Об америке

  Каким образом могло получиться, что незаконнорожденное государство, первоначально состоявшее из авантюристов, бродяг и отбросов общества со всего света, за полторы-две сотни лет стремительно развилось, окрепло и превратилось в самую сильную на планете,богатую и промышленно развитую державу? Почему другим странам с тысячелетней и до-лее историей приходится находиться как бы в тени, на задворках и в лучшем случае лишь подражать ей в некоторых областях? Долгое время и сейчас удельный вес Америки в мире очень высок, о ней много пишут, печатают и показывают и все знают ее небоскребы и автострады, изобилие и сервис, мощь и влияние.

  Известно, что территории этой страны были грабительски захвачены, коренное население уничтожено или сослано в резервации. Но это, как бы к тому ни относиться, теперь только факт, просто свершившийся факт и ничего не поделаешь. Нынешние американцы живут уже в пространстве, отделенном от того времени несколькими поколениями и вряд ли они в ответе за прошлое.

  Когда-то в Америке, в южных ее штатах, существовало рабство, уничтоженное впоследствии гражданской войной. Долгим отголоском этой войны являлась дискриминация негров, бывших рабов. Еще в середине прошлого века во многих городах Америки, в парках, ресторанах и клубах висели таблички типа: «собакам и неграм вход воспрещен». Теперь этого нет, никаких ограничений, мэр Нью-Йорка был негром, и даже президент Барак Обама родом с африканского побережья, в нем половина негритянской крови. Времена изменились, и теперь само слово «ниггер» там под запретом, называются они афроамериканцами.

  Америка хорошо помогла нам во время войны техникой, продовольствием, сырьем. К военным же действиям она приступила, когда посчитала нужным, убедившись, скорее всего, что могут победить Германию и без ее непосредственного участия. Тем не менее это был факт реальный, облегчивший наше положение.   Когда союзные войска прижали в Арденнах, наши предприняли наступление ранее намеченного срока, сократив подготовку, чтобы их выручить. Со стороны же англо-американцев в ходе войны было предпринято несколько шагов, сказать мягко, непонятных. Зачем было  за  день до вступления  наших  войск в Дрезден превращать его в груду щебня, войск  там уже не оставалось? Или как могли американцы принимать капитуляцию Германии без нашего участия и вообще приписывать победу себе? Впрочем, те, от которых зависит большая политика, прекрасно обо всем осведомлены и от силовых действий воздерживались даже тогда, когда в одиночку владели атомной бомбой. А в побочных конфликтах, как в Корее, Вьетнаме, Египте, других, получали по носу больше.

  Неосторожные действия и высказывания очень осложняют сотрудничество и взаимопонимание. Мы знаем, что один из самых страшных врагов нашей страны, ставший президентом после Рузвельта, обрушил атомные бомбы на Японию с выраженной главной целью –устрашить Советский Союз. Это Гарри Трумэн, про него впоследствии американские же исследователи говорили, что у него способности, как у среднего клерка. Это он во время войны говорил, что если мы увидим, что побеждает Россия, то следует помогать Германии, а если перевес у Германии, то поддерживать Россию и пусть они таким образом убивают друг друга как можно больше. Хорош был и Черчилль, он тоже, никого не стесняясь, заявлял во
время войны, что желал бы видеть Гитлера в гробу, а Россию на операционном столе. При Трумэне  в 1949  году был разработан план «Дропшот». По этому плану на города  СССР должно было  упасть 300  атомных бомб, не считая всего остального. Были планы и более поздние.   Мы это помним. Но и американцы помнят высказывание Хрущева: «Мы вас закопаем». И то, как он стучал ботинком по трибуне в ООН. И вот это недоверие, а также разность интересов в различных ситуациях не дают повода для оптимизма.

  Америка сумела обеспечить своим жителям очень высокий жизненный уровень. Близки к ней в этом отношении некоторые страны Западной Европы, Австралия, Новая Зеландия, Кувейт, Саудовская Аравия, еще несколько. Население США составляет  триста миллионов человек, в упомянутых странах примерно столько же, а чтобы всем остальным народам достичь подобного уровня, следует, как минимум, мировое производство удесятерить. А оно уже приводит к экологическим катастрофам. Пока они невелики, локальны, устранимы, но там очень  хорошо понимают, что может произойти, если  весь мир приблизится к Америке, с такими же технологиями. Сейчас США дают до 50% всего мирового загрязнения и все мы так же понимаем, что может произойти, если весь мир станет сплошной Америкой. И там очень ревниво следят за малейшими успехами других стран, а уж с которыми натянутые отношения…  Вот почему сейчас, в 2014 году присоединение Крыма к России, которое по настоящему на самом деле следовало бы сделать еще двадцать три года назад, стало костью в горле у американского руководства. Казалось бы, крошечная поправка, случившаяся после развала Союза, да и Крым-то был российским до 1956 года, отдали без спроса, а сейчас лишь восстановили историческую справедливость. Но какой протест, какое неприятие, а ведь по совести все это следовало одобрить, в крайнем случае не обращать внимания. Тем более, что киевские власти за время своего владения ничего там хорошего не сделали, а лишь  довели до износа то, что успела построить Россия, это оттого, что жили там в основном русские.

  Во времена Советского Союза любые действия американского правительства вызывали неприятие со стороны наших властей и наоборот. Это «великое противостояние» дорого обошлось нашим народам, но если для Америки с ее бюджетом и ВНП, в десятки раз превосходящим наш, подобное напряжение в расходах прошло не очень заметно, то Советский Союз надорвался и погиб. Были в свое время моменты, когда не такая уж страшная уступка с нашей стороны, свободный выезд из страны евреев, могла привести к режиму благоприятствования в торговле и во многих других сферах. Тогда брежневская администрация не пошла на это. А потом уступки были просто невероятные. Всех друзей и единомышленников предали, сдали все позиции, поступились во всем, как говорится, ни за хрен собачий, а хорошими все равно не стали. То-то ликовали их советологи и кремленологи. И правильно, за такое никак нельзя уважать. Но в последние годы политика у нас становится все более последовательной, разговор с США проходит на равных и там, скрипя зубами, это признают. То унизительное, жалкое положение, в котором Россия пребывала в 90-е годы, прошло и, надо надеяться, не вернется больше.   


Рецензии