Диоген. Гл. 1

          


    Диоген, античный философ-киник. Родом из Синопы. Был вынужден покинуть

родину, так как его отец, казенный меняла, подделывал монеты, был уличен и

умер в тюрьме.


     Прибыв в Афины, стал учеником Антисфена. Будучи изгнанником, вел весьма

скромную жизнь.


     Диоген, наблюдая пробегавшую мышь, которая не заботилась о постели,
 
не боялась темноты, не искала так называемых лакомств, нашел выход

из своего собственного положения.

     Он первым стал складывать вдвое свой плащ, вынужденный спать на нем; он

раздобыл себе котомку, куда складывал пищу, и где угодно мог завтракать,

спать, беседовать. Он стал пользоваться посохом после болезни, но вскоре

 всегда начал ходить с ним, но не в городе. Диоген устроил себе жилище в

большой бочке в Метрооне.


     Летом он катался в горячем песке, а зимой обнимал статуи, засыпанные

снегом, пользуясь любым случаем для закалки.


     Он говорил, что когда в жизни встречает кормчих, врачей и философов,

то думает, что среди живых существ нет никого умнее человека. Но, видя

толкователей снов, прорицателей и тех, кто им верит, или людей, надутых

от сознания своей славы или богатства, считает, что нет никого глупее

человека.


     Он часто говорил, что для жизни надо запастись разумом или веревкой на

шею.

     Когда его спросили, где в Греции он видел добродетельных мужей,

он ответил: " Мужей - нигде, детей - в Лакедемоне".


     Однажды он рассуждал о чем-то весьма серьезном, но никто не обращал на

него внимания. Тогда он начал верещать по-птичьи. Собрались люди. Диоген стал

 стыдить их, что они поспешили слушать чепуху, а к серьезным речам отнеслись

пренебрежительно.


     Он говорил, что люди состязаются в рытье канав и подножках, а в

добродетели - никто.

     Он удивлялся грамматикам, которые выискивают грехи у Одиссея, а своих

собственных не видят; музыканты же умеют настраивать струны на лире, а

собственный нрав настроить никак не могут.
 
     Астрономы наблюдают за солнцем и луной, а то, что у них под ногами, не

замечают.

     Риторы охотно говорят о справедливости, но их поступки никогда ей не

соответствуют.

     Скупцы поносят деньги, а сами любят их больше всего на свете.

     Он презирал тех, кто восхищается честными людьми за то, что они выше

денег, а сами завидуют богачам.

     Его возмущало, что люди приносят жертвы богам ради своего здоровья, а

сами во время жертвоприношений обжираются, нанося вред здоровью.


Примечание.

«Бочка» — перевод условный, поскольку бочек в их обычном понимании (деревянных, стянутых обручами сосудов) в Древней Греции не было. Как показывают археологические изыскания, единственная «бочка», в которой мог обитать Диоген, это пифос — большой, 2 метровый глиняный сосуд для хранения зерна, вина и масла. 

Иносказательно: о добровольной изоляции от внешнего мира.


                Продолжение - http://www.proza.ru/2016/01/08/1886


Рецензии
Сам по образованию историк, участвовал в театре студии где мы ставили Сны о Диогене, однаго много не знал, хотя на сцене у нас был именно пифос. Про Диогена и Македонского вы, думается напишете в следующих главах. Чтож буду читать потихоньку - если сегодня отзоветесь - то читать "не молча" :-)
Молодцы что и на такие темы пишите.

Михаил Оживитель   30.03.2017 07:25     Заявить о нарушении
Здравствуйте, Михаил!
Давно заинтересовалась личностью Диогена. Не смогла не поделиться тем, что
узнала. Насчет молчания: на позитив всегда отзывчива.
Спасибо, что читаете! Рада знакомству!

Надя Сорокина   30.03.2017 10:18   Заявить о нарушении
Взаимно рад :-)

Михаил Оживитель   30.03.2017 21:58   Заявить о нарушении
На это произведение написано 5 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.