Демонстративность, ведьмы, стыд - всё едино...

Откуда такая неистребимая потребность в демонстративности?! – как-то сказала мне очень родная моя душа, прочитав какую-то из моих публикаций. Откуда? А главное – куда и зачем?
Тема, которая интересует меня давно и с разных сторон. В процессе «хождения» по страницам социальных сетей каждый раз видишь, насколько многим людям свойственно желание обнажиться перед окружающими – а тут уж, кто чем может: кто телом обнажается, кто душой… Те, кто душой, они сильнее, хотя не всегда мудрее, более порывисты, эмоциональны, более подвержены взлетам и падениям. Но если такие пойдут путем тренировки своих эмоций и захотят выйти дальше, чем хождение по кругу своих переживаний, то обязательно выйдут очень далеко и высоко. Те, кто склонен обнажать тело, просто ещё не поняли, что в нем живет душа, они не находят с ней своей связи, и самовыражаются вот таким образом. В любом случае, желание продемонстрировать себя на публику сильно у многих. И я тому не исключение, даже в том, что пишу сейчас))

Недавно, перечитывая «Алеф» Пауло Коэльо, встретила сцену пытки инквизиторами молодой девушки, обвиняемой в занятиях колдовством. Коэльо, конечно, мастер! А в сцене тонко передано вот это неуловимое ощущение полной наготы перед всеми и собой, и связано оно не с болью пытки и не с раздеванием молодой «ведьмы» как таковым, а с возможностью вот таким путем выразить невыразимое, обнажая через тело свою душу и доводя искренность этого обнажения до наивысшей точки, возможной живому человеку.
Не знаю, смогла ли я сейчас передать то, как чувствовала эту сцену сама. А я, бывает, чувствую такое в своих снах, когда вижу себя в этой ведьме, обнажающейся перед толпой инквизиторов и зевак. Какие разные чувства, мысли и ощущения возникают в этих снах: от легкости до желания глубоко и далеко спрятаться, от понимания неадекватности происходящего содержанию сна до удовольствия от хулиганской выходки вот так раздеться перед толпой, от боли за себя и свою такую ненужную всем открытость до жгучего стыда, заставляющего задыхаться и забыться вовсе…

Зачем она так пишет? – спросите вы.
Ещё Карл Густав Юнг писал об архетипах и о том, что каждый из нас носит в себе «отголоски» разных личностей и состояний. Да и Михаил Булгаков, сказав устами Воланда о вопросах крови, говорил о том же. Я не стыжусь того, о чем пишу, по одной простой причине: человек – это отражение и продолжение всего, что происходит во Вселенной, и не мне считать себя пупом земли и в этом брать на себя ответственность за происходящие процессы. Мне гораздо интереснее увидеть взаимосвязи и постараться уловить, что движет человеком в том или ином случае – его Личина или Архетип, как нечто необъяснимое самому человеку. И ещё интереснее узнать, а что это человеку дает в итоге?
И тут ответ тоже неоднозначен, ибо каждому – своё.

Недавно на просторах Интернета я встретила объяснение тому, что происходит со мной, и ЧТО это дает мне. Думаю, это все же связано и с ведьмами, и с идеей инквизиции в её очищающем смысле, и с тайнами крови, и много с чем ещё, о чем вот так в двух словах не напишешь. Потому и пишу наброски. Но тем, у кого есть нечто близкое, будет понятно, для чего именно он не боится обнажать свою душу, и более того, временами испытывает такую потребность. Пишу это после осмысления и пропустив через себя уже с профессиональной точки зрения. Так вот, фраза, которую сказала одна девочка, страдающая аутизмом, дала мне ключ к ответу на вопрос: СТЫД – огонь, выжигающий грех из души человека.
Когда человек в той или иной степени демонстративности выдает на всеобщее обозрение всё, что происходит у него в душе, по итогу он испытывает стыд. Но и стыд бывает разным, у кого-то это стыд совсем иного рода – такой, к какому приучили его бабушки, говорящие, что нехорошо ковырять в носу, и не более. А стыд, испытываемый от показа на публике своих внутренних  переживаний – это как  раз тот самый стыд, который выжигает грех из мятущейся души. Пережить такой стыд и так открыть свою душу способен далеко не каждый, для кого-то страх открыться равносилен смерти, а кому-то даёт жизнь. Стало быть, потребность в демонстративности – это потребность в очищении души.
Хотите верьте, хотите – нет, спорить ни с кем не стану, а изложить хотелось, как минимум, для успокоения душ тех, кто помимо стыда очищающего мучает своё сердце ещё и угрызениями совести, которая привита взглядами социума на приемлемое и неприемлемое. Пусть каждый сам спасает свою душу как может и хочет, и не дело любого человека по отношению к другому, равному ему в звании человека, становиться судьёй или спасителем, совсем не дело, в этом можете мне поверить.

6 января 2016 года


Рецензии