Размышления на выставке В. Серова31

http://www.proza.ru/2016/01/07/133

Конечно, если сравнивать рисунок с живописью Валентина Серова, то рисунок я бы назвала у него более сильным, нежели живопись.
Будь у меня возможность посетить эту выставку третий раз я бы не отказалась. Но в третий раз я бы пошла сразу в раздел графики художника. Очень уж заинтриговала меня манера его исполнения линейных набросков. Что на самом деле меня притягивает к ним сейчас?
Наверное, желание получить ответ на свой вопрос:
- Что это за две параллельные линии в его набросках так настойчиво лезут в глаза?
Словно, какая-то линейная опора, причем совсем не оправданная в набросках. Почему он так назойливо навязывает эти две линии зрителю?
Непонятно, почему обе они, практически одного звучания по силе насыщенности и повторяющемуся движению.
Прошло уже недели две с моего последнего посещения выставки. Сегодня, 7 января 2016г, когда христиане отмечают Рождество, а те две линии не выходят из головы. Они мне напоминают некие костыли, препятствующие движению фигуры. Они лишают набросок жизни.
Удивительно, но из картин, расположенных на трех этажах, не дают покоя эти две линии.
Увы...
Вероятно, они так и останутся для меня загадкой:
- зачем художник не оправдано использовал вторую линию?

- Но, где его так нашумевшая картина "Похищение Европы", написанная в 1910 году и известная в нескольких авторских вариантах?
Ведь, выставка уже подходит к заключительному финалу. Неужели я пропустила её взглядом? - недоумевающе смотрю по сторонам.

Перед глазами висит на стене огромное декоративное панно.
Нет-нет... это не мое творчество. Не цепляет.
Но, почему так пристально рассматривают зрители картины с правой стороны? Что на них?
Подхожу поближе.Читаю:
- Эскизы иллюстрации д/издания Н.И.Кутепова "Царская и императорская охота на Руси. Конец XVII и XVIII век".
В 1899 году художник приступил к созданию иллюстраций.
Но признаюсь, что я не любительница просмотра картин с вымыслом. Я предпочитаю смотреть в картинах то, что изображал очевидец тех или иных событий. На таких картинах всегда больше шанс увидеть менее искаженной историю. Хотя всяко бывает.
Кстати, точно такое же у меня отношение к литературным произведениям.
Каким бы замечательным ни было художественное произведение, я всегда остро чувствую в нем фальшь. Она-то и отталкивает меня от дальнейшего прочтения даже литературного шедевра.
Каким бы правдивым ни был литератор, художник, но в его работе всегда будет вольно или невольно присутствовать вымысел, фантазия в отображении исторического прошлого.

Поэтому я всегда предпочитаю знакомиться с реально задокументированными источниками, характеризующими отдельные фрагменты того бытия, а не материалами притянутыми за уши.
Реальная жизнь богаче информационно, нежели художественная литература состряпанная пусть даже на исторических материалах. Мало того, что время стерло истину, а тут еще и художник с литератором искажают её, перенаправляя в своё русло.

Подойдя к иллюстрациям Валентина Серова, пыталась пересилить в себе тягу к истине, рассматривая картины. Но, не смогла. Сказка, придуманная художником лезла наперед. Гнетущие, мрачные цвета оттолкнули меня от этой серии.
Одна за другой, предпринимаемые мной попытки насилия над душой всмотреться в произведения, не давали положительного результата. Душа не желала долго находиться в том пространстве.
Пришлось ей уступить.

Вот так совсем не заметно я оказалась у выхода. Здесь-то с левой стороны на всю стену была развешена серия "Похищения Европы".

- И, что в ней находят зрители? - не понимая смотрела я на блеклые картинки, повторяющие один и тот же сюжет. Варианты поиска?

Оказывается, что именно для написания этого произведения Валентин Серов в мае-июне 1907 года со своим другом художником Л.С.Бакстом путешествовал в Грецию. Они искали свое, неповторимое  в передаче всем известного греческого мифа. Поездка оказала на них значительное влияние. Прибыв с острова Крит, они все же привнесли в свое творчество нечто новое.
На выставке, посвященной 150-летию со дня рождения Серова, среди вариантов, висевших во всю стену, в центре увидела самый приятный в цветовом решении для глаз вариант. Он имел цвет. Не был замыленным. Но не брал он моё сердце, не цеплял настолько, чтобы я сказала:
- АХ!
 Внизу под картиной на полу сидели девчушки с листами бумаги и карандашами в руках. Юные художницы копировали картину "Похищение Европы".
Зачем они это делали?
Неужели она им настолько нравится, чтобы можно было сидеть на холодном полу попами и рисовать картину?
А, может дело не в том "нравится-не нравится", а в чем-то другом?
Конечно, же, в другом. В массе посетителей мой взгляд выцепил одного мужчину, напомнившего мне одного художника из виртуальной художественной среды. Это его ученики?

Думаю, что  - да. Он их учитель.
Вот и встретились два виртуальных посетителя художественного сайта.
Впрочем, не стоит долго заострять на этом внимания.
Рассмотрев картины подхожу к самому выходу.
Здесь меня поджидало другое произведение Валентина Серова "Афиша антепризы С.П.Дягилева для сезона в 1909 г в Париже. (б/цв.литография)".
Она напомнила мне мою юность, годы обучения в художественном училище, а именно ту мою сокурсницу, о которой я писала раньше, любившую творчество Валентина Серова. Имена у нас были одинаковыми, жили вместе в маленьких комнатушках на съемных квартирах года полтора, да и тяга к балету у обеих была, но проявлялась по-разному. Людмила любила рисовать балерин и была  заражена творчеством Серова уже в самом начале обучения, сразу после посещения Третьяковской галереи совместно с родителями.
Для меня же в те годы Третьяковка, Эрмитаж оставались мечтой.

Вот и вся экскурсия не только в моё прошлое через размышления на выставке Валентина Серова. Спасибо художнику за мое, в некоторой степени, духовное возрождение через воспоминания и размышления.
Но в заключении хочу заметить, что Валентин Серов до конца жизни все же продолжал учиться, как истинный художник.
Об этом я пишу в конце, как наставление начинающим художникам, что лениться никогда не надо, а тем более завидовать. Надо много, очень много работать над собой, если желаешь достичь более высокого уровня на поприще художника.

«Надо знать ремесло, рукомесло. Тогда с пути не собьешься», - говорил Валентин Серов. И я подтверждаю его слова.

Не бойтесь прослыть ремесленниками на каком-то этапе. Всегда двигайтесь вперед в своем развитии. Никогда не стойте на одном месте. Никогда не слушайте ленивцев, не стремитесь к тяп-ляпанию. В нем нет изюминки. Изюминка в сокровищнице знаний, которую начинающим еще предстоит постичь через огромный труд.
УСПЕХОВ ВАМ, МОИ ДОРОГИЕ!


Рецензии