Египет. Шарм эль-шейх

Не знаю, как сейчас, но полвека назад на обложке школьного учебника по истории древнего мира красовались египетские пирамиды и сфинкс. И вот только сейчас, как говорится, довелось поручкаться. Египет, несмотря на февраль, встретил нас мягким теплом и привычным ощущением какой-то, свойственной только южным странам, истомой.. И сумасшедшим наскоком представителей различных турфирм, каких-то менеджеров, мягко говоря, и прочих услужливых граждан, явно стремящихся тебя заграбастать. Мелкое жульничество, говорю это не с обидой, а с усмешкой, - непременный атрибут всех египетских контактов. Так и тут, в аэропорту, сразу же надули на визах, взяв по 20 баксов. Оказывается чуть дальше, если пройти по коридору, не позволив втянуть себя в круговорот услужливости, можно проникнуть в эту богоспасаемую землю и за 15. Ну, да чего уж там…Само ощущение начала отдыха прощает всё, даже воспоминание о том, как утром в Москве спина примерзала к спинке сидения не успевшей прогреться машины.

Везут в отель, и первое, что удивляет, – «новое прочтение» понятия «улица». Главная улица Шарм эль-шейха, длиной 35 километров, это и не улица вовсе, а просто  дорога, соединяющая неподалёку друг от друга расположенные оазисы. То есть один-два километра – совершенно дикой пустыни с первобытно нагромождёнными завалами песка, невероятным количеством мусора (об этом – чуть позже), и вообще такого вида, словно это – самый центр вымершей Сахары.

И начинается красота… Обязательно за забором – дивный оазис, земной рай с обилием цветов,  пальм, бассейнов и бассейнчиков, очень красивыми (не выше трёх этажей) зданиями, естественно, в восточном стиле. И опять – забор, а за забором – центр Сахары, только замусоренный. И опять - жилой квартал или клуб-отель, и вновь – пустыня.

Улица тянется, нет, не тянется – летит – между горами и морем. Ещё в Москве не раз приходилось слышать предупреждение не ездить на экскурсии – слишком «гоняют» местные водители. А вот как тут не гонять, если дорога -  прямая стрела, практически без поворотов, на одном уровне, без подъёмов и спусков, с замечательным асфальтом. И не захочешь – полетишь. Да, полетишь, и тут же упрёшься в «лежачего полицейского», которых здесь немеряно, а как иначе остановить разогнавшихся водил? Кстати, дорога ограждена рабицей, которая удерживает невероятное количество полиэтиленовых пакетов. Становится ясно, откуда весь этот мусор. Город, в общем-то, ещё только строится. Пустые участки земли, по-видимому, уже чьи-то, но фактически ещё пустые, соседи используют в качестве свалок. Мусор, что потяжелее, остаётся на земле, а пакеты эти полиэтиленовые – летите, голуби, летите…

Но освоенные территории – в идеальном состоянии. Просыпаясь утром, выходишь на балкон – метут и чистят, что-то приделывают, перекладывают, усовершенствуют. Целый день двигаешься по территории клуба – везде копошатся, что-то там…Вечером, усталые после массы впечатлений и утех отпускных, пробираемся в номер – а они всё ещё чего–то…Если можно сравнивать нации с животным миром, прости господи, египтяне – чисто муравьи. А уж приветливы! По-видимому, модным у них считается задать русским вопрос, в общем–то неуместный от незнакомого человека, «как деля?». Но мягкое окончание и явное дружелюбие не позволяют ответить «какое тебе дело».
Мой спутник постоянно ставил всех вопрошающих в недоумение, когда задавал им тот же вопрос. По-видимому, смысла большинство сами не понимают.

И пару слов о самих египтянах. Причем говорить могу только о ЕГИПТЯНАХ, о ЕГИПТЯНКАХ ничего не скажу – их просто не существует как-бы, нет их ни на улице, ни в магазинах, нет! Правда, на вечернем шоу видели мы нескольких в окружении их семей. А работают они все только «по дому». Даже все горничные в нашем клубе-отеле – мужчины, не говоря об официантах, поварах, которые считают долгом своим периодически прогуливаться по залам, или служащих на рецепшен. Две женщины, занимающиеся только ресторанными размещениями, – иностранки, но они и работают только с иностранцами, а египтянки кажется просто не выходят из дома. Даже на уличном овощном базаре, куда бедуины привозят свои овощи и фрукты, закупки делают тоже только мужчины. Так вот о египтянах.

Мне удалось различить только два типа лиц: «господ» и «простолюдинов». Лица «господ» - удивительно красивые, изящные, медально-тонкие, как бы прочерченные кисточкой по папирусу, с огромными, грустно-воловьими глазами. Они высоки, поджары, спокойны и неуловимо отстранённы, часто в очочках.
Вторые – типичные работяги – суетливы, крикливы, приземисты, грубоваты. Причём, внешность совсем не определяет род занятий. Уборщиком в нашем номере был именно «господин». А интереснейший парень, с которым мы впоследствии плавали, пардон, «ходили» на яхте, демонстрирующий на своём ноутбуке коллекцию пойманных им редких рыб, - типичный молдаванин, коими заполнено ныне Подмосковье. Нет, нет, ничего плохого сказать о молдаванах не хочу, я ведь только про внешность.

Наш клуб-отель -  двенадцать бунгало в два-три этажа, на 20-30 номеров каждое, разбросанных на довольно приличной по размеру территории вокруг нескольких бассейнов, офисных зданий и ресторанов. Самих ресторанов (в смысле – закрытых, но с открытыми террасами) – пять, есть и совсем открытые. Баров – восемь (или десять?). Круглосуточно всё это кормит и поит. Мало того, по территории клуба несметным потоком носятся официанты. Практически на каждой лавочке и на каждом лежаке вокруг бассейна или пляжа можно заказать и выпить, и закусить. Более того, есть ещё и аквабар, так там можно, сидя прямо в бассейне на высоких табуретах, выпить чего-нибудь прохладительного.

О системе питания, учитывая её отличное качество, количество, разнообразие и невозможность от неё уклониться, не подходит ни обычное «поесть», ни детски–деликатное «покушать», только «объесться». И подают, в смысле обслуживания, как бы с некоторым различием: где-то аперитив и только официант, где-то шведский стол и бочечки с белым, красным и розовым вином, где-то, например в «Меланезе», вообще воссоздана атмосфера итальянской траттории. Неизменно одно – везде с улыбкой, оперативно, с низким или очень низким, в размере от чаевых, поклоном. Надо сказать, что чаевые - это только если после предварительного заказа идёшь в какой-либо «специализированный» ресторан: итальянский, рыбный «Ла Бризе», южноамериканский «Ла Корола» или египетский «Сафра».Нет, можно не давать, конечно. Но как приятно увидеть такое воплощённое обожание тебя, как говорится, «за сущие копейки!».  А коли нет желания принарядиться и ужинать в качестве развлечения – извольте в главный ресторанный зал, к шведскому столу, будьте любезны! Здесь обходительные официанты готовы бесконечно приносить вам любые напитки, даже и не мечтая о чаевых, но всё равно также обходительно.

А кофе? Я вообще кофеман по натуре, очень придирчиво отношусь к этому напитку. Но здесь… Просто выше всех похвал. Причём и обычный кофе, и эспрессо, и капучино. Да ну их, ей богу! Счастье ещё, что московский процесс супер-похудания мною так и не завершён. Вот что бы мне пришлось тогда делать? Только вдыхать эти невообразимые ароматы? А про выпечку вообще говорить не хочу – это моё больное место. Просто не представляете себе, что они в этом плане тут вытворяют! И фруктов-овощей здесь всяческих полно.
И не забудьте – всё это бесплатно, ведь «всё включено»!

Но продолжу о клубе. На территории есть и многочисленные места для занятий спортом: и разного вида спортивные площадки, и корты теннисные, и место для выездки на лошадях. И верблюды пристроились неподалёку от пляжа, только заплати – и катайся. И набор всяких вело- и мото- для взрослых и детей. Кажется, учтены все возможные пожелания отдыхающих.

Сама территория прекрасно озеленена, с невероятным количеством каких-то неизвестных цветов, растений и птиц. Всё это растёт, пахнет, стрекочет и чирикает. Все дорожки выложены плиткой, отделаны мрамором. Газон – под поливом, который включают то тут, то там. Неудивительно, ведь вода здесь – великое богатство, но на своих потребностях мы этого никак не ощутили. И очень красиво освещена территория клуба вечером. Огней много, светильники очень красивые, опять-таки в восточном стиле. А к деревьям, не мудрствуя лукаво, просто прибиты разные лампочки для подсветки снизу.

Очень интересна архитектура: все бунгало разные, но единообразные, с путаными лабиринтами коридоров, в одном стиле и цветовом охряном, цвета обожженной глины, решении. Лестницы, переходы, коридоры – всё без крыш, да и зачем они – ведь дождь бывает раз в году! Как хорошо, что предложенный дочерью маленький зонтик остался дома! Внутренние помещения номеров – со сводчатыми высокими потолками. По-видимому, в таких помещениях даже в крутую жару прохладно, да и акустика здесь отменная. Мебель, светильники, всё – в восточном стиле, с мраморными столешницами, подставками и умывальником. Всё очень чистенько, хорошее бельё и полотенца. В общем, пять звёзд, оно и в Африке - пять звёзд, в прямом смысле.

Немножко о стране. На территории в миллион квадратных километров живут 75 миллионов человек. Сорок миллионов из них -  в Каире и Александрии. Остальные -  на остальных 5 процентах страны. Ведь 95 процентов – пустыня. Народ миролюбивый и доброжелательный, на мой взгляд – чуть ленивый, то есть возиться-то они возятся, но вот результаты могли бы быть и посолиднее. А кто не прочь сачкануть или в процессе работы чего-то там подхалтурить? Вот и эти ребята. Например, вышли мы на яхте в море, обычная экскурсионная программа с дайвингом и снорлингом (погружение с аквалангом – дайвинг, с маской и трубкой – снорлинг). Так ребятишки эти «без отрыва от производства», от нас, то есть, неплохую рыбалку себе устроили. Я впервые видела, как вытаскивают из воды таких огромных тунцов, практически с руку длиной. Только вот как умерщвляют их, моментально вытаскивая через пасть «ливер», так сказать, увидела, и жуть эту не сразу смогла забыть.

Очень интересным было и ещё одно морское наше путешествие – на лодке со стеклянным дном. Не хочу рассказывать, никакими словами не передать это очарование и многоликость подводного мира. Поражает одно: взаимопонимание. Ну как эти стайки рыб в одно мгновение поворачивают все сразу, словно по волшебству? Вот научиться бы людям так понимать друг друга!

Не удержались на лежаках и шезлонгах, и всё же несколько раз съездили посмотреть город, причём и днём, и вечером. Конечно, вечерний арабский город, особенно «старый город», - это что-то. Ну, прежде всего, вечером жизнь только начинается, а заканчивается глубокой ночью, это касается и развлечений, и торговли.

Само ярмарочно-балаганное разноцветье вечернего города, с его яркими огнями, шумом и гамом, снующими продавцами и покупателями уличных кафе, палаток и ларьков – это такой колорит, который не передать словами. Это надо не просто видеть, в этом нужно купаться и раствориться! А торговля! Да, поначалу раздражает, что ценников как таковых просто не существует. Спрашиваешь цену, и начинаешь торговаться с половины, а ещё лучше - с трети названной. Понемногу уступают обе стороны, чем ближе к завершению сделки, тем упорнее противодействие и мельче шажки. Хорошо бы в предпоследний момент придумать какой-нибудь финт типа «а если я возьму ещё вот это полотенце?» (кстати, хлопок в Египте – бесподобный, берите!). Тут два варианта: либо продавец, зауважав, сделает последнюю скидку, или начнётся всё сначала. Кстати, оба варианта – просто прелесть, что такое. Только никогда не берите НЕСКОЛЬКО вещёй сразу, это вам не супермаркет! Тут обязательно продавец оставит вас в накладе, они опытнее всё-таки в этом деле. 

Интересны и развлечения. Шоу по мотивам сказки о тысяче и одной ночи – это и цирковая программа, и танец живота. И кальян тут же можно заказать, и напитки более алкогольные, всё ярко, красочно и просто сочно. Но по настоящему поразила не гибкость или красота танцовщицы, а её виртуозное владение задницей, как можно, оказывается, фантастически вибрировать каждой половинкой по отдельности.

И очень запомнился проезд по ночному городу – ведь любой город ночью – это огни на разном уровне. А здесь, особенно чуть с расстояния, просто прямая низкая полоса огней (выше трёх этажей не строят, говорят, чтобы не закрывать прекрасный вид с моря на горы). И изредка возвышающиеся парные башни минаретов и мечетей, красиво подсвеченные снизу. Хочется добавить крамаровское «и тишина…».

Да, прекрасная была поездка. Что вспоминается прежде всего? Белые-белые, но все такие разные яхты на синей поверхности моря? Лихие водилы на дивных дорогах? Как замерзали на секундочку не входя в воду, а наоборот, выходя из тёплой ласкающей воды на берег? Ах, всё было замечательно! Спасибо, Египет!


2008 год


Рецензии