Отражение

   Мы никогда не узнаем, что такое смерть? Нам не разгадать загадку жизни, пока мы не поймем смысла смерти. Поэтому ждать её так же нелепо, как и жить вчерашним днем.
 
   Склоны Черных Гор точно соответствовали своему названию, когда солнце, перевалив через высокий хребет, погружало их в тень.
   Подойдя ближе к почти отвесным исполинам, выросшим на укатанном доисторическими оползнями плоскогорье, молодая женщина ощутила сгущающуюся вокруг темноту. Эта местность пользовалась дурной славой. Ей предстояло познакомиться с человеком, отважившимся жить вдали от людей и цивилизации.
   Из сумрака перед ней возник низкий деревянный забор. "По крайней мере,  я на верном пути", - подумала она. Приблизившись к основанию скалы, она увидела массивную железную заплату - вход в пещеру, приспособленную под жилище.
   Впаянные в горную породу старые поржавевшие ворота не сулили путнице гостеприимной встречи. На ветке дерева женщина увидела подвешенный отрезок трубы с привязанной к ней свайкой. Тонкое железо издало долгий и протяжный звук, способный отпугнуть любую нечисть, случайно оказавшуюся у жилища отшельника. Подождав несколько минут, она ударила еще несколько раз.
   Внезапно раздался лязг засова, и узкая дверь ворот открылась с неприятным металлическим скрежетом. Женщина подошла к проему, и увидела мужчину с фонарем в руке.
 - Здравствуйте, я к вам.
 - По какому вопросу?
 - По личному. Можно?
 - Входите.
   Переступив высокий порог, она оказалась лицом к лицу с хозяином горы. Они обменялись короткими любопытными взглядами. Женщина выглядела моложе своих лет, но скрыть проявившиеся  на лице морщины она не могла. Мужчина показался ей старше из-за длинных седых волос.
   Закрыв дверь на засов, он повел её вглубь горы. В темном тоннеле его фонарь разгонял мрак.
 - В целях экономии, я редко включаю здесь свет, - объяснил он.
   Они подошли к следующим воротам. За ними был просторный зал, скудно освещенный немногочисленными подвесными лампами. По периметру на верхние ярусы вели тонкие железные лестницы, повсюду громоздились накрытые брезентом массивные механизмы.

   Воздух был неподвижен и прохладен, сумеречное освещение дружелюбным, тишина завораживающей.
   Мужчина предложил женщине устроиться на диване в центре зала. Рядом стояли печка, стол и стулья, а на потертом ковре лежала собака.
 - Не бойтесь моего пса, он стар и мудр.
 - Я его не боюсь, - ответила гостья.
   Псу явно понравились её слова. Он поднял голову, высунул язык, а потом снова положил голову себе на лапы и прикрыл глаза. Присутствие собаки успокоило женщину. Мужчина придвинул стул к дивану.
 - Что привело вас ко мне?
 - О вас ходят разные слухи. Я хочу проверить их справедливость.
 - Какие слухи обо мне не дают вам покоя?
 - Утверждают, что ваши опыты вызвали взрыв на электростанции и обесточили город. А еще подозревают, что вы умеете исчезать, пропадая во времени.
 - Однако, я сейчас перед вами, а путешествия во времени на данном этапе цивилизации невозможны. Зачем мне взрывать электростанцию? Разве я похож на преступника? Признайтесь, зачем на самом деле вы пришли ко мне?
   В словах мужчины не прозвучало обиды, и женщина открылась ему.
 - После смерти моего ребенка я не нахожу себе места. Но я здесь не за утешением. Помогите мне найти ответы на некоторые вопросы.
 - Вы обращались к религии?
 - Я нашла поддержку в церкви, но не ответы. Надеюсь, вы поймете меня. Вы - моя последняя надежда.

   Мужчина снял покрывало со стоящего возле дивана большого зеркала овальной формы, заключенного в технологичную раму из переплетенных проводов и куполообразных ламп.
 - Авария во время моего эксперимента с этим зеркалом вызвала сбои в электрической сети города. Я искал время, сокрытое от нас. Кроме будущего, настоящего и прошлого существует еще одно звено неразрывной цепи, соединяющее прошлое и будущее на противоположном от нашей реальности полюсе. Я называю его «отражением». Время в нем течет в обратном направлении, превращая прошлое в будущее и замыкая последовательность всевозможных событий.
   Женщина догадалась, что она не первой слышит его теорию.
 - Вы считаете, что время замкнуто? Современная наука утверждает, что оно материально, имеет форму и его можно изменить.
 - Что если там, с другой стороны, - он поднял руку и коснулся ладонью мутной поверхности зеркала, - наши отражения живут в обратном порядке искривленного времени?
 - Без этого «отражения» не было бы прошлого с его опытом и ошибками?
 - Тогда бы мы двигались все время вперед, не оглядываясь назад.
 - Разве такое возможно?
 - Нет, ничего не исчезает бесследно. Вот я и попытался разглядеть неизвестное звено, без которого невозможен привычный ход истории. К сожалению, моя теория не смогла объяснить тайну нашего существования. Не буду мучить вас догадками о неподдающихся логике явлениях, происходящих с нами, заложниками собственных иллюзий. Я не сумел ничего доказать, а мои опыты провалились.
 - У вас обязательно все получится. Не сдавайтесь!
 - Любая теория порождает массу вопросов и споров. Жизнью управляют различные процессы, время - неотъемлемая, но не главная составляющая нашего существования.
 - Что тогда самое главное?
 - Время движется вокруг жизни. Нет жизни в прошлом и будущем, она - в настоящем.
   Женщина закрыла лицо руками и беззвучно заплакала. Мужчина присел рядом с ней и легонько коснулся ладонью её трясущегося плеча. Она достала платок, но не воспользовалась им.
 - С потерей ребенка моя жизнь утратила смысл. Неужели вы не можете повернуть время вспять?
   Она уткнулась лицом ему в плечо. Он обнял ее.
   Успокоившись, голос её прозвучал совсем тихо:
 - Извините... Мне пора домой. Простите, что пришла к вам без приглашения.
 - Сожалею о вашей трагедии…
 - Спасибо.

   Он отвел её к выходу.
 - До свидания, приятно было познакомиться с вами.
 - Буду рад увидеть вас снова.
   Закрыв дверь, он пошел назад, но звон металла заставил его вернуться.
 - Мне страшно возвращаться домой ночью. Можно переночевать у вас?
 - Простите, что сразу не предложил вам этого.

   Они вернулись в зал.
 - Чуть не забыла, - воскликнула женщина, вынув из сумки маленький сверток. – Это вам моё домашнее угощение к ужину. Я не голодна. Можно мне, пожалуйста, стакан воды.
   Хозяин проводил её в небольшую комнату, вырубленную в скале, принес постельное белье, кувшин с водой и пожелал спокойной ночи.
   Женщина опустилась на колени, перекрестилась, прочитала молитву. Она долго не могла уснуть. Едва различимые, доносившиеся из недр земли, звуки и шорохи медленно подбирались к ней. От них негде было укрыться.
   Она не помнила, как провалилась в глубокий сон.

*   *   *

   Не в чернеющей ли пустоте родилась вселенная? В беспросветной мгле, порождающей отчаянье, искрами надежды загораются звезды и маяки. Почему в непреодолимом страхе смерти нет намека на перерождение?

   Она смотрела на свою жизнь, заключенную в медицинскую пробирку. Тонкую, алую, похожую на шерстяную нить в бесцветном и мутном растворе прожитых лет. Очень близко, словно под микроскопом, она разглядела на ней петли и изломы. Нить её жизни была запутана, переплетена и выстрадана так, словно извлечена на свет насильственным, операционным путем.
   Она давно не испытывала чувство страха, зная, что порой жизнь страшнее смерти. Память о потерянном ребенке заставляла её возвращаться в прошлое, каким бы мучительным не было это возвращение.
   Она обязана жить дальше. Пусть вместе с не проходящей болью.

   Неожиданно на горизонте забрезжил рассвет...
   С новыми силами она начала поиски материала, способного склеить разрыв между прошлым и будущим. Она впервые поверила, что сможет восстановить связь с окружающим миром.

   В зале тускло мерцала старая керосиновая лампа, освещая пространство вокруг стола. Женщина осторожно спустилась по лестнице и направилась к источнику света. Её светлые волосы тонкими ломаными нитями спадали с плеч.
   Окрашенное оранжевым цветом пламени отражение застыло в зеркале. Она поднесла лампу к его краю, чтобы лучше рассмотреть раму из электронных плат и проводов.
 - Зеркало потемнело после моих экспериментов.
 - Простите, если разбудила вас, – она повернулась к возникшему из мрака силуэту.
 - Я решил проверить все ли в порядке.
 - Можно задать вопрос?
 - Конечно, вы ведь пришли ко мне с этой целью.
 - Мне многое известно о вас, - призналась она. – Ваш эксперимент действительно вызвал сбой в работе электростанции, повлекший за собой аварию. Чтобы избежать наказания, вы распродали свое оборудование и письменно отреклись от испытаний с электричеством. Вы подписали контракт с Институтом геологии и смогли остаться здесь, чтобы вести наблюдения за сейсмоактивностью гор. Не слишком ли рано вы уединились? У вас еще вся жизнь впереди! Что заставило вас прекратить дальнейшие поиски? Что все-таки произошло в тот день?
   Мужчина улыбнулся.
 - Спасибо вам за угощение. Давно я не испытывал удовольствия от еды. Приходите ко мне почаще. Вам понравились мои рассуждения о времени и пространстве или я ошибаюсь?
   Женщина молча кивнула.
 - Не знаю, что сказать. Я проводил опыты с зеркалом, чтобы увидеть «отражение», о котором говорил вам. Авария произошла, когда я приблизился к зеркалу, чтобы рассмотреть нечто, появившееся внутри. Помню разряд большого тока и вспышку ярче сотни ламп. Из темноты до меня донеслись голоса рабочих, пришедших ко мне на следующее утро. Перегоревшие приборы не вызвали пожар, и я остался жив. Мне почудилось, что все случившееся в тот день происходило со мной и раньше. Иногда мне кажется, что вижу будущее. Например, я предвидел ваше появление. Скажите, вы впервые у меня в гостях?
 - Впервые.
 - Мне не терпится покушать ваших пирожков с мясом и рисом, которые вы принесете мне в следующий раз.
 - Вы хотите сказать, что знаете, что произойдет с нами?
 - Вероятней всего, я заглянул в «отражение» и увидел там будущее… или прошлое...
   Женщина посмотрела на зеркало. В его чернеющей глубине ничего не изменилось.
 - Значит, путешествия во времени возможны?
 - Мы путешествуем во времени в воспоминаниях и мечтах… такие перемещения быстры и безопасны.
 - О чем мечтаете вы, если в будущем для вас нет тайн?
 - Лично я, - он смущенно улыбнулся, - мечтаю встретить родственную душу. Люблю жизнь. А вас, как я понял, больше интересует смерть?
 - Меня интересует связь между жизнью и смертью.
 - Жизнь и смерть - неразрывные звенья одного целого, бесконечного и непрерывного. Мы пока не способны оперировать такими понятиями и делать правильные выводы.
 - Поэтому вы отказались от опытов?
 - Нет, на опыты у меня нет больше денег.
 - Почему вы сказали, что я буду часто приходить к вам?
 - Я скоро заболею, а вы будете навещать меня. Потом станете моей крестной матерью.
 - Разве вы не крещены? - удивилась она.
 - Нет, мои родители не побеспокоились об этом.
 - Никому не следует игнорировать заботу о душе.
   Женщина опустилась на пол возле стула, на котором сидел мужчина. Она подняла лампу, чтобы заглянуть ему в глаза. Он перехватил светильник в её руке и поставил на стол. Они погрузились в темноту.

*   *   *

   Когда женщина покинула пещеру отшельника, на улице было светло. Под старым дубом она присела на заросшую высокой травой скамейку.
   Прищурившись от яркого солнца, она увидела малышей и их родителей. Среди них она узнала себя и своего ребенка. Глаза её засветились нежностью.

   Счастливые молодые мамы не обращали внимания на маленькую сгорбленную старушку, сидевшую на скамейке.
   Она покинула детскую площадку, боясь раствориться в тускнеющих с годами воспоминаниях. Дети кружились вокруг неё, она улыбалась им.
   Прошлое, настоящее или будущее... Ей было все равно, где она сейчас находится. Все грани вечности, скрепленные самым главным чувством на земле, ожили в ней.


Рецензии