МХАТ. Лес

Ну, наконец-то, открылся новый театральный сезон! Знатоки ждут, театралы взволнованы: что новенького, каково оригинальное прочтение старенького? Приобщаемся и мы с дочерью: идём в «старый» МХАТ на «Лес» Островского. В анонсе значится: «Трагики и комедианты, бродячие артисты и почтеннейшая публика, вольная воля и золотые цепи, цена любви в рублях – всё это в современной интерпретации классической пьесы А.Островского в постановке одного из самых ярких молодых режиссёров Кирилла Серебренникова». Вообще-то, пьеса знакомая, в основном посвященная служителям Мельпомены, по крайней мере, половина диалогов – разговоры пресловутого трагика Несчастливцева с комиком Счастливцевым.

Силы, конечно, прекрасные. Несчастливцев – могучий Назаров, широкой публике прекрасно известный в качестве ведущего телевизионного «кулинарного поединка» (и что сейчас всех мало-мальски известных потянуло на кухню с телекамерой? Извините, отожраться всё никак не могут после восьмидесятых, что ли? Так пора бы уже и забыть – в магазинах, даже самых затрапезных, всего полно. Помните тот анекдот прошлых лет, когда американец спрашивает нашего «Когда у вас в магазинах появляется клубника?». Наш отвечает: «В июле. А у вас?». «А у нас – в пять утра!». Так вот и у нас теперь в пять утра, пора привыкнуть.. Хотя я не о том.

Авангард Леонтьев. Ну, он-то вообще широко известен не только в России, но и получил немало международных театральных премий. Великолепная Тенякова. Конечно, ушли «старики» - Андровская, Яншин, Грибов, Станицын, Прудкин. Ещё раньше не стало ПЕРВЫХ «стариков» - Яблочкиной, Турчаниновой, Пашенной… Ну, скажете, «ещё Немировича припомни со Станиславским…». Но актёрский состав спектакля – действительно весьма солиден по нынешним временам.

Само здание театра построено (Боже!) более века назад, предназначено для немногочисленной, изысканной публики (театр же ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ, а не НАРОДНЫЙ), естественно мест в нём немного. Ну, полторы, ну две сотни КРЕСЕЛ должно было бы быть. Но не таковы нынешние понятия. И в зал впихнуто почти восемьсот жестких, неудобных, с абсолютно прямыми спинками стульев. Это, говорят, на телестудиях для ведущих СПЕЦИАЛЬНО изготовляют жёсткие неудобные кресла, чтобы не расслаблялись, ну так на них весь мир смотрит! А нам за что страдать? Короче, не очень этот зал способствует художественному восприятию. Но коли мы уже здесь, потерпим три часа, хотя духота ужасная даже в партере, несмотря на полтинник в баксах за билет.

А что, собственно, есть «современная интерпретация»? Вместо двух пожилых соседей – мужчин – Милонова и Бодаева - вывести на сцену двух пожилых соседок Гурмыжской? Нет, конечно же, автор пошёл намного дальше. Во время спектакля меня не оставляло чувство, что всё это я уже откуда-то знаю. Невольно вспомнилось, как  в «Двенадцати стульях» описывалось представление «Свадьбы» Гоголя в современном же «прочтении». Да, в «Лесе» тоже есть вводные цирковые номера! Только вот, в отличие от Агафьи Тихоновны, Аксюша не ходит по проволоке через зал, а качается на трапеции. И во многом другом Ильф и Петров отдыхают. Например, после того, как Аксюша принимает решение стать актрисой, на спине её появляются довольно-таки поношенного вида, но всё же – крылья, да ещё и белые, из чего-то мехового. А уж как решила бедняжка вернуться из жизни духовной к плотской – так крылышки вместе с резинками, на которых типа рюкзачка примащивались, тут же и снялись. Это ерунда, а вот канкан, исполняемый уважаемой Теняковой и «из молодых» интересной Добровольской, причём ЛЁЖА на креслах, обращенных к залу, типа на приёме у известного врача, это, действительно, ВЕСЬМА… Хотите узнать, трясут ли полуобнажённым бюстом? А как же! Это же пьеса Островского!

Мила сцена обручения Гурмыжской и Буланова, предпочетшего быть барином с богатой барыней на шестом десятке, а не с двадцатилетней, но нищей Аксюшей. Мила тем, что костюмы их – ну точь-в-точь такие же, в каких были в аналогичный момент немолоденькая Пугачёва с Киркоровым. Точно так же у Теняковой убраны волосы. Точно такие же, неуместные для подобной процедуры, чёрные лаковые ботфорты. Ну, сколько можно зубоскалить?

К цирковым же номерам можно отнести и диалог Несчастливцева со Счастливцевым, когда они кружат по сцене, играя с пивными кружками. Ну, Леонтьев ещё ладно, он подвижен и некрупен. Но Назаров… Назаров, явно за центнер весом, высокий, всей своей внешностью несущий достоинство и степенность, и круг за кругом по сцене! Истинный артист, ни разу не оступился! Кстати, кружки эти, на мой взгляд, действительно находка. Представьте себе сцену, на которой стоят у барного столика за ОДНОЙ кружкой пива два действующих лица. Беседа льётся плавно, прерываясь лишь, когда один из собеседников вырывает кружку с остатками пива у другого. Небольшое затемнение на сцене, во время которого две уборщицы ставят на столик несколько ПУСТЫХ пивных кружек. И когда при  зажёгшейся рампе актёры продолжают свой диалог уже подвыпившими голосами, стоя у столика, на котором МНОГО пустых кружек, а после следующего аналогичного затемнения – ещё пьянее (пустых-то кружек ещё больше) – просто замечательно. А уж когда курящий Леонтьев выдыхает дым в пустую кружку, а Назаров «выпивает» этот дым и ВЫДЫХАЕТ его, это уж чистое факирство… Кстати, курят на сцене почти все (современная интерпретация?). Не знаю, как там пожарники, а мне в четвёртом ряду партера это не нравится, учитывая духоту в зале.

Непонятными остались для меня несколько вводных номеров с детишками. Вдруг, ни с того, ни с сего, открываются двери в глубине сцены, и из неё выпадают двадцать – тридцать разновозрастных ребятишек, коим, вообще-то давно спать пора. Одетые пионерчиками, поющие, танцующие, качающиеся на качелях и каруселях… Вообще, что касается декораций и реквизита... Конечно, легче нарисовать на тканевом занавесе веточки и поставить на сцену качели из ближайшего двора, чем придумать что-нибудь действительно оригинальное. Ну, это я так, к слову. А детишки… Это и есть обещанная «вольная воля»  и «золотые цепи»?

Музыка. Все возможные (умышленно пишу в два слова, а не "всевозможные") отрывки из современных песен, в коих имеется упоминание о лесе – здесь. И Беловежская-то пуща, и «из леса на опушке». И всё такое прочее. Современная интерпретация? А как же!

И это ещё – не всё! Ну, как без потяфкивания на политические темы? И когда Буланов, недоучившийся гимназист, выходит на авансцену для своего заключительного монолога, он вдруг, заложив руку за пазуху, говорит в манере и интонациях… нынешнего президента. Нет, не Академии наук, а просто…Ну, к чему это? Ведь по пьесе Буланов – прилипала, альфонс, двурушник и вообще – подонок. И речь его, посвященная предполагаемым будущим деяниям, кажется уже не забавной, а жуткой, если представить себе, что говорит не он, а тот, на кого он весьма смахивает. Ребята, вы же комедию ставите, а не фарс!

И ещё один нюанс. Наш народ, как никакой более, никогда не воспримет одно – осознанный порядок. Фига в кармане – самое-самое наше, родное, русское. Ну зачем поощрять в людях не лучшие их качества? Зачем с удовольствием плевать во власть, за которую ДЕСЯТКИ МИЛЛИОНОВ голосует? Уважайте мнение сограждан! Не понравилось. И не понравилось то, как это понравилось большинству в зале. И не нравится то, что под видимостью демократии и гласности вы поощряете в зрителях своих низменное и неумное.

Искусство призвано воспитывать лучшее в человеке, делать людей добрее и умнее. Конечно, общий смысл пьесы остался прежним – нищий Несчастливцев готов отдать последнее нуждающемуся человеку, а богатенькая буратина Гурмыжская отказывает и в немногом. Но это, господин Кирилл Серебренников (каков псевдонимчик-то!), заслуга не вашего ПРОЧТЕНИЯ, с позволения сказать, а Островского.

А впрочем, спасибо.


Рецензии