Моя семья

 фото их архива семьи автора.

         Моя старшая сестра Неля говорила:
        -Человеку в жизни должно повезти три раза:
первый - у кого родиться, второй - у кого учиться, третий - на ком жениться.
По этим критериям выходит, что я счастливый человек.

         О маме и папе писать не буду, не смогу выразить словами какие они замечательные. Они САМЫЕ-САМЫЕ, таких ни у кого нет! Мы их очень любим!

         Росла я в большой семье, а так как была младшим ребёнком, меня все любили и баловали, кто как мог.

         Аля.
         Помню, как она вечерами читала нам книжки. Мы садились вокруг кто на кровать, кто на стул - кто куда и замирали от предвкушения чего-то интересного. Мы вместе радовались, вместе хлюпали носами, плакали при определённых событиях из книги. Она читала так выразительно, что я представляла все события в цвете, как будто смотрела кино.

         Однажды она прочитала статью из газеты, как маленькая девочка увидела у подруги вязаную скатерть и решила сделать подарок. Она ножницами вырезала узоры, дырочки на новой скатерти, старалась для мамы. А та не поняла и в гневе исколола ножницами ребёнку ручки. Кисти пришлось ампутировать. Девочка в больнице плачет, тянет забинтованные культи:
       - Мамочка! Я никогда не буду брать ножницы, только верни мне ручки!
Мы плакали хором.
         Спасибо Але за эти вечера. Нам было интересно, всегда находилась тема для общения без телевизора и без мобильника.
Она училась в мед.училище, для меня была примером во всём. Вопрос: Кем быть? - у меня никогда не возникал. С раннего детства знала, чем хочу заниматься.

         Неля-прирождённый педагог. Она рано начала работать, помогала родителям, училась в институте заочно. К праздникам шила нам из ситца, штапеля, сатина, с рюшечками, кармашками, бантиками яркие нарядные платьица. Мне всегда покупала детские книжки, я с пяти лет читала их сама.
Помню жёлтенькую обложку с пушистыми утятами и одним с длинной шеей - моя любимая книжка "Гадкий утёнок".

         Саша - Нелин жених, работал токарем на лесозаводе и делал нам разные красивые штучки. Однажды он принёс фигурную, красивую чернильницу, которую выточил из бронзы - это был шедевр! Ни у кого такой красивой чернильницы не было.

         У Нели был очень мягкий характер, но, тем не менее, она помогала мужу учиться в институте, родила троих детей, выучила их, в доме и в саду у неё был полный порядок.

         Мы с ней очень похожи, нас даже путали постоянно: то мне о своих детях рассказывают и благодарят за знания в математике, то ей жалуются на свои болячки. Однажды одна пациентка стала просить у меня прощение:
        -Людочка, хочу признаться - я много лет думала о Вас очень плохо. Какая же бесстыжая баба: утром на работу идёт под ручку с черноволосым мужиком, а вечером в сад едет так же дружненько с белоголовым и постарше. Всё удивлялась, как же так можно жить? А совсем недавно увидела вас всех вместе. Простите меня.
        -Не переживайте, нас многие путают,- смеюсь я.
Сейчас нас уже никто не путает - Неля умерла. Её муж когда приходит к нам в гости, смотрит на меня и молча плачет.

         В нашей семье был только один мальчик - Витя.
Не помню, чтобы его ругали, или он безобразил. Говорят, когда был маленьким, любил бегать голышом. Как бы его не одевали, всё равно скинет с себя всю одежонку. Его часто видели в кузнице или у слесарей в мастерской. Скорее всего там научился непотребным словечкам, которыми изобиловала его малопонятная детская речь.
Мама вспоминала, как водила его подстригаться, как боялась что её малолетний сынок начнёт общаться на ломаном матерном языке. Витя сидел насупившись, но молчал. Его прорвало сразу, как только закрылась за ними дверь, всю дорогу до дома жутко ругался. Мама была в шоке! Все делали вид, что его не понимают, и всё как-то само собой прошло. Но это было тогда, когда меня ещё не было.
Витя уехал в Свердловск, выучился и работал на радиозаводе. Когда приезжал домой, то чинил приёмники, радиолы, будильники. Мы всегда с нетерпением ждали его, он привозил полный чемодан шоколадных конфет в ярких обёртках. Я объедалась конфетами и хвасталась самыми красивыми фантиками. Однажды брат спас меня от неминуемого "ремня".

         Дело было так: мы с ребятами играли в прятки, кто-то предложил залезть в соседний огород за яблоками. Зачем они были нужны кислые, маленькие, неспелые яблочки? Все были в чужом саду, а я осталась стоять. На лай собаки вышел хозяин. Ребята разбежались, а меня поймали.
Как было плохо, когда дядька шёл к нам домой и при этом на всю улицу кричал:
       - Вот они дети учителей, как они их воспитывают...
Ещё много чего он говорил.
А моя душонка терзалась от стыда и жалости к маме:
       - Подвела, подвела,- больше ни о чём не думала.

         Мужик с ехидной улыбкой вручил меня:
       - Товарищ начальник, примите свою малолетнюю воровку.
Хотелось закричать:
       - Не была я в Вашем огороде, не рвала Вашу кислятину. Вы всё врёте,- но голос мой, почему-то, перешёл на шёпот.
С ужасом смотрю на ремень в папиной руке - нас никогда не били.

Витя спокойно, но очень твёрдо, говорит:
        -Если ты её накажешь, я сегодня же уеду и больше не приеду.

         Папа строго посмотрел, погрозил пальцем и, как мне показалось, облегчённо вздохнув, ушёл в другую комнату.

         Этого наказания было достаточно.


         Галя, Нина и я были всегда вместе.
Как они страдали в детстве: если вдруг собрались на речку или покататься на велосипеде, а меня не брали, то поднимался такой шум! Мама, как всегда, разрешала спор:
        -Девочки, или вы берёте Люсю, или все остаётесь дома.

         Спасибо моим замечательным сёстрам: они меня не наказывали, косо на меня не смотрели, вздыхали и брали с собой. Моё раннее замужество освободило девчонок от этого террора. Они всегда смеются, что сдали меня с рук на руки моему мужу.

         Мы с Ниной учились в мед.училище, она - на два курса старше. Жили на квартире в малюсенькой комнатушке, спали на одной кровати.
Нина баловала меня: иногда я просыпалась и видела на подушке шоколадку, или на столе, рядом с моей кружкой, любимое земляничное варенье.

         До сих пор чувствую крыло моих сестёр. Они каждое лето гостят у нас.

         Друзья подшучивают над мужем:
        -Тебе хорошо, у тебя гарем.
        -Конечно, хорошо: одна готовит еду, вторая ухаживает за садом, а третья, любимая, делает всё, что хочет. А я, едва успеваю, выполнять их просьбы.


Рецензии
Ах, Людочка, как хорошо вы поведали о своей замечательной дружной семье! И хотя не стали описывать родителей, но черно-белое фото выразило все: очень красивые люди, от них исходит свет. И память о них светлая.
Впечатлений много оставили в душе,многое близко, у меня тоже было две сестры, и старшая читала нам, а мы замирали, слушая. И плакали, как вы. Вывод один: счастье просто так не даётся, оно рождается из гармоничных отношений в семье, из душевной доброты и способности любить.
С добром, теплом, жму зелёную!

Лидия Мнацаканова   10.06.2022 00:05     Заявить о нарушении
Лида, спасибо Вам большое за понимание. Воспоминания о детстве самые приятные и близкие. Как быстротечна жизнь, а казалось, что она будет вечной. Увы. Слава Богу, у меня каждое лето гостят старшие сёстры - семья ещё, как будто, в сборе, пусть воспоминаниями… Лидочка, Вам всего самого наилучшего. С теплом и признательностью,

Людмила Алексеева 3   10.06.2022 16:51   Заявить о нарушении
На это произведение написано 13 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.