Здесь лето задержалось навсегда!

Мечтала ли я попасть в Америку, когда пела вместе с группой Наутилус-Помпилиус «Гуд-бай, Америка, о-о-о, где я не был никогда»? Вряд ли, точно не мечтала! А сейчас? Что я намеревалась делать в Штатах? Купить настоящие джинсы? Так их там днём с огнём не сыщешь! Джинсы марки «Американский орёл», приобретённые в Сан-Франциско, оказались произведёнными где? Конечно, в республике Бангладеш. Впрочем, с этим уже никто не заморачивается.

Увидеть американского масштаба дороги и мосты было интересно, но меня скорее могли поразить природные «экспонаты» нежели культурные артефакты. Вот Большой каньон увидеть – это другое дело! А ещё Санта-Барбару, потому что я там всех знаю! В любом случае, упускать возможность попасть в 53 страну мира, я вовсе не собиралась и, когда муж сообщил, что едет в командировку в Сан-Диего, тут же навострила лыжи.

Получить визу в Америку оказалось легче, чем в Афганистан, в Шенгенскую зону или в Японию. Удивительно, правда? Вероятно, годы холодной войны, напряжённых отношений и недавние санкции задали нам такой вектор мышления, который не позволяет допустить иное.

Да, проверка была тщательной: при входе в консульство нас, в буквальном смысле, прощупали и вытрясли, но зато через 4 дня выслали по почте паспорт с мультивизой на три года.

Почему так свободно? Наверно потому, что лететь или плыть через океан сможет и захочет далеко не каждый, а сухопутные границы у США всего с двумя странами – Канадой и Мексикой. Мексиканскую границу американцы тщательно охраняют и патрулируют на вертолётах – такое количество вертолётов вряд ли ещё можно где-нибудь увидеть, а канадская граница почти не считается. Как-то, в Сан-Диего за столом в ресторане, муж спросил присутствующих коллег, чем отличаются канадцы от американцев? Американец ответил: мы говорим: «ссори», а они «ссури». Ну, типа, они окают, как вятские.

Получив визу, я стала готовиться к путешествию по Силиконовой Долине. Силиконовая Долина, а точнее Кремниевая Долина (так как к силикону она никого отношения не имеет, это всего лишь неточность перевода. Silicon Valley происходит от использования кремния как полупроводника при изготовлении диодов, транзисторов и микросхем, а силикон закачивают совсем в другом месте). Название долины является нарицательным, так именуют расположенную в юго-западной части Сан-Франциско (штат Калифорния) высокотехнологичную агломерацию, в которой сконцентрированы научные учреждения и компании специализирующиеся на создании программного обеспечения.

Невероятно, но мои приятельницы могли мне многое рассказать об особенностях такого путешествия. Одна, моя коллега по работе, которая после двухгодичной научной стажировки в США, вышла замуж за американца и прожила в Сан-Диего 6 лет. Сейчас она из-за засилья мексиканцев и общей ухудшающейся ситуации с семьёй перебралась в Германию.
 
Другая знакомая, живущая в Британии, но совершавшая в это время круизное путешествие с мужем-англичанином, по какому-то неведомому стечению обстоятельств находилась именно в Сан-Диего. Обе меня предупредили, что в Америке на общественном транспорте нормальные люди не ездят, только бомжи и нищие, пешком никто не ходит, так что им трудно представить, как мы в этой ситуации будем себя чувствовать…

Честно говоря, после таких предупреждений желание отправиться в США у меня сильно поубавилось. Я и сама знала, что Америку захлестнула волна преступности и в последние годы она занимает первое место по числу заключённых (на 100 тыс. населения), периодически уступая лидерство только России. Но у нас нет (хотя бы пока!) такой сегрегации, а перспектива оказаться рядом с представителями дна американского общества меня как-то не привлекала.

Растревоженная этими мыслями, во сне я увидела огромный дом с куполом внутри. Примечательно, что в Лос-Анджелесе как раз так и выглядел железнодорожный вокзал, а во сне в этом огромном доме жил Сергей, парень, с которым я встречалась в юности и ждала его три года с флота, моя первая любовь. Только после службы он не вернулся в наш город, а поехал учиться в Москву, в бауманское, «попал в струю» и стал «владельцем заводов, газет, пароходов», а в его случае ещё и самолётов. Но это уже совсем другая история и к нашей теме не имеет отношения.   

За несколько дней до отъезда я написала небольшое письмо через сайт «Одноклассники» одной соотечественнице, живущей ныне в Сан-Диего, и Наташа сразу же откликнулась. Она прислала мне свой телефон, мы связались по WhatsApp и договорись встретиться по приезду.

Итак, всё начиналось прекрасно! Однако утром, перед вылетом, мне на почту пришло сообщение, в котором говорилось, что самолёт до Атланты (мы летели через неё) задерживается на три часа, а значит время в пути увеличивается. В аэропорту поначалу всё прошло без осложнений, но в последний момент, когда мы покидали территорию Германии и вступали на трап самолёта, нас окружили четыре сотрудника охранной службы, стали ощупывать мужа и снова проверять рюкзак. Андрей при этом только хихикал, а я, честно говоря, здорово успела испугаться. Мне было совсем не до смеха, видно пересмотрела документальных фильмов о том, как в аэропортах отлавливают контрабандистов и отправляют прямиком на долгие годы в тюрьму.

В самолёте обеденные порции и объем предлагаемых напитков были в полтора-два раза больше привычных, мы уже шутили, что тут всё «американо», а не эспрессо. Кроме того, поразило, что американцы повсюду кладут лёд, даже в томатный сок! Хорошо, что лёд по-английски и по-немецки одинаково звучит – я тут же среагировала и предупредила стюардесс: «Но айс!»

Меня впечатлило, какие пожилые пилоты и бортпроводницы работают на американских авиалиниях! Им было конкретно за шестьдесят! Это ведь надо выдерживать такую нагрузку – более 12 часов работы и трансатлантический перелёт! Пенсионный возраст в Америке наступает в 65 лет, в ближайшее время его планируется повысить до 70. Хотя продавщиц в Америке мы видели и за восемьдесят. Что сказать? Страна тружеников! Даже среди еврейских мигрантов получают пособие в США всего 3%, в Израиле 10%, а в Германии 40%. Не терпит Америка трутней, страна пчёлок!

Три часа в аэропорту Мюнхена, потом 11 часов полёта до Джорджии, плюс четыре часа ожидания в Атланте и 5 часов в воздухе до Калифорнии, да ещё 9-ти часовая разница во времени. Я прилетела просто мёртвая. В аэропорту Атланты нас встретило людское море, но всё быстро отрегулировалось – это кажется неправдоподобным! Например, паспортный контроль проходишь самостоятельно: сам набираешь свои данные в компьютер, который выглядит как терминал для оплаты услуг в салоне сотовой связи. Этот же компьютер сканирует твой паспорт и фиксирует отпечатки пальцев, потом выдаёт тебе регистрационный талон, а пограничник только сверяет данные в 5 секунд и ставит печать.

На следующий день я не могла поднять голову от подушки и даже пойти на завтрак, организм сопротивлялся. Спустя сутки, о Штатах могла рассказать только то, что дороги там широченные, полос по семь в каждую сторону и думала (наивная), что там наверное совсем не бывает пробок.

Позже, я несколько раз убеждалась в обратном, когда мы из центра Сан-Диего черепашьим ходом продвигались в свой безопасный загородный район Дель-Мар, и потом, по дороге из Лос-Анджелеса в Лас-Вегас наш автобус вместо пяти часов ехал почти восемь. Что поделать, в Америке машина является продолжением человека, человек персонифицируется с машиной, это не просто средство передвижения, тут целая философия: машину подбирают как гардероб, обувь и аксессуары, ведь никто не увидит, В ЧЁМ ты едешь, но все увидят НА ЧЁМ!

Машины большие, под стать самой Америке, её размаху, её масштабности. А галлон бензина равен 3,785 л., т.е. почти четырём нашим литрам, но стоит столько же сколько один литр бензина в Германии!

В Америке на самом деле нет людей, есть автомобили, а это и есть люди! Притом, одна машина равна одному человеку. Представьте себе, семь рядов машин друг за другом, очередь, из них в шесть рядов – это автомобили только с водителем, если в машине находится хотя бы один пассажир, то разрешается занять крайний левый ряд, именно там есть какое-то движение, а остальные стоят в пробке.

Муж уехал на работу, а я кое-как поднявшись, поплелась на завтрак, имея некоторое представление о традиционном завтраке американцев – яичнице с беконом. Яичница была, а вот бекон не предлагался, зато был горячий соус грейви, который американцы мажут на разрезанную надвое булку. Завтрак отличался демократичностью – полное самообслуживание! Бери картонную тарелку и пластиковые ножи-ложки-вилки, накладывай еду, наливай в картонный стаканчик чай-кофе-сок из автомата, после еды всё выбрасывай в огромную урну, мусор пойдёт на переработку. Ничего не моется, всё одноразовое, повсюду! Воду наверное экономят, в Калифорнии, говорят, проблема с водой.

Ещё там надо было печь самостоятельно вафли: набираешь в дозированный стаканчик из автомата жидкое тесто, выливаешь в вафельницу – 2 мин. 30 сек и всё готово! С этими вафельками получилась курьёзная история: один мужчина пёк себе, а я подумала, что они общие и уперла у него четвертинку. Сообразила, что оплошала только после того, как он, глядя на сковородку, расхохотался. Хорошо сангвиник попался! А если бы холерик – стал бы ругаться, а если меланхолик – ужасно расстроился, флегматик – тоже нормально, он бы и не заметил, так как погружён в себя.

На завтраке я взялась переводить названия блюд на русский, заметив, как английский язык схож с немецким, получилось: «турецкие острые сосиски». Оказывается, «турецкие» – это значит из индейки, индейка здесь очень популярна, это местная птица, из которой производится масса продуктов. Если в России индейка изначально звалась по месту рождения – индейкой, "петухом из Индии", то англичане приняли её первоначально за турецкую птицу – цесарку и стали звать «turkey».

Наташа пообещала с утра заехать за мной на машине и мы собирались отправиться с ней на объекты. Она работает в компании по торговле недвижимостью в Ла-Хойе, это самый богатый и престижный район Сан-Диего. Решив, что мне будет это любопытно, она взяла меня с собой осматривать квартиры и дома, выставленные на продажу, стоимостью от 1 млн. до 10 млн. долларов. Было действительно занимательно! В дорогих американских домах весьма популярны  просторные гостиные и панорамные окна, а число ванных комнат обычно равняется числу спален (т.е. у родителей и детей они находятся отдельно). Фактически, мы побывали в девяти местах, которые выглядели как квартиры и дома из американских сериалов.

Потом Наташа повела меня в кафе на берегу океана, где заказала двойной капуччино, поданный нам в чашках (я об этом так подробно пишу, потому что после мы смогли купить кофе в чашечках только спустя 10 дней в айс-кафе гей-квартала в Сан-Франциско, куда попали совершенно случайно, спускаясь с холмов Твин-Пикса. Всё остальное время кофе был в пол-литровых бумажных стаканах, настоящая бурда).

Сидя на террасе, попивая капучино со свежеприготовленными печеньями и наслаждаясь видом серфингистов, за разговорами, мы чудесно провели время. Общаться с Наташей было сплошным удовольствием! Из беседы я поняла, что она всей душой любит своё место жительства, свою работу, свою жизнь! Именно Наташа, объясняя причину переезда в Америку, сказала эту красивую фразу, которую я вынесла в название рассказа: «ЗДЕСЬ ЛЕТО ЗАДЕРЖАЛОСЬ НАВСЕГДА!»

Почти двадцать лет назад она приехала в Майами из Ростова-на-Дону по рабочей визе, как учительница физики-математики и сразу влюбилась, влюбилась в страну! Так как США – это пристанище мигрантов, то там нет «титульной нации», все равны и себя легко почувствовать таким, как все: практически все говорят с каким-нибудь акцентом, все переехали в страну, если не сами, то их родители, бабушки-дедушки.

Моё первое знакомство с Америкой оказалось на редкость удачным: прекрасная солнечная погода, +20 градусов в середине декабря, любезные риэлторы и маклеры, вежливые и улыбчивые. «Хау а ю?» – «Хау а ю?» Я смеюсь, для нас это звучит действительно смешно – на вопрос: «Как ты?» американец даёт ответ: «Как ты?»

Симпатичные мужчины и женщины, подтянутые и привлекательные. Я даже немного растерялась, ведь в моём представлении американцы должны страдать ожирением и быть совсем не такими ухоженными (по статистике 68% населения Америки имеют проблемы, связанные с избыточным весом). Наташа мне объяснила, что просто мы находимся в элитном районе, а проблема веса у бедных, которые питаются фастфудами в Макдональдсах, где булка с котлетой стоит 1 доллар, дёшево, но очень вредно.  Это объяснение меня ещё больше рассмешило, ведь у нас в Макдональдс водят детей на день рождения, считая американскую трапезу за праздник, а в Штатах – это забегаловка для плебса (впоследствии нам удалось в этом убедиться).

После посещения этого фешенебельного района я записала в дневнике: «Думаю, что американцы больше похожи на нас, чем на европейцев. В Европе главное, чтобы было всё удобно – кроссовки, рюкзак, отсутствие косметики, бог знает какие причёски. А в Америке, как и в России, люди готовы пожертвовать удобством ради красоты!» Те американки, которых я видела в Ла-Хойе, были стройными, белокожими, с искусным макияжем и мне подумалось: совсем как мы!

Кстати, на Западе наравне с вегетарианством и веганством стало модным увлечением – наблюдение за птицами. Люди обмениваются впечатлениями, едут к чёрту на кулички, чтобы увидеть редких птиц, сфотографировать их и сообщить после в природоохранные органы о состоянии дел в птичьем секторе. Короче, экологическое сознание растёт и ширится. А мне вспомнилось, что в Монголии местные жители, как и много веков назад, по-прежнему разводят яков, едят мясо и собирают яйца из гнёзд птиц.

Вечером, выйдя на улицу, мы не увидели ни одного пешехода, через дорогу перебежал лишь одинокий койот. Наташа рассказывала о том, что в Калифорнии много зайцев, на которых охотятся койоты, а на людей они обычно не нападают. Но было довольно страшно, вдобавок, дома меня угораздило прочесть о двух смертельных случаях, связанных с нападением койотов, жуть!

Америка начала потихоньку напрягать: в комнате отеля я мёрзла, захотела увеличить температуру, но градусник показывал и так 76 градусов! Да, это по шкале Фаренгейта, а не по Цельсию, к этому надо привыкнуть. Другие меры длины, веса, стоимости, всё иначе: футы, дюймы, мили, монеты в 25 копеек, вернее, не копеек, а центов. И даже время – а.м. и р.м., вместо привычного для нас. В магазине цены за штуку, за фунт (453 грамма), а не за кг. Ещё только приехала, но уже успела попасться – купила 4 хурмы за 8 долл., потом с мандаринами опять влипла. В ценнике не указывается налог с продаж, поэтому на кассе цена сразу возрастает.

Муж оказался в Америке в четвертый раз, но все его посещения были очень формальными: прилёт, отель, работа, осмотр парочки достопримечательностей на арендованной машине, отлёт. Если бы в этот раз он поехал без меня, то и эта поездка выглядела бы именно так, как все предыдущие, и Америки он бы не увидел, точнее, не увидел бы другой Америки.

С коллегами супруга мы посетили Ботанический сад, съездили на остров Коронадо, где лежит необыкновенно белый песок (там когда-то снимался фильм «В джазе только девушки» с Мэрилин Монро). Именно в этом месте английский принц познакомился со своей «разведенной невестой», ради которой он отказался потом от престола.

Посидели в одном из лучших ресторанов Сан-Диего «Прадо», где нас накормили вкуснейшими мексиканскими такосами с мясом на гриле и я познакомилась с бывшим соотечественником Игорем, а ныне Аланом, который пояснил, что имя – Игорь, в Америке, звучит очень смешно – это мультяшный персонаж и дети смеются, если скажешь, что тебя зовут Игорь, всё равно, что у нас представляться Чиполлино. Он сбежал из армии 25 лет назад, попросил полит. убежище в США и теперь безвылазно живёт в Америке, считая, что никуда ехать больше и не надо, там всё есть.

Игорь рассказал мне, что американцы делятся на couch potato «диванных картошек», т.е. тех, кто сидит перед телевизором и ведёт малоподвижный образ жизни и outdoor  «выходящих из двери», т.е. мобильных и спортивных. Сам себя он относит ко вторым, много ездит на велосипеде, ходит в горы, путешествует по штатам. Благо климат позволяет – в Фениксе (штат Аризона) три месяца пекло, но зато девять месяцев чудесного лета!

Приближалось Рождество. Однако в Америке считается не политкорректным говорить, прощаясь перед праздниками: «Всем счастливого Рождества!» Лучше сказать: «Счастливых выходных», чтобы никого не дискриминировать! С этим там строго!

Это всё была Америка, замечательная, лучезарная, с Тихим океаном, который действовал на меня гипнотизирующе, как удав на кролика. Но мы намеревались увидеть и другую Америку. Командировка закончилась и началось настоящее путешествие.

Продолжение: http://www.proza.ru/2016/01/13/1323
Окончание: http://www.proza.ru/2016/01/26/1469

Рассказ с фотографиями cмотрите и читайте на канале "Ксюша бьёт баклуши" http://proza.ru/go/clck.ru/GGFt3

Наутилус Помпилиус - Гудбай Америка / Good Bye America (1988 год) http://www.youtube.com/watch?v=hIbOnGX_syc

На фото: прицениваюсь к 10-ти миллионному дому в Ла-Хойе (Сан-Диего, Калифорния, США, 16.12.2015)


Рецензии
Поразительно точно,
иду стирать свою первую рецку. Видно я устамши был на той статье. И как Вы мне доброжелательно ответили.
Кстати, отдыхал в Ла Хойе, там славный музей современного искусства и пляж классный,

Михаил Гольдентул   27.10.2019 20:08     Заявить о нарушении
Надо же, одними дорожками ходили:)))

Оксана Задумина   30.11.2019 23:33   Заявить о нарушении
На это произведение написано 9 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.