военное обучение флорентийского ополчения, которое Макиавелли рассматривал как прототип патриотической армии граждан, необходимой альтернативы продажным и ненадежным наемным войскам, которые были основой многих армий эпохи Возрождения.
 
12. После возвращения Медичи к власти во Флоренции в 1512 г. С помощью испанских войск, Макиавелли вместе с другими сторонниками республики попал под волну преследований. Его бросили в тюрьму и жестоко пытали на дыбе.Правда вскоре после этого в связи с амнистией по поводу вступления одного из Медичи на папский престол Макиавелли выпустили из тюрьмы. Ему позволили жить на небольшой собственной ферме вблизи Флоренции, где Макиавелли и написал свое знаменитое сочинение Государь. С помощью этой книги он надеялся вернуть себе расположение династии Медичи.

13. В Государе центральной фигурой является новый жестокий и прагматический политик тиран типа Чезаре Борджиа. Здесь Макиавелли использует не столько республиканскую неономику, сколько гораздо более прагматическую инструментальную протономику DGF. Главной целью в этой книге является властное положение как таковое (lo stato),которое терминологически и было прообразом государства нового
времени,таким образом имеющего хотя бы отчасти протономное происхождение. В протономной парадигме этому властному положению соответствует не только точка F но и вся позиционная диагональ GF,что имеет существенные последствия для того,как Макиавелли рассматривает власть в этой книге.

14. Написав Государь Макиавелли сумел постепенно укрепить свое положение и помириться с Медичи, которые даже поручили ему написать Историю Флоренции и пользовались его услугами для создания новой системы укреплений,которая в 1527 г. спасла Флоренцию от взятия войсками императора Карла V. Упрочив свое положение Макивелли во втором центральном политическом труде,Рассуждения о Первой декаде Тита Ливия вернулся к умеренному неономному республиканизму, который он противопоставлял и морфономному феодализму и протономной тирании и метаномному религиозному утопизму Савонаролы.

15. В следующих главах мы последовательно рассмотрим эти три парадигмы идентичности, которые использует Макиавелли: во первых неономный республиканский коммунализм, во вторых протономный инструментальный прагматизм,который и сделал Макиавелли столь популярным и создал ему дурную репутацию аморального политического теоретика и в третьих параномный (параномика DBF)постнормативизм,который Макиавелли впервые обозначил в критике метаномики Савонаролы и который особенно важен для понимания политической истории 20 века.

Конец главы.


Рецензии