Первые суставы, первые шаги

     В принципе это может случиться с каждым. Однажды утром сильная боль в суставе гасит  солнце за окном. Это значит – износились подшипники. По последним данным на каждый миллион жителей ежегодно прибавляется 500 претендентов на замену тазобедренного или коленного суставов.

     «Северный край» не раз рассказывал о том, как родилась идея создания в «Больших Cолях» ортопедического центра по замене крупных суставов. Идея  нашла поддержку у администрации области. Медики и инженеры, готовые заняться в Ярославле эндопротезированием и производством эндопротезов, побывали в США и Швеции. На  выделенные администрацией 200 тыс. долларов в Америке закупили партию протезов и инструменты для их постановки, оборудование операционной и палат. Так было положено начало очень важному делу.

     Как оно продвигается? Как осуществляется идея с созданием центра?

     С этих вопросов начинается наша беседа с заслуженным деятелем науки России профессором В.В. Ключевским. В нашей беседе участвует и прибывший в Ярославль с деловым и дружественным визитом латвийский профессор, видный биомеханик Харальд Янсон.

     - Прошло два года, как я и мой коллега по эндопротезированию В.В. Даниляк побывали в клинике  профессора Кристалса Кегги в Йельском университете, самом влиятельном учебном и научном центре в США, - сказал В.В. Ключевский.  – Тогда и родилась мысль создать в Ярославле центр эндопротезирования крупных суставов. Зная много лет главного врача  больницы восстановительного лечения «Большие Соли» А.А. Барбакадзе, я обратился  к нему с этой идеей. Очень важно, что нас тогда поддержали руководители области.

     Получилось отделение не хуже, чем у Кегги в Америке. Больной госпитализируется накануне операции, после операции он один день проводит с анестезиологом, затем уже «своим ходом» переходит в послеоперационную палату под наблюдение хирурга и на 10-ый – 12-ый день поднимается этажом выше в реабилитационное отделение к врачам.  Через 20 дней после операции уже без болей счастливый пациент возвращается домой.

     - Что означает создание такого центра в нашей области? Как велика потребность в эндопротезировании  для ярославцев?   

     - Эндопротезирование – очень сложная операция. Она неповторима у каждого больного.

     Из закупленных 100 американских протезов поставлено 40. Это не потому, что нет больных, а потому что стоит протез очень дорого – вместе с операцией и реабилитацией  около 20 млн. рублей, в Америке – 20 тысяч долларов. Бесплатно протезы ставятся участникам войны по решению губернатора А.И. Лисицына. Кому-то стоимость лечения в Больших Солях оплачивает предприятие.

     Очень тяжело протекает болезнь, когда поражены оба тазобедренных сустава. Это чаще бывает у молодых женщин, но не застрахованы от этого и мужчины. Больные почти не ходят, могут ли только стоять, или лежать. Каждый шажок для них – нестерпимая боль. Таких пациентов у нас было 10. После операции они все вернулись к нормальной жизни. Один юноша из Рыбинска через несколько недель после операции приехал и попросил разрешения кататься на лыжах.

     За последние два года я и мои помощники В.В. Даниляк, В.Г. Евстратов, Ю.К. Филиппов, А.Г. Левшин установили 186 протезов. Но только у нас в области требуется 750 операций в год. Мы использовали протезы,  изготовленные в подмосковном Калининграде фирмой «СИНКО». И  хоть эти протезы похуже американских, но это лучшие из тех, что выпускаются в России.

     - У вас в гостях доктор Янсон. С какой целью он посетил наш центр?

     - Родилась идея организовать в Ярославле симпозиум для врачей и техников  –  изготовителей протезов, на котором бы они смогли обменяться мнениями о выпускаемых протезах с  точки зрения недостатков их конструкций и материалов. Это позволит быстрее устранить недостатки отечественных протезов. Рассчитываем на помощь профессора Кегги – он лично прооперировал более 4 тысяч больных.

     Очень полезен будет и доклад доктора Янсона. Он, как биомеханик, даст оценку материалов, применяемых для изготовления протезов.

     - Я только что вернулся из Новосибирска, где обсуждались те же самые проблемы, - включился в беседу Х. Янсон. – Профессор Кегги считает, что сейчас в эндопротезировании  Россия отстает от США на 15 лет. Это неплохо, так как в начале нашего сотрудничества отставание составляло не менее 30 лет.

     Сегодня убедился, что в  Ярославле начальная программа налажена и абсолютно реализована, и даже лучше, чем можно было предположить. Здесь настойчивые хирурги, великолепный коллектив в «Больших Солях», поддержка руководства области.

     К сожалению, многие фирмы в России делают заведомо плохие протезы. Опыт западных фирм показал, что разработка нового протеза стоит 7,5 млн долларов и 15 лет работы. Ведь сустав должен служить больному 25 лет, а за один год человек делает 10 млн шагов, и каждый шаг – это нагрузка в три раза большая, чем вес тела. К сожалению, американские компании требуют за свою технологию возмещения многих миллионов долларов или покупку 10 тысяч эндопротезов. Но профессор Ключевский и его коллеги ищут другие возможности – вчера я держал в руках часть искусственного сустава, сделанного здесь, в России. Это то, что надо!

     На базе Ярославля мы с профессором Кегги намерены сделать второй шаг – начать эндопротезирование коленного сустава, поврежденного из-за болезни или травмы. Вставить его еще труднее. Мы понимаем, что Ярославская область в трудной экономической ситуации, но сделаем все, чтобы врачи поехали в США для обучения операциям на коленном суставе.

     Я представитель «Ортопедического фонда Кегги». Это абсолютно бесприбыльная организация, которая создана для обучения врачей. Мы предлагаем российским коллегам сотрудничество и очень хотим, чтобы в проблемах эндопротезирования крупных суставов Россия стояла бы не на коленях, а рядом с Соединенными Штатами Америки и странами Европы.

     Фото Ю. Барышева (профессор В.В. Ключевский накануне очередной операции)
     Северный край, 15 июня 1996 г.


Рецензии