Приморское - чудо Килийщины

«РОДНЫЕ ПО ДУХУ ЗАЧАСТУЮ БЛИЖЕ, ЧЕМ РОДНЫЕ ПО КРОВИ»…

Первоначальное название села Приморское в Килийском районе на Одесщине, было - Жебрияны - жебрак (укр. нищий) + Иван, то есть «нищий Иван».
Такое название дали турки, правившие в то время в Буджаке.
Существует версия, что название Жебрияны произошло от турецкого имени Джибраил или Аджибраил. Село было основано в начале XVIII века бежавшими сюда старообрядцами (липованами), так как правившие здесь турки давали поддержку беженцам-старообрядцам и покровительствовали заселению этих земель.
Основными занятиями местных жителей являлось рыболовство и земледелие.
После присоединения Бессарабии к России в 1806-12гг. началось основательное обустройство села.
К этому времени в нем жило почти 300 старообрядцев и имелся плетнёвый храм Покрова Пресвятой Богородицы, в котором проводили богослужения собственные священник и дьяк.
Деревянная церковь во имя Казанской иконы Божьей Матери была сооружена в 1860 г., а позже, в 1876 г. – каменная колокольня.
В 1899 году старообрядцы с. Жебрияны получили разрешение начальства воздвигнуть новую церковь по проекту, утвержденному строительным отделением Бессарабского Губернского Правления.
В 1903 г. (в 1905 году) церковь была построена при непосредственном участии священника Стефана Сучкова на средства, местного населения и на пожертвования старообрядцев из России и в частности - купцов Морозовых - в церкви имеются пометки об их пожертвованиях.
Освящение церкви производил епископ Кирилл.
В начале 90-х гг. ХIХ в. в селе была открыта церковная школа.
При Советах – село получило название Приморское.
Географическое расположение региона, свободные плодородные земли, водоемы богатые рыбой, – все это привело к тому, что Южная Бессарабия стала привлекательным местом для народов.
Несколькими партиями с 1740 по 1778 год некрасовцы перешли с Кубани в плавни Дуная.
Некрасовские казаки в Бессарабии не платили налогов, но несли воинскую повинность в Турецкой империи.
В плен потомки беглых казаков не сдавались - дрались насмерть и турецкие султаны считали их своей гвардией.
Все насущные вопросы общины решали атаманы и «круг» (сбор всего взрослого населения).
Атаман избирался кругом на 1 год и осуществлял исполнительную власть.
Третья часть заработка общинников направлялась в казну на содержание школ, церквей, больных, престарелых и вооружение казаков. Судебная власть также принадлежала кругу.
Некрасовцы создали своеобразный свод законов – более 170 «заветов Игната», записанных в так называемую «Игнатову книгу».
ЗАВЕТЫ ИГНАТА(свод правил возведённых в ранг закона казаками-некрасовцами):
1. Царизму не покоряться. При царях в Россию не возвращаться.
2. С турками не соединяться, с иноверными не сообщаться. Общение с турками только по нужде (торговля, война, налоги). Ссоры с турками запрещены.
3. Высшая власть – казачий круг. Участие с 18 лет.
4. Решения круга исполняет атаман. Ему строго подчиняются.
5. Атаман избирается на год. Если провинился - смещается раньше срока.
6. Решения круга для всех обязательны. За исполнением следят все.
7. Весь заработок сдают в войсковую казну. Из нее каждый получает 2/3 заработанных денег. 1/3 идет в кош.
8. Кош делится на три части: 1 часть - войско, вооружение. 2 часть - школа, церковь. 3 часть - помощь вдовам, сиротам, старикам и др. нуждающимся.
9. Брак может быть заключён только между членами общины. За брак с иноверцами – смерть.
10. Муж жену не обижает. Она с разрешения круга может покинуть его, а мужа круг наказывает.
11. Наживать добро обязан только трудом. Настоящий казак свой труд любит.
12. За разбой, грабёж, убийство – по решению круга, - смерть.
13. За разбой и грабёж на войне – по решению круга, - смерть.
14. Шинков, кабаков – в станице не держать.
15. Казакам в солдаты дороги нет.
16. Держать, сохранять слово. Казаки и дети должны гутарить по-старому.
17. Казак казака не нанимает. Денег из рук брата не получает.
18. В посты песен мирских не петь. Можно лишь старинны.
19. Без разрешения круга, атамана казак из станицы отлучиться не может.
20. Сиротам и престарелым помогает только войско, дабы не унижать и не унижаться.
21 Личную помощь хранить в тайне.
22. В станице не должно быть нищих.
23. Все казаки держаться истинно – православной старой веры.
24. За убийство казаком казака, убийцу живым закапывать в землю.
25. Торговлей в станице не заниматься.
26. Кто торгует на стороне – 1/20 прибыли в кош.
27. Молодые почитают старших.
28. Казак должен ходить на круг после 18 лет. Если не ходит - берут штраф два раза, на третий - секут. Штраф устанавливает атаман и старшина.
29. Атамана избирать после Красной горки на год. Есаулом избирать после 30 лет. Полковником или походным атаманом – после 40 лет. Войсковым атаманом – только после 50 лет.
30. За измену мужа, ему бьют 100 плетей.
31. За измену жены - закапывать её по шею в землю.
32. За кражу бьют до смерти.
33. За кражу войскового добра - секут и горячий котел на голову.
34. Если спутался с турками – смерть.
35. За измену войску, богохульство – смерть.
36. Если сын или дочь подняли руку на родителей – смерть. За обиду старшему – плети. Младший брат на старшего руки не подъемлет, круг плетьми накажет.
37. На войне в Русских не стрелять. Против крови не ходить.
38. Стоять за малых людей.
39. С Дона выдачи нет.
40. Кто не исполняет заветов Игната, тот погибнет.
41. Если в войске не все в шапках, то в поход идти нельзя.
42. За нарушения атаманом заветов Игната - наказать и отстранить от атаманства. Если после наказания атаман не благодарит Круг «за науку» - высечь его повторно и объявить бунтовщиком.
43. Атаманство может длиться лишь три срока – власть портит человека.
44. Не держать тюрем.
45. Не выставлять в поход заместителя, а тех, кто это делает за деньги – казнить смертью как труса и предателя.
46. Виновность за любое преступление устанавливает Круг.
47. Священника, не исполняющего волю Круга – изгнать.
XIX век существенно изменил условия жизни некрасовцев.
Уже во время русско-турецкой войны 1806-1812 годов у российского руководства возникла идея привлечь их на свою сторону в борьбе с турками.
Генерал-майор Сергей Тучков вел переговоры с некрасовцами, в результате которых были изданы «письма», дарующие казакам «вечное прощение в прежних их винах против Государя и Отечества». Вследствие этого казаки переселились на левый берег Дуная, который уже находился в составе Российской империи и им предоставили значительные льготы, в т.ч. свобода исповедания своей религии.
Некрасовцы - казаки, сыграли важную роль в истории Бессарабии, основали множество поселений и церквей, стали значимой частью этого уникального региона.
"Казачья песня"         
Эх, - сударушка моя, - лучезарная!
Женушка, сердечная моя, славная!
«Берегиня» очага, – ты, хозяюшка!
Со–желаньем, уложу тебя-баюшки!
Три бабенки, - то базар, а семь,- ярмарка!
Словоблудьем не грешна, в любви жаркая….
Домостроевский устав,- соблюдаешь, - ты!
Благочестья сплав, - добра, и…. красоты!
«Любо – дорого», – в делах, - управляешься!
То обнимешь, то прильнешь, не цепляешься….
Излучаешь теплоту, ты, и нежность, -
Откликаюсь на твою, я, - сердечность!
Не казачье, все же дело,- быть у юбки!
Но у сердца, - оберег твой, - голубка!
Государевы дела,- лихо справим, мы, -
И с победой, – воротимся, - до зимы!
«Душа в душу»,- мы живем,- ты  и  я!
Пусть растет и прибавляется, - семья!
(«Казачья песня» - в сокр., автор).

Будучи десятилетним мальчиком,  я впервые отдыхал с родителями, в селе Приморское.
Живут там, хорошие, работящие, чистоплотные и гостеприимные русские люди – старообрядцы. Прекрасная, девственной чистоты – природа.
Чистое море с песчаным пляжем, стайки ставридки, много креветки, морские коньки и крабы, причудливые, неописуемо красивые, разных оттенков медузы.
Но главное – рыбалка в плавнях и  найденный массивный российский медный «пятак» 18 века, все это оставило неизгладимый след в моей душе - сибирского мальчишки.
Однако, так случилось, что у меня резко поднялась температура.
Испытывая мучительную жажду, зачерпнув воды из колодца, я увидел лик святого, как на иконе Спасителя.
После этого, я сознательно захотел, чтобы меня окрестили.
Хотя, в то время  - «деспотичного воинствующего атеизма» - это было сложно и осуждалось. Но благодаря усилиям мамы и местного священника, мы благополучно совершили эту «акцию» крещения в старообрядческой церкви Приморского.
Именно, Божья помощь и Ангела – хранителя стали моими спутниками в нелегкой, суетной и порой, опасной жизни.....
 
"Под солнцем юга!"

Лежу, среди разгоряченных солнцем, тел.
В Приморском пляж, - под солнцем юга!
Сибирский уроженец, - но всегда хотел, -
Шум моря бы, ласкал мой слух, не вьюга!
Люблю, я солнышка восхода, волшебство, -
Затона вод, - лучи его, слегка коснуться…..
Стряхнули ив плакучих ветви, колдовство, -
Давая певчим птицам знак – проснуться!
«Проснулся», - на воде, - мой поплавок!
Тяну – трофей, трепещущий на снасти….
А ну, карась дунайский, полезай в садок!
Рыбачку, сегодня ты, источник счастья!
На пляж с рыбалки – «с корабля  на бал!»
Легкую усталость, - будто«ветром сдуло!»
Другой, - полцарства – б, своего, отдал, -
«Чтоб, я так жил»! «Чтоб так, и було»!
Посреди разгоряченных, потных тел,
Бальзамов от загара - запахи, и… моря!
Лежу я, - отрешившись суетливых дел,
Светлеет аура моя,  и прогоняет горе!
Чудесен отдых! Приморский позитив, -
Впитал в себя с запасом, - без остатка!
В работу завтра «с головою в креатив!»
Сегодня же, пивка бокал, - «с устатка!»
(14.07.13г).

Курорт Приморское Килийского района сегодня – это недорогой отдых на Черном море.
Южный воздух здесь настоян на ароматах степных трав и соленых близлежащих озер.
Многочисленные базы отдыха в Приморском, занимают около шести километров песчаной пляжной зоны……..         
    
….Природа,-воссоздаст сторицей!
Целебных грязей - пойдет забор!
Приезжай, лечиться из столицы, -
Мед и чай с лечебных травок сбор!
Фруктики, винцо,  морские  рапы,
Брынза, овощи, ушица, молоко!
Приморское, то конкурент Анапы!
Другим до нас,- курортам, далеко!
  ( в сокращении, автор).

Смотрите "Легенды Ахиллии" © Copyright: Михаил Большаков, 2013
Свидетельство о публикации №213022202285


Рецензии