Идеал русского народа Иисус Христос
Счет годам ведет.
Этот праздник снова
К нам на двор идет
И несет с собою
Радость детских лет
И над всей землею
Проливает свет,
Старость оживляет,
Младость бережет.
Будь благословен ты,
Рождества приход!
(Архимандрит Исаакий)
Помню, в раннем детстве я часто задавал себе вопрос: есть ли Бог? И вот однажды зимой мать помыла меня в бане, укутала и отправила в избу, а сама осталась попариться. Было уже темно, дома никого не было. Я разделся, лег на кровать, лежу и думаю: вот если Бог есть, то свет в прихожей погаснет. И только подумал – свет тут же погас. Я так испугался! Отвернулся к стене, закрыл глаза, лежу не дышу. Слышу, мать заходит в избу. Я кричу: мам, свет в прихожей горит? Горит, - отвечает она. Я повернулся, смотрю – действительно горит. Вот что это было? Мне кажется, каждому человеку Бог хоть раз в жизни дает о себе знать, только мы дураки быстро забываем об этом. А если вспоминаем, то только в экстремальных ситуациях, когда возникает угроза жизни.
Вот и Александр Сергеевич Пушкин утверждает, что Бог есть. «Народ везде склонен к религии, - говорил Пушкин А .О.Россет-Смирновой. - Я хочу этим сказать, что народ чувствует, что Бог существует, что он есть высшее существо вселенной, одним словом, что Бог есть… Я, в конце концов, пришел к тому убеждению, что человек нашел Бога именно потому, что Он существует. Нельзя найти то, чего нет, даже в пластических формах – это мне внушило искусство...»
Конечно, нельзя утверждать, что Пушкин в жизни был всегда послушным и смиренным сыном церкви. Зачастую только с возрастом человек уже осознанно приходит к Богу. Так, наверное, произошло и с Пушкиным. В стихотворении «Безверие», написанном еще в лицейские годы, есть такие строки:
Напрасно вкруг себя печальный взор он водит;
Ум ищет божество, а сердце не находит.
С возрастом поэт уже и умом и сердцем стал искать Бога, стремится к нему:
Туда б, в заоблачную келью,
В соседство Бога скрыться мне.
А к концу жизни он был уже совсем другим человеком, духовный взор его уже вполне прояснился. В его творчестве все чаще появляются религиозные мотивы.
Владыко дней моих! Дух праздности унылой,
Любоначалия, змеи сокрытой сей,
И празднословия не дай душе моей.
Но дай мне зреть мои, о Боже, прегрешенья,
Да брат мой от меня не примет осужденья,
И дух смирения, терпения, любви
И целомудрия мне в сердце оживи
"Он гораздо более верующий, чем я" - сказал о своем друге Пушкине Жуковский.
А вот верил ли в Бога другой русский поэт Сергей Есенин? Мнения по этому вопросу разные и однозначно на этот вопрос трудно ответить. Мое мнение: Есенин потерял Бога и всю жизнь его искал.
Стыдно мне, что я в Бога верил.
Горько мне, что не верю теперь.
В одном из юношеских писем он писал своему задушевному другу Грише Панфилову: «Гриша, в настоящее время читаю Евангелие и нахожу в нем очень много для себя нового… Христос для меня совершенство»
Пройдет время, и он в январе 1918 года напишет «Инонию», где будут такие строки:
Тело, Христово тело,
Выплевываю изо рта.
Я думаю, не выплюнул Сергей тело Христово. Не смог он, выросший в богомольной крестьянской семье, вот так легко расстаться с Богом,
Сестра Сергея Екатерина так рассказывала об одном эпизоде из жизни Сергея:
«Когда я вошла к Сергею, он лежал с закрытыми глазами и, не открывая глаз, спросил: «Кто?» Я ответила, тихо села на маленькую скамеечку у его ног.
- Екатерина, ты веришь в Бога? – спросил Сергей.
- Верю, - ответила я.
Сергей метался в кровати, стонал и вдруг сел, отбросив одеяло. Перед кроватью висело распятье. Подняв руки, Сергей стал молиться:
«Господи, ты видишь, как я страдаю, как тяжело мне…»
А вот еще из воспоминаний переводчицы Айседоры Дункан Лолы Кинел о разговоре Есенина и Дункан.
Есенин: «Большевики запретили употреблять слово «Бог» в печати, ты знаешь?»
Дункан: «Но большевики правы. Нет Бога. Старо. Глупо»
Есенин: «Эх, Айседора! Ведь все от Бога. Поэзия и даже твои танцы».
А как он здорово защитил Христа от богохульных стихотворных нападок Демьяна Бедного!
Нет, ты, Демьян, Христа не оскорбил,
Своим пером ты не задел Его нимало —
Разбойник был, Иуда был —
Тебя лишь только не хватало!
Ты сгусток крови у креста
Копнул ноздрёй, как толстый боров,
Ты только хрюкнул на Христа,
Ефим Лакеевич Придворов[1]!
Ты совершил двойной тяжёлый грех
Своим дешёвым балаганным вздором,
Ты оскорбил поэтов вольный цех
И малый свой талант покрыл большим позором.
А русский мужичок, читая «Бедноту»,
Где «образцовый» труд печатался дуплетом,
Ещё сильней потянется к Христу,
К Единственному Истинному Свету.
Нет, не мог Сергей Есенин потерять веру в Бога. Как не мог этого сделать и другой гениальный русский поэт Михаил Лермонтов. Известный богослов Михаил Дунаев обвинил Лермонтова в кощунстве за стихи:
"И жизнь, как посмотришь
С холодным вниманьем вокруг, -
Такая пустая и глупая шутка".
«Пустая и глупая шутка» - это кощунственный вызов самому Спасителю», - заявил М.Дунаев. - Но Лермонтов на этом не останавливается, - продолжает Дунаев. – Он вдруг обращается к Творцу с молитвой, напитанной ядом насмешки, с прошением, где избыточно ощущается злобное неприятие воли Его:
За всё, за всё тебя благодарю я:
За тайные мучения страстей,
За горечь слез, отраву поцелуя,
За месть врагов и клевету друзей;
За жар души, растраченный в пустыне,
За всё, чем я обманут в жизни был...
Устрой лишь так, чтобы тебя отныне
Недолго я еще благодарил.
Здесь обвинение Творцу в несовершенстве творения, во всех бедах человеческих на земле. И все в пародийной форме «благодарности», в антимолитве с презрительной просьбой о скором прекращении «пустой и глупой шутки». Но это мнение Дунаева.
Я думаю, будет неправильно судить об отношении Лермонтова к вере только по одной этой молитве. Да и об этой молитве можно судить по-разному. И уж «злобное неприятие воли Его» в ней не просматривается. И нельзя так же сказать, что слова «пустая и глупая шутка» являются «кощунственным вызовом самому Спасителю». У Лермонтова есть и другие молитвы, которые говорят об обратном:
"Не обвиняй меня, всесильный,
И не карай меня, молю,
За то, что мрак земли могильный
С ее страстями я люблю;
За то, что редко в душу входит
Живых речей твоих струя,
За то, что в заблужденьи бродит
Мой ум далеко от тебя;
За то, что лава вдохновенья
Клокочет на груди моей;
За то, что дикие волненья
Мрачат стекло моих очей;
За то, что мир земной мне тесен,
К тебе ж проникнуть я боюсь
И часто звуком грешных песен
Я, боже, не тебе молюсь.
Но угаси сей чудный пламень,
Всесожигающий костёр,
Преобрати мне сердце в камень,
Останови голодный взор;
От страшной жажды песнопенья
Пускай, творец, освобожусь,
Тогда на тесный путь спасенья
К тебе я снова обращусь".
А вот это стихотворение о молитве, которые Лермонтов написал незадолго до своей смерти, я думаю, может написать только верующий человек:
"В минуту жизни трудную,
Теснится ль в сердце грусть;
Одну молитву чудную
Твержу я наизусть.
Есть сила благодатная
В созвучье слов живых
И дышит непонятная,
Святая прелесть в них.
С души как бремя скатится,
Сомненье далеко -
И верится, и плачется,
И так легко, легко..."
Многие великие мыслители, писатели, поэты искренне верили в Бога, и примеров этому можно приводить много.
Часто можно слышать слова: «Бог оставил нас». Бог нас не оставляет, это мы его оставляем. Грешим и тем самым удаляемся от Него все дальше и дальше. Мы обращаемся к Нему, только когда нас приспичит. Когда «Титаник» тонул, все его пассажиры в одночасье стали «верующими»: молились, просили Бога о спасении. Вот так и человечество только тогда, наверное, обратится к Богу, когда будет тонуть и захлебываться в океане своих грехов, но тогда уже будет поздно.
Друг мой, чтобы не удалиться от Бога,
Ты чаще Библию читай.
Путеводитель это твой.
В нее поглубже ты вникай,
И Божьи правила усвой.
Не лги, не мсти, не осуждай,
Пусть даже это недруг твой,
С другими так ты поступай,
Как хочешь, поступали бы с тобой.
Не суетись, не распыляйся,
Не пустословь и не кради.
От зла подальше удаляйся,
И где грешат, там не ходи.
Добра чужого не желай.
У друга не желай жены.
Страстям свободу не давай,
И где не сеял, там не жни.
Будь добрым и великодушным.
За все благодари Творца.
К злым людям будь ты равнодушным
"И не оспаривай глупца».
"Идеал русского народа - Иисус Христос", - сказал Достоевский.
С Рождеством Христовым!
Свидетельство о публикации №216010701017
С пожеланием всего хорошего
НИК
Николай Иванович Кирсанов 28.01.2016 14:35 Заявить о нарушении