Нравственность

                Н Р А В С Т В Е Н Н О С Т Ь

При нравственной разрухе человечество ближе к концу.
Нравственный человек – это более социальный человек.
Нравственность предшествует закону.
Даже в наше безнравственное время, можно остаться человеком.
Мир неуклонно идёт к тому, что бы изменить в себе всё человеческое, поскольку материальная составляющая жизни растёт, а духовно-нравственная – падает.
Искусство смягчает нравы.
Настало время, когда нравственность становится не меньшей силой, чем знание.
Красноречивая речь лжеца безнравственна.
Люди высшей нравственности не считают себя нравственными, поэтому они имеют высшую нравственность.
Самая великая победа в войне – это победа нравственная.
Хорошие нравы предшествуют законам.
Из всех знаний нравственная наука самая нужнейшая.
Кто двигается вперёд в науках, но отстаёт в нравственности, тот более идёт назад чем вперёд.
Нравственные качества справедливого человека вполне заменяют законы.
Нельзя жить приятно, не живя разумно, нравственно и справедливо.
Даже мучимые жестокими страданиями, нравственные люди остаются стойкими.
Потребительство – это противоположность нравственности.
Как крепнет нравственность, когда дряхлеет плоть.
Лучше вспомнить о великих делах древних, чем сокрушаться об истинных современных нравах.
Твоя нравственность – букет, собранный из воспитания, самовоспитания и, окружающих тебя обстоятельств.
Гордость – лицо твоей нравственности.
Нравственно то, что правдиво.
Человеческие поступки, какими бы мотивами они не диктовались, требуют постоянной нравственной проверки, корректировки.
Конец нашему Русскому государству наступит тогда, когда разрушатся наши нравственные основы.
У нравственности нет начала и нет конца.
Нравственный закон сам за себя оплачивает, когда нарушаешь его.
Вся нравственность заключается в его намерениях.
Шутить страстью другого человека, так же безнравственно, как тратить чужие деньги.
Даже смерть может быть согласием и поэтому нравственным поступком.


Нравственность – это разум сердца.
             Генрих Гейне

Где безнравственность и бездуховность
Правят бал, ублажая престол,
Там всегда вызревает махровый
Вседержавный тупой произвол.
           Николай Килькеев

Жизнь без нравственного усилия – это сон.
            Л. Толстой.

     Все мы - родом из детства. Честность, доброта, принципиальность, стремление к справедливости, стойкость против житейских соблазнов рождаются в отчем доме, формируются его атмосферой. Всё то, что на протяжении жизни служит мне нравственной опорой, я вынес из родительского дома. Тут имеют значение даже повседневные мелочи.
                Виктор Розов, писатель.

     Есть много родов образования и развития, и каждое из них важно само по себе, но всех их выше должно стать образование нравственное. Одно образование делает нас человеком учёным, другое – светским, третье – административным, военным, политическим. Но нравственное образование делает нас просто человеком.
                В.Г. Белинский

     Французский историк Ф. Гизо верно подметил, что «нравственная мысль людей парит вверх и стремится стать выше их жизни. Не думайте при этом, что, так как она не управляла непосредственно действиями и так как практика беспрерывно и странным образом опровергала собой теорию, влияние этой теории было ничтожно и не имело никакой цены. Суждение людей о людских действиях весьма важно; рано или поздно оно становится действительным».

     О нравственных качествах человека нужно судить не по отдельным его усилиям, а по его повседневной жизни.
                Блез Паскаль

Разумное и нравственное всегда рядом.
                Л.Н. Толстой

     Поистине нравственен человек только тогда, когда он повинуется внутреннему побуждению помогать любой жизни, которой он может помочь и удерживается от того, чтобы причинить живому какой-либо вред.
                Альберт Швейцер

Частная нравственность всегда в зависимости от общественности.
                Г. Рановский

     Религия и нравственность – вещи неразрывные. Этика без религии слаба. Помните библейскую притчу о доме. В ней говорится, что если дом построен на камне, то такой устоит и в бурю. Дом же, построенный на песке, разрушится при первом сильном порыве ветра. Вера является фундаментом этики.
                Отец Глеб Якунин, народный депутат РСФСР.
                (7 июня 1990 г. «Комсомольская правда»)

     Глубоко нравственный человек в любых обстоятельствах, даже в ущерб себе, не может поступать вопреки своей совести, своим убеждениям.
                Д. Уринович

     Нравственный облик личности зависит, в конечном счёте от того, из каких источников черпал человек свои радости в годы детства.
                Сухомлинский    

     Для того, чтобы знать, что нравственно, надо знать, что безнравственно; для того, чтобы знать, что делать, надо знать, чего не должно делать.
                Л.Н. Толстой

Жизнь без любви я считаю греховным и безнравственным состоянием.
                Ван Гог

     Описывать слабости, заблуждения и страсти человеческие не есть  безнравственность, так как анатомия не есть убийство.
                А.С.Пушкин

     Не трудно быть гуманным и нравственным, когда самому жирно и весело, а чуть «борьба за существование», так не подходи ко мне близко.
                (Ф.М. Достоевский. Дневник писателя, март 1877 г.)

     Антон Павлович Чехов, труженик, истинный интеллигент, с юности был озабочен вопросами нравственного воспитания. В письме младшему брату он писал, каким условиям должны удовлетворять воспитание люди:
1. Они уважают человеческую личность, а потому всегда снисходительны, мягки, вежливы, уступчивы…
2. Они сострадательны не к одним только нищим и кошкам. Они болеют душой и от того, чего не увидишь простым глазом. Так, например, если Пётр знает, что отец и мать седеют от тоски и ночей не спят благодаря тому, что они редко видят Петра (а если видят, то пьяным), то он поспешит к ним и наплюёт на водку…
3. Они уважают чужую собственность, а потому и платят долги.
4. Они чистосердечны и боятся лжи как огня. Не лгут они даже в пустяках. Ложь оскорбительна для слушателя и опошляет в его глазах говорящего… Они не болтливы и не лезут с откровениями, когда их не спрашивают… Из уважения к чужим ушам они чаще молчат.
5. Они не уважают себя с той целью, чтобы вызвать в другом сочувствие… потому что всё это бьёт на дешёвый эффект, пошло, старо, фальшиво…
6. Они не суетны. Их не занимают такие фальшивые бриллианты, как знакомства с знаменитостями… Истинные таланты всегда сидят в потёмках, в толпе, подальше от выставки… Даже Крылов сказал, что пустую бочку слышнее, чем полную…
7. Если они имеют в себе талант, то уважают его. Они жертвуют для него покоем, женщинами, вином, суетой… Они горды своим талантом…
8. Они воспитывают в себе эстетику. Они не могут уснуть в одежде, видеть на стене щели с клопами, дышать дрянным воздухом, шагать по оплёванному полу… Они стараются возможно укротить облагородить половой инстинкт. Им, особенно художникам, нужны свежесть, изящество, человечность, способность в женщине… быть матерью… Они не трескают походя водку, не нюхают шкафов, ибо они знают, что они не свиньи.
           И т. д. Таковы воспитанные… Чтобы воспитаться… недостаточно прочесть только Пикквика и вызубрить монолог из Фауста… Тут нужны  беспрерывный дневник и ночной труд. Вечное чтение, штудировка, воля… Тут дорог каждый час».
                М. Катаева «Азбука нравственности»

     Салтыков-Щедрин написал в статье «Напрасные опасения» следующее: «Автор, желающий изобразить положительного русского человека, должен не только стоять на известной нравственной высоте, но и обладать достаточною суммой знаний, без помощи которых невозможно объяснить те особенности языка, приёмов и отношений, совокупность которых собственно и составляет живое лицо… Первое и самое обязательное условие для каждого писателя-художника – это стоять, по малой мере, на одном уровне с изображаемым лицом. Объяснение типа человека праздного легко достигается при помощи одной талантливости, но объяснение типа человека дела, человека профессии уже требует, кроме талантливости, ещё известной подготовки».

     «На наших глазах, - пишет французский историк Тэн, - и на виду истории совершается превращение образованных людей и целых классов в зверей там, где христианская вера забывается. Христианство – великая пара крыльев, необходимая для того, чтобы поднять человека ещё выше его самого, выше его пресмыкающейся жизни и его ограниченного кругозора. Всегда и всюду, в течении 19 веков, как скоро эти крылья слабеют, или их разбивают, общественная нравственность понижается».

     Всё хорошее в человеке и в человечестве, говорит Вл. Соловьёв, только в соединении с Божественным предохраняется от искажения и извращения. Как только нарушена Богочеловеческая связь, так сейчас же нарушается (хотя сначала и незаметно) нравственное равновесие в человеке.

     В том, что касается мужчин, императрица не знала стеснения. Черноволосого Алексея Разумовского, редкостно красивого и приятного в общении, ей было мало. Первого любовника она завела себе в четырнадцать лет и, став царицей, приглашала многих мужчин разделить с ней ложе. Все они получили неплохое вознаграждение. Когда же придворные нарушали обет супружеской верности, отношение Екатерины трудно было предсказать. Иногда она закрывала на это глаза, но могла и разгневаться. У неё под чувственной внешностью таились пуританские порывы, которые время от времени брали верх и вырывались наружу. Она стремительными, широкими шагами проходила по залам дворца, находила грешников и приказывала брать их под стражу, как и австрийская императрица Мария-Терезия. Чья личная жизнь была выше подозрений. Та учредила комиссию по нравственности, призванную стоять на страже высокой морали. Елизавета тоже образовала комиссии для выявления и наказания виновных в адюльтере.
                Кароли Эриксон «Екатерина Великая»

     Я действительно веровал в то, что говорил. И дети сидели и слушали не шелохнувшись. И я знал: мои слова запали им в душу. Я говорил и о том, что каждый человек способен в другом человеке открыть источник нравственного света.
     А для себя, оставаясь наедине с собой, я решал и такую задачу, что всё же красота необъективна, раз она может быть вызвана нравственной силой другого человека. И приходил к выводу: только в столкновении двух источников нравственного света, двух людей, рождается подлинная красота, и подлинная нравственность. И это столкновение и есть основание самой мудрой и самой главной человеческой сути – Любви.

     - Не тот нравственен, кто не знал ошибок, а тот, кто, раскаявшись, способен творить добро…

     …Я, Блодов, и Вершин сидели за столом. Я отошёл к стойке буфета и вдруг увидел, как Блодов из своей кружки выплеснул остатки пива в лицо Вершину. Вершин вскочил. Я бросился разнимать.
     О причинах скандала я так и не узнал, сколько ни пытался спрашивать. Знал только о том, что оба сидели в лагере и оба вышли оттуда. Блодов стал учиться в университете, а Вершин в Художественном училище. Знал я, что Вершин пишет что-то историческое из жизни допетровских времён. С Маркелычем (до его отъезда, разумеется) спорил о расколе церкви. Вершин просто защищал Никона, а Маркелыч – Аввакума. Вершин приводил доводы: «Никон был за социальный прогресс. Подготовил появление Петра. Аввакум – вредное явление. Он звал к самосожжению, лишь бы утвердить свою правду. Двадцать тысяч здоровых россиян сожгли себя в те страшные годы». Маркелыч спокойно отвечал ему, что Никон создал церковь разврата и отступничества. Аввакум настоящий пророк, потому что стоял за ту веру, которая не знает лжи и казнокрадства. Я был на стороне Маркелыча. Блодов в спор не вступал. Вершин доказывал, что России нужны социальные преобразования в любом виде. Маркелыч стоял на том, что социальные преобразования, не подкреплённые нравственным просветлением каждого человека, непременно приведут к жутким последствиям…
                Юрий Азаров «Печора»


Рецензии