Идеал русского народа Иисус Христос

Рождество Христово
Счет годам ведет.
Этот праздник снова
К нам на двор идет
И несет с собою
Радость детских лет
И над всей землею
Проливает свет,
Старость оживляет,
Младость бережет.
Будь благословен ты,
Рождества приход!
(Архимандрит Исаакий)

                Помню, в раннем детстве я часто задавал себе вопрос: есть ли Бог? И вот однажды зимой мать помыла меня в бане, укутала и отправила в избу, а сама осталась попариться. Было уже темно, дома никого не было. Я разделся, лег на кровать, лежу и думаю: вот если Бог есть, то свет в прихожей погаснет. И только подумал – свет тут же погас. Я так испугался! Отвернулся к стене, закрыл глаза, лежу не дышу. Слышу, мать заходит в избу. Я кричу: мам, свет в прихожей горит? Горит, - отвечает она. Я повернулся, смотрю – действительно горит.  Вот что это было? Мне кажется, каждому человеку Бог хоть раз в жизни дает о себе знать, только мы дураки быстро забываем об этом. А если вспоминаем, то только в экстремальных ситуациях, когда возникает угроза жизни.

               Вот и Александр Сергеевич Пушкин утверждает, что Бог есть. «Народ везде склонен к религии, - говорил Пушкин А .О.Россет-Смирновой. -  Я хочу этим сказать, что народ чувствует, что Бог существует, что он есть высшее существо вселенной, одним словом, что Бог есть… Я, в конце концов, пришел к тому убеждению, что человек нашел Бога именно потому, что Он существует. Нельзя найти то, чего нет, даже в пластических формах – это мне внушило искусство...»

               Конечно, нельзя утверждать, что Пушкин в жизни был всегда послушным и смиренным сыном церкви. Зачастую только с возрастом человек уже осознанно приходит к Богу. Так, наверное, произошло и с Пушкиным. В стихотворении «Безверие», написанном еще в лицейские годы, есть такие строки:
               Напрасно вкруг себя печальный взор он водит;
               Ум ищет божество, а сердце не находит.

              С возрастом поэт уже и умом и сердцем стал искать Бога, стремится к нему:
               Туда б, в заоблачную келью,
               В соседство Бога скрыться мне.
               А к концу жизни он был уже совсем другим человеком, духовный взор его уже вполне прояснился. В его творчестве все чаще появляются религиозные мотивы.
                Владыко дней моих! Дух праздности унылой,
                Любоначалия, змеи сокрытой сей,
                И празднословия не дай душе моей.
                Но дай мне зреть мои, о Боже, прегрешенья,
                Да брат мой от меня не примет осужденья,
                И дух смирения, терпения, любви
                И целомудрия мне в сердце оживи

                "Он гораздо более верующий, чем я" - сказал о своем друге Пушкине Жуковский.

                А вот верил ли  в Бога другой русский поэт Сергей Есенин?  Мнения по этому вопросу разные и однозначно на этот вопрос трудно ответить. Мое мнение: Есенин потерял Бога и всю жизнь его искал.
                Стыдно мне, что я в Бога верил.
                Горько мне, что не верю теперь.
                В одном из юношеских писем он писал своему задушевному другу Грише Панфилову: «Гриша, в настоящее время читаю Евангелие и нахожу в нем очень много для себя нового… Христос для меня совершенство»
                Пройдет время, и он в январе 1918 года напишет «Инонию», где будут такие строки:
                Тело, Христово тело,
                Выплевываю изо рта.

                Я думаю, не выплюнул Сергей тело Христово. Не смог он, выросший в богомольной крестьянской семье, вот так легко расстаться с Богом,
                Сестра Сергея Екатерина так рассказывала об  одном эпизоде из жизни Сергея:
                «Когда я вошла к Сергею, он лежал с закрытыми глазами и, не открывая глаз, спросил: «Кто?» Я ответила, тихо села на маленькую скамеечку у его ног.
               - Екатерина, ты веришь в Бога? – спросил Сергей.
               - Верю, - ответила я.
               Сергей метался в кровати, стонал и вдруг сел, отбросив одеяло. Перед кроватью висело распятье. Подняв руки, Сергей стал молиться:
               «Господи, ты видишь, как я страдаю, как тяжело мне…»

               А вот еще из воспоминаний переводчицы Айседоры Дункан Лолы Кинел о разговоре Есенина и Дункан.
              Есенин: «Большевики запретили употреблять слово «Бог» в печати, ты знаешь?»
              Дункан: «Но большевики правы. Нет Бога. Старо. Глупо»
              Есенин: «Эх, Айседора! Ведь все от Бога. Поэзия и даже твои танцы».

              А как он здорово защитил Христа от богохульных стихотворных нападок Демьяна Бедного!
              Нет, ты, Демьян, Христа не оскорбил,
              Своим пером ты не задел Его нимало —
              Разбойник был, Иуда был —
              Тебя лишь только не хватало!

              Ты сгусток крови у креста
              Копнул ноздрёй, как толстый боров,
              Ты только хрюкнул на Христа,
              Ефим Лакеевич Придворов[1]!

              Ты совершил двойной тяжёлый грех
              Своим дешёвым балаганным вздором,
              Ты оскорбил поэтов вольный цех
              И малый свой талант покрыл большим позором.

              А русский мужичок, читая «Бедноту»,
              Где «образцовый» труд печатался дуплетом,
              Ещё сильней потянется к Христу,
              К Единственному Истинному Свету.

              Нет, не мог Сергей Есенин потерять веру в Бога. Как не мог этого сделать и другой гениальный русский поэт Михаил Лермонтов. Известный богослов Михаил Дунаев обвинил Лермонтова в кощунстве за стихи:
              "И жизнь, как посмотришь
              С холодным вниманьем вокруг, -
              Такая пустая и глупая шутка".

              «Пустая и глупая шутка» - это кощунственный вызов самому Спасителю», - заявил М.Дунаев. - Но Лермонтов на этом не останавливается, - продолжает Дунаев. – Он вдруг обращается к Творцу с молитвой, напитанной ядом насмешки, с прошением, где избыточно ощущается злобное неприятие воли Его:
              За всё, за всё тебя благодарю я:
              За тайные мучения страстей,
              За горечь слез, отраву поцелуя,
              За месть врагов и клевету друзей;
              За жар души, растраченный в пустыне,
              За всё, чем я обманут в жизни был...
              Устрой лишь так, чтобы тебя отныне
              Недолго я еще благодарил.
            Здесь обвинение Творцу в несовершенстве творения, во всех бедах человеческих на земле. И все в пародийной форме  «благодарности», в антимолитве с презрительной просьбой о скором прекращении «пустой и глупой шутки». Но это мнение Дунаева.

              Я думаю, будет неправильно судить об отношении Лермонтова к вере только по одной этой молитве. Да и об этой молитве можно судить по-разному. И уж «злобное неприятие воли Его» в ней не просматривается. И нельзя так же сказать, что слова «пустая и глупая шутка» являются «кощунственным вызовом самому Спасителю». У Лермонтова  есть и другие молитвы, которые говорят об обратном:
"Не обвиняй меня, всесильный,
И не карай меня, молю,
За то, что мрак земли могильный
С ее страстями я люблю;
За то, что редко в душу входит
Живых речей твоих струя,
За то, что в заблужденьи бродит
Мой ум далеко от тебя;
За то, что лава вдохновенья
Клокочет на груди моей;
За то, что дикие волненья
Мрачат стекло моих очей;
За то, что мир земной мне тесен,
К тебе ж проникнуть я боюсь
И часто звуком грешных песен
Я, боже, не тебе молюсь.
Но угаси сей чудный пламень,
Всесожигающий костёр,
Преобрати мне сердце в камень,
Останови голодный взор;
От страшной жажды песнопенья
Пускай, творец, освобожусь,
Тогда на тесный путь спасенья
К тебе я снова обращусь".

               А  вот это стихотворение о молитве, которые Лермонтов написал незадолго до своей смерти, я думаю, может написать только верующий человек:
"В минуту жизни трудную,
Теснится ль в сердце грусть;
Одну молитву чудную
Твержу я наизусть.
Есть сила благодатная
В созвучье слов живых
И дышит непонятная,
Святая прелесть в них.
С души как бремя скатится,
Сомненье далеко -
И верится, и плачется,
И так легко, легко..."

             Многие великие мыслители, писатели, поэты искренне верили в Бога, и примеров этому можно приводить много.

             Часто можно слышать слова: «Бог оставил нас». Бог нас не оставляет, это мы его оставляем. Грешим и тем самым удаляемся от Него все дальше и дальше. Мы  обращаемся к Нему, только когда нас приспичит. Когда «Титаник» тонул, все его пассажиры в одночасье стали «верующими»: молились, просили Бога о спасении. Вот так и человечество только тогда, наверное, обратится к Богу, когда будет тонуть и захлебываться в океане своих грехов, но тогда уже будет поздно.

             Друг мой, чтобы не удалиться от Бога,         
                Ты чаще Библию читай. 
                Путеводитель это твой.
                В нее поглубже ты вникай,
                И Божьи правила усвой.

                Не лги, не мсти, не осуждай,
                Пусть даже это недруг твой,
                С другими так ты поступай,
                Как хочешь, поступали бы с тобой.

                Не суетись, не распыляйся,
                Не пустословь и не кради.
                От зла подальше удаляйся,
                И где грешат, там не ходи.

                Добра чужого не желай.
                У друга не желай жены.
                Страстям свободу не давай,
                И где не сеял, там не жни.

                Будь добрым и великодушным.
                За все благодари Творца.
                К злым людям будь ты равнодушным
                "И не оспаривай глупца».

                "Идеал русского народа - Иисус Христос", - сказал Достоевский.

                С Рождеством Христовым!


Рецензии
Замечательно Есенин написал!

Владимир Кокшаров   27.01.2016 22:55     Заявить о нарушении
Спасибо, Владимир, за отзыв.
С пожеланием всего хорошего
НИК

Николай Иванович Кирсанов   28.01.2016 14:35   Заявить о нарушении
На это произведение написано 13 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.