Обычная работа
- На построение можешь не ходить, давай сразу в штаб.
- А че, война?
- Пока не война, но очень похожее состояние в полку, через полтора часа
садится самолет с Командующим, выпускаем пару на поиск авианосца, ты – дежурный штурман на КДП.
- Нет от вас покоя, сейчас буду.
В штабе – легкая паника, все суетятся, но никто ничего толком не знает, все новости привезет Командующий. Штурмана, по команде с КП ВВС, дали, срочным планом, заявку на полет пары Ту-142 в северо-западную часть Тихого океана, поиск кораблей в районе 1000 км на 1000 км. «Условия» по заявке пришли пулей, записал эти «условия», поехали на КДП, в класс предполетных указаний, будем ждать Командующего.
Сел Ту-134, Командующего привезли в класс. Я давно знал нашего Командующего, но таким нервным видел его впервые. Без всяких «целований и обниманий» он перешел к делу – «Главнокомандующий ВМФ поставил задачу – обнаружить авианосную группировку(АУГ) на переходе морем. Принял решение – поиск выполнить парой Ту-142 в заданном районе, взлет – по готовности, доклад об обнаружении – немедленно». Вот так, просто и незатейливо, без всяких подробностей и уточнений… Пока все переваривали полученную задачу, мы, со старшим штурманом, продумывали маршрут поиска, решили лететь в центр района, а оттуда искать авианосец «расходящейся коробочкой».
Выдали экипажам предполетные указания - метеоролог рассказал про погоду в районе, я рассказал про маршрут полета, особенности работы в районе, связист уточнил частоты и порядок связи, РП довел порядок взлета, сбора пары, напомнил особенности снижения на малую высоту, командир обратил внимание на соблюдение мер безопасности. Слово взял Командующий, нацелил на выполнение задачи, напомнил о мгновенном докладе при обнаружении цели, приказал взять на борт цифровую фото и видеоаппаратуру. Я непроизвольно заворчал… Командующий обратил внимание:
- Что такое?
- А где их взять?
- А что, у вас в полку нет?
- А разве в каком-то полку они есть? По штату не положено…
- Ну что ты умничаешь? Пусть личные берут, со штатами
потом будем разбираться, сейчас надо задачу выполнять.
Дальше я умничать не стал, не то настроение у Командующего, чтобы препираться с ним, экипажи и без команды уже все взяли. Экипажи поехали под самолеты, группа руководства, Командующий, и командир полка поднялись на вышку.
Командующий подошел к огромному планшету, с тоской посмотрел на «синее море», на маршрут и район поиска, которые уже нарисовал мой помощник, и спросил:
- В какое время можно ожидать доклад об обнаружении?
- До района – два часа полета, еще час – на первичное обследование,
значит, не раньше, чем через три часа после взлета.
- Быстрее можно?
- Если бы были какие-нибудь данные о последнем месте авианосца,
можно было бы оптимизировать маршрут поиска.
- А, бля…, вот же…
Порывшись в карманах, Командующий достал скомканный обрывок бумаги, и протянул его мне. Изучив этот документ, я ничего в нем не обнаружил, кроме цифр – 67, и вопросительно посмотрел на Командующего.
- Ну…, это пеленг, по которому засекли базар в эфире, и работу РЭС.
- Какой пеленг, откуда пеленг, в какое время был получен?
- Ну откуда я знаю? Кто-то сунул мне перед вылетом… Поможет?
- Ну, даже и не знаю, как Вам сказать…попробуем куда-нибудь приложить… А что разведотдел?
- Да пошли они все на х…! Меня поднял ночью лично Главком, поставил задачу, срочно найти, разведка Флота ничего не знает, а я – ищи, бля…, иголку в стогу сена… На вас одна надежда. Найдем?
- А куда мы денемся?
Пара взлетела, собралась, взяла курс в район работы. Командир полка пытался незаметно дремать в кресле, а Командующий делал различные попытки уточнить место АУГ – звонил во Владивосток, в ВВС и на Флот, но никаких уточняющих сведений не поступило. Раздосадованный Командующий мерил шагами тесное пространство КДП, внося нервозность в работу группы руководства, не давая нам придремать на время полета в район работы. Экипажи планово докладывали проход точек маршрута, погоду, на все эти доклады нервно реагировал Командующий.
- Ну что, нашли?
- Да они еще не дошли до района, докладывают только о проходе точек.
- Да когда уже?!!!
- Первый доклад из района ожидаю через полтора часа.
- Чем я могу помочь?
- Экипажи делают все возможное, главное – им не мешать, не нервировать.
- Ты на что намекаешь?
- Товарищ Командующий! Я все понимаю, Вы нервничаете, задача с «самого верха», но уже делается все возможное, самолеты в пути, может, Вам отдохнуть немного? Да и нам поспокойнее будет, ведь нам еще часов десять здесь сидеть…
- И что?
- Может, Вам поехать в столовую, потом совещание какое-нибудь провести с командирами частей, гарнизон посмотреть, ну, в общем, отвлечься…
- Ладно, понял я тебя, мешаю я вам тут разлагаться… Я поеду в гарнизон, тебе будут докладывать мое место, как только что-то обнаружат, немедленно сообщишь мне по телефону.
- Есть!
Командующий забрал командира полка, и поехал в гарнизон, оставив нам «уазик» для передачи экстренных сообщений, а мы поуютнее устроились в креслах, и начали дремать, в ожидании сообщений. Через два часа экипажи доложили об обнаружении АУГ, определили место, состав, курс и ход, приступили к слежению. Узнав у оперативного дежурного место Командующего, я сообщил тому об обнаружении цели, через 20 минут он влетел на КДП. Переговорив с оперативным ВВС, Командующий доложил в Москву об обнаружении авианосца, и, впервые с момента прилета, спокойно выдохнул.
- Молодцы, спасибо.
- Да я не причем, это экипажи все…
- И они молодцы, и вы все!
- Мой самолет готов?
- Готов, экипаж под самолетом.
- Я полетел во Владик, а вы там следите за АУГ, все остальные команды
- через оперативного ВВС.
Командующий улетел, а мы еще восемь часов сидели на КДП, пока экипажи не вернулись. Пока сидели-дремали, я подумывал о том, что и генералом быть не так уж и сладко, как это кажется со стороны. Кстати, никто из полка не был поощрен за выполнение поставленной задачи. А за что поощрять? Обычная работа.
Свидетельство о публикации №216010600588