Гениальность

Выдержка из Википедии. «Гениальность (от лат. genius – “дух») – высший уровень интеллектуального или творческого функционирования личности, который реально проявляется в выдающихся научных открытиях или философских концепциях, технических или технологических изобретениях, социальных преобразованиях, создании художественных произведений, имеющих отдаленные последствия во многих областях культуры. О гениальности говорят, когда достижения расцениваются как новый этап в определенной сфере деятельности, считаются опередившими свое время, формируя зону ближайшего развития культуры. Традиционно (начиная с И. Канта) термин «гениальность» связывают с представлениями о таланте»…. А вообще, гениальность – это хорошо или плохо? Многие гении были признаны гениями только после своей смерти, а при жизни они подвергались гонениям, терпели лишения. Многие хотели бы стать гениями, чтобы получить признание, славу, материальное благополучие. И чтобы оставить свой весомый след на земле, а не вырезанные на коре дерева ножом буквы «здесь был Вася». Эх, знать бы, как стать гением, пахал бы с утра до ночи…. Но есть те, что пашут почву науки или культуры «от зари, до зари», но гениями так и не становятся. А надо ли? Чаще всего у гениев есть отклонения в психике, стоит ли платить за гениальность такую цену? И существуют ли механизмы, познав которые, можно развить в себе гениальные способности?.. Небольшое наблюдение. Молодая мама едет в электричке со своей четырехлетней дочкой. По лицу девочки видно, что она не выспалась. Мама хочет вырастить из нее гения. Девочка уже пишет и читает, обучается двум иностранным языкам, посещает разные кружки, чтобы во всем преуспеть. Мама восхищена и гордится своим ребенком, за его такие уникальные способности. В любой компании можно похвастаться. А каково самой девочке, лишенной детской непосредственности, игр со сверстниками? Она вырастет знающей, но не гениальной, да еще с нарушенной психикой…. Вернемся к теме. Речь пойдет не о выборочной, а о природной гениальности, потенциал которой природа заложила в каждом человеке. В полной мере раскрыться этот потенциал может только при равновесном мышлении. Сдвиговому мышлению, оперирующему логикой, стандартами, такое не под силу. Все гении обладают не стандартным мышлением. Многие из них вообще не имеют представления о равновесном мышлении. Мало того, у них как раз сдвиговое мышление, однако они гении. Гении, но с отклонениями. Настоящая, всесторонняя, а не выборочная гениальность доступна только равновесному мышлению. Как же раскрывается в нем ее потенциал и в чем суть гениальности?.. Сдвиговое мышление, которым пользуется большинство людей, всю информацию пропускает через свой эмоциональный опыт - «выглянул – спрятался», то есть, через страх. Это – инстинкт самосохранения, который принуждает всю информацию протаскивать через страх. В результате, мировосприятие становится прерывным и целое дробится на части, чтобы из частей собрать целое. То есть, мировосприятие оказывается искаженным. Мы постоянно вынуждены делать поправки, ломки, корректировки, так как в момент прерывания, мы теряем на мгновение связь с реальностью, а при возврате в нее, оказываемся в другой точке пространства, не совпадающей с предыдущей. Начало и конец каждого возбуждения имеют разные возбудимости, потому мы не возвращаемся в исходную точку. С одной стороны, это хорошо, так как мы вынуждены, за счет смены возбудимостей, постоянно сканировать пространство и рассматривать реальность под разными углами зрения, чтобы составить о ней представление. С другой стороны, прерывность мышления принуждает нас накапливать ошибки, которые, в конце концов, становятся нашими могильщиками и реальность воспринимается не целостно, а с искажениями. Из-за недостатка информации, мы многого, что могло бы быть важным для нас, не замечаем. Например, ударяясь в работу, мы мало времени уделяем своей семье и находим этому оправдание. Но ведь приходится выбирать: или достаток, или нищенское существование. Это – логика сдвигового мышления, мыслящего крайностями, равновесное же мышление старается сочетать все со всем и организует всю деятельность соответствующим образом. Разорванность целостности ведет к разбалансировке всех систем организма и взаимоотношений с миром. Это все, как бы, вводная. Перейдет к сути проблемы…. Вы – художник (или поэт, писатель, инженер, конструктор, музыкант, спортсмен…) и хотите создать шедевр. Гениальный шедевр. Что для этого надо? Разумеется, в первую очередь желание. Что далее (будем считать, что профессиональными навыками вы уже обладаете)? Задумка стоит у вас перед глазами, а как вы будете ее реализовывать? Постараетесь подобрать самые лучшие краски, кисти, холст. Дальше, что? Теперь надо много работать. Хорошо, работаете с утра до ночи, но таких работающих художников много, каждый из них себя считает гением, но почему-то картины у их из рук не вырывают. Не достаточно фотографически точно отобразить то, что вы себе напредставляли – копировальщиков тоже много. Самое главное, вдохнуть в картину жизнь, наполнить смыслом и духовным содержанием, а это – самое трудное. Для этого, надо самому наполниться соответствующим содержанием. Как это сделать?.. Представьте, что вы вращаетесь на карусели с определенной скоростью, которая является вашим ритмом, возбудимостью, в которой вы живете. Вы выхватываете из реальности дом, машину, людей, деревья…. Все это в общем и вы не можете ни на чем заострить внимание, так как карусель крутится и уже возникают другие картинки, на которые надо реагировать и которые надо осмысливать. Если вы живете в этом ускоренном ритме (большинство людей сейчас живет в таком ритме), то ничего путного не напишите. Будут фрагменты, будет что-то похожее на картину, но в ней будет мало смысла или узконаправленный смысл, понятный немногим, таким, как вы сами. Теперь начните снижать возбудимость, через успокоение. Лучше всего это делает глубокий сон, а в бодрствующем состоянии возбудимость можно снижать с помощью медитации. Вращение карусели начнет замедляться и вы, в единицу времени, начнете видеть больше подробностей и все они будут связываться в целостную картину. По мере замедления вращения карусели (снижения возбудимости), вы начнете замечать лица людей, понимать и чувствовать то, что чувствуют они. Будете слышать трель соловья, слышать стрекот кузнечика, видеть полет бабочки, слышать шум ветра и чувствовать его силу…. Все это начнет преобразовываться в одну общую картину, целостную, наполненную смыслом, эмоциями, красками, жизнью. При еще большем успокоении, с одновременным усилением концентрации внимания, в этой картине начнет спрессовываться информация из разных временных периодов жизни, так как время начнет становиться единым, и эту невероятно сжатую и насыщенную смыслом и жизнью информацию, сможете передать в полотне. Каждый человек, глядя на эту картину, будет разворачивать представляемые им образы до бесконечности. Такой подход позволит вам быть гениальным во всем. Вы можете упираться рогом в своей возбудимости сколько угодно, но гениального произведения не создадите никогда, потому что это будет противоречить физическим законам. Снижая возбудимость и усиливая концентрацию внимания, вы научитесь управлять временем, а это – путь к гениальности. И такая гениальность ничего не разрушает. Наоборот, она делает хозяином своих желаний и позволяет жить полноценной жизнью, получая от нее удовольствие. 6.01.2016 г.


Рецензии