Килийщина-Ахиллия православная

  ЛЕГЕНДЫ  ДРЕВНЕГО  ХРАМА
Килийщина всегда славилась этническим букетом населявших ее народов и их приверженность верований в Бога. В важный портовый и торговый центр, сюда издревле тянулись представители разных народов.
На Килийщине сложились традиции взаимоуважения к разным культурам и религиям. Тут,  мирно уживаются православные русские, украинцы, молдаване, а в прошлом – армяне-григориане, евреи, римо-католики и мусульмане.
Представители разных народов и конфессий не враждуют, и у них сложились даже совместные традиции и смешанные браки.
К сожалению, сейчас в городе остались только четыре действующих православных храмов и несколько протестантских молельных домов. В Килии, ныне два Покровских храма – старообрядческий и украинский – в честь почитаемой
воинством Покровы Пресвятой Богородицы.
«Покрова – защитница» - символ воинов, поэтому ее почитали также казаки - запорожские (задунайские и буджацкие) и донские (некрасовцы).Покровский собор Килии, был построен к 1836 гг., по проекту архитектора С.П. Мельникова (автора проекта площади у Потемкинской лестницы в Одессе).
Новый собор возвели рядом со старым Покровским (переустроенным из мусульманской мечети султана Баязида ІІ - 1484 года). По окончанию строительства - старый храм разобрали.
В 1895 - к собору пристроили колокольню. В таком виде Покровский храм представлен сегодня.
Старообрядческая Покровская церковь — самый большой старообрядческий храм в Одесской области. Первая старообрядческая Покровская церковь Килии была построена в 1846 году из самана (глиняных блоков, замешанных с соломой и
конским навозом и просушенных на солнце). Вокруг церкви сформировался
старообрядческий район Килии - «липоване». К 1916 гг.,  вокруг саманной церкви была построена новая - из кирпича, а старую при этом, разобрали и вынесли. К I930 пристроили новую 51 метровую колокольню. В Килии, есть еще храм – Св. Дмитрия, построенный в 19-м веке.
Раньше, в городе были четыре синагоги. Ныне, на месте главной из них, где в 1941 году были замучены много сотен килийских евреев, сооружен памятник.
Но, Легендами окружен, полуподземный храм Святого Николая.
На этом месте, византийцами еще в 11-м веке (1077 г), был построен первый православный храм в Килии - Святого Иоанна.
В 1475 году килийчане отбили попытку захвата турками крепости и города. Турецкий султан Мухаммед ІІ, называвший Килию, – «ключом центральной Европы», в 1476 году развязал войну с Молдавским царством. Килийцы героически выдержали годичную осаду… В память о их подвиге, господарь  Стефан Великий велел: «Зидати во граде Килийском храм Божий, и буде сей храм Святого иерарха Чудотворца Николая» … «Изволением Отца, поспешением Сына, Свершением Святого Духа изволил благочестивый, Христолюбивый Василь воевод, Божьей милостью господарь Земли Молдавской, повелел создать церковь средь града Килийского.
И се храм Святого Иерарха Чудотворца Николая». Надпись посвятительная, так называемое "писание" было выбито на мраморной плите, с гербом Молдовы. Возведением Храма занимался зодчий Иоан Приван – автор множества подобных храмовых сооружений. Освятили Церковь Святого Николая, 9 мая 1479 года.
Храм вновь стал главным духовным центром православных килийчан, а его
колокольня – самое высокое строение тех лет, - служила маяком для кораблей.
На турецких картах ее обозначали, как «Ноэль Килизе» – с турецкого -«Новая церковь»…
С 1484 года наступил период 322-х - летнего турецкого ига…
Килия стала турецкой райей и все богатство края отныне перешло в собственность султана.
Население - некогда свободные крестьяне края (русы и молдаване),  практически стало рабами турок – тимариотов(военнопоселенцев). Более сотни налогов, дань, повинности, поборы, грабежи. Наконец - «дань крови»: отбор у местных жителей - мальчиков – в янычарские питомники, а девочек – в гаремы, - это далеко не полный перечень «прелестей» турецкого ига.
Логическим завершением турецкого нашествия и господства явилось надругательство над чувствами православных верующих – килийчан, - разрушение церкви Святого Николая.
Но на месте развалин, уже в 1485-1489 гг. был вновь отстроен полуподземный храм Святого Николая, который сохранился до нашего времени.
В Османской империи немусульманские храмы  разрешали строить не выше 2,5 метров (высота всадника на коне с копьем). Поэтому значительная часть здания нашей церкви располагалась под землей.
В 1634 году, господарем Молдовы стал Василе Лупу – сын «Очи Волка» – султанского аги.С ним, пребывал в родстве(был зятем), Богдан Хмельницкий.
В начале княжения, Василе – активно помогал Отоманской империи, в подавлении восстаний ногайских татар, под руководством феодала Каган Темира, на юге Бессарабии. Благодаря этому, влияние Молдовы возросло – ей предоставили права торговли через Килийский порт и рыболовные угодья на Дунае.
Именно тогда, Килия начала свое материальное и духовное возрождение.
В 1640-е годы, на средства Василе Лупу, храм был реконструирован, - его выло-жили внутри и снаружи белым мрамором, привезенным из Греции. На мраморной плите, с гербом Молдовы, высечена надпись: «Изволением Отца, поспешением Сына, Свершением Святого Духа изволил благочестиивый, Христолюбивый Василь воевод, Божьей милостью господарь Земли Молдавской, повелел создать церковь средь града Килийского. И се храм Святого Иерарха Чудотворца Николая». Колокольню - построили лишь – к 1891 году.
В советское время - "воинствующего атеизма"- храм использовали как угольный склад, а потом и вовсе забросили. Мраморную облицовку сняли.
Церковный колокол использовали на местном пароме. Мальчишки-подростки облюбовали его для своих забав.......
В то время и появились многочисленные Легенды этого древнего храма.
Будучи мальчишкой, я слышал легенду о том, что кто-то, под мраморной плитой пола этого храма, обнаружил скелет с массивным золотым распятием в области грудной клетки.Это побуждало многих пацанов заниматься «раскопками», нахо-дить даже некие предметы старины. Любопытство подогревало и то, что под
мраморными плитами пола, при простукивании их, кое-где прослушивался звуки пустоты.
Ходили слухи, что в подземельях храма есть и подземные ходы даже под Дунаем. Были, там будто бы и «схроны» священников, прятавших в них  церковный инвентарь от мусульман, в период турецкого ига.
Еще более распалил страсти, слушок о якобы найденном, курсантами местной мореходки, при церковном дворе, древнего винного погреба. Педагоги училища, заметили появление неадекватно - веселых курсантов. Следы привели к находке.
В нескольких глиняных амфорах, под сургучом, вино за долгие годы приобрело состояние мармелада. Его, будто то бы и «вкушали» курсанты – «дегустаторы»!
Наши предки знали, где строить культовые сооружения и храмы.
Храмы издревле строили на местах светлых, энергетически положительных. Интуитивно, люди
тянулись в церковь. Не случайно, столько легендарных историй с этим связаны.
Как заявляют экстрасенсы и исследователи – это «Места Силы» - энергетических источников. Люди интуитивно ощущают это воздействие и стремятся в общей мо-литве донести до Бога свои чаяния. Места силы – храмы - считаются благодатны-ми, целительными, светлыми, насыщенными положительной энергетикой. Таинственные  исцеления людей от неизлечимых медициной болезней, связаны со святыми местами (монастыри, церкви, источники с освященной водой), при
полной вере в Божественную силу и молитвы.
Храмы и монастыри хранят в себе большое количество святынь, которые помогают людям в трудную минуту.
На месте нашего храма с древности - совершались различные чудеса, люди
чувствовали особую силу этого места и приходили сюда еще и еще.
В конечном итоге,древние народы Ахиллии, построили античный храм Ахилла.
Через поколения – потомки вновь устремлялись к этому поистине святому месту и вновь отстраивали храм на месте разрушенного.
В храм Святого Николая приходит множество людей помолиться, и получить кусочек ожидаемого чуда,
исцеления, провидения, которые совершаются здесь у истинно верующих людей. Большие настенные иконы – принесенные в дар храму, тоже имеют в себе удивительную силу.
У стен храма похоронены священники - особо почитаемые своей паствой, и мощи их, оказывают также благоприятное воздействие на прихожан.
Храмы – «душевно - духовные места силы» - отличаются особенной энергетикой. Именно в храмах, на душе становится легко.
Попадая в энергетический поток этого места, хочется остаться в нем как можно дольше.
В 1992 году храм общими усилиями восстановили. Тут, стараниями священника отца Михаила (Павлишина), возобновлены службы, прекрасный церковный хор, отстроена каплица для обрядов, благоустроена и благоухает цветами территория. Пол храма устлан ковровыми дорожками по местным традициям.
Меня радует, что древний храм вновь полноценно функционирует. Сюда стекаются люди всех возрастов: от стариков, до новорожденных, приносимых сюда для крещения.
Воскресные и праздничные службы, всегда проходят при заполненных прихожанами помещениях, как в прочем и в других церквях  края. Несколько мраморных плит с древними надписями, установлены на церковном дворе и в храме.
Тут нашли в свое время и несколько плит с древнеармянских надгробий.       
В храмах Килийщины, имеется большое количество великолепных икон русских иконописцев и особенно в церквях старообрядческих.
Внутри их очень много красивых и прекрасно сохранившихся росписей. Старообрядцы – «липоване» бережно, хранят свои святыни, которым молились их предки и также свои традиции.
Будучи десятилетним мальчиком,  я отдыхал с родителями, в селе Приморское.
Живут там, хорошие, работящие, чистоплотные и гостеприимные русские люди – старообрядцы. Прекрасная, девственной чистоты – природа. Чистое море с
песчаным пляжем, стайки ставридки, много креветки, морские коньки и крабы, причудливые, неописуемо красивые, разных оттенков медузы. Но главное – рыбалка в плавнях и  найденный массивный российский медный «пятак» 18 века, все это оставило неизгладимый след в моей душе - сибирского мальчишки. Однако, так случилось, что у меня резко поднялась температура. Испытывая мучительную жажду, зачерпнув воды из колодца, я увидел лик святого, как на иконе Спасителя. После этого, я сознательно захотел, чтобы меня окрестили. Хотя, в то время  - «деспотичного воинствующего атеизма» - это было сложно и осуждалось. Но благодаря усилиям мамы и местного священника, мы благополучно совершили эту «акцию» крещения в старообрядческой церкви Приморского.
Именно, Божья помощь и Ангела – хранителя стали моими спутниками в нелегкой, суетной и порой, опасной жизни.....
Пребывая в храмах - местах силы, человек ощущает подъём сил и энергии, там пропадает усталость, вселяется тонус и бодрость.
Такие места обладают свойствами, менять состояние восприятия окружающего мира и самого себя. Человек может начать слагать стихи, философствовать, оценивать свои поступки и т.п. 
Я это ощутил на себе – появилась ясность миропонимания и поступков людей, на ум приходят стихи, появляется позитивный творческий заряд.
Большинство древних и современных храмов возводились на природных местах силы, для усиления потока энергии и мысли.
По этой причине - молитвы в таких церквях, оказываются более действенными. Здесь присутствует сила – «Святой Дух», которая помогает реализовать определенные духовные задачи и цели.
Люди, интуитивно чувствуют и  приходят именно в такие храмы, чтобы обратиться в молитве к Богу, существующему в собственной душе.
Именно покаяние в грехах, вера в исцеление и исполнение желаний, помогают решить проблему,при условии чистоты помыслов!
Отмечена тенденция людей – обрести «своё» место силы, созвучное его нынешнему состоянию. Можно заметить, что ряд прихожан стремятся к «своему месту» для молитвы в храме, и у каждого есть «своя», наиболее почитаемая икона....
В Бессарабии - найдено немало стоянок первобытных людей и скифских
памятников, находящихся на природных «местах силы».
Эти многие Места Силы, равно как и Жизненосные Источники, дарующие избавление от многих болезней и различных форм одержимости – настоящие Святыни.
В местах этих - по Вере истиной, да по Покаянию души - даруется людям исцеление от онкологических, сердечно – сосудистых заболеваний и бесплодия, в других – снимаются зависимости - алкогольная и наркотическая, в третьих – от одержимости.
Пребывая в паломнической поездке, на молитве в церкви женского монастыря в Татарбунарском районе Одесщины, я видел обряд «изгнания бесов».
Священник, внешне сходный с  Г. Распутиным, очевидно обладавший огромной духовной силой, при помощи молитв, распятия и древней Библии творил чудеса и многих прихожан возвращал к истокам нормальной жизни.
Довелось увидеть, как «одержимые бабенки» при наложении на них креста – падали и бились в конвульсиях, кричали и бранились, но по завершению обряда – преображались. Удивительно, они при этом не помнили, что творят.
Хочу отметить, что монастырь расположен в живописном месте, на берегу лимана Сасык и имеет свой, освященный ключевой источник целебной воды.
В храмах, истинно верующие люди, наделяются особой атмосферой: радости, исцеления, творчества и успеха.
Веками слагали легенды, в которых конкретные места Подунавья - Бессарабии-Ахиллии называли благостными, а то и вовсе святыми.
Причем, в старинных сказаниях упоминаются даже «симптомы»,  какие появляются у людей от воздействия этих мест: проясняется в голове, зрение приобретает особую остроту, приходит чувство свежести, тело наполняется легкостью, Душа обретает внутреннюю гармонию и состояние глубокого умиротворения.
В этих местах  настолько сильная и разнообразная по информационному
воздействию энергетика, что испытываешь необыкновенную гамму состояний, светлую радость и подъем сил.
Воздействие Мест Силы отражается не только на внутреннем состоянии, но и на внешности: молодеет, становится эластичней, чище и привлекательней кожа.
В Дунайском заповеднике, в Вилковском лесу, в Приморском и многих других местах региона - есть свои «волшебные точки силы».
Однако, познавшие их люди - информацией не особо делятся, во - избежании «наездов неграмотных», жаждущих чудес туристов, порой превращающих восхитительные уголки в «мусорники».
Тем самым, места силы превращаются в «потухшие»,-из-за варварства гостей….
Кратко поведаю и о других сохранившихся и обретенных святынях Ахиллии.
В центре Измаильской крепости располагаются храмы – Святого Николая (1852) и Успения Пресвятой Богородицы (1841).
Они построены на месте одно-именных древних христианских храмов, упоминаемых впервые в 14 веке.
Достоверно известно, что в 1499 году монастырь Святого Николая уже
существовал и принадлежал одному из Афонских монастырей - Каракальскому.
В 1761 году браиловский митрополит Даниил перевел сюда кафедру - с тех пор мужской монастырь стал центром управления православной церкви на Нижнем Дунае.
В 19 веке монастырь процветал – монахи соорудили просторные кельи, новые храмы, заложили фруктовые сады и огороды.
В 1940 году монастырь закрыли, его помещения использовались под склады, сад вырубили. В 2002 году после передачи храмов и построек в управление Одесской епархии Украинской православной церкви, началось возрождение мужского монастыря.
В селе Кулевча(на Одесщине), в церкви Николая Чудотворца имеется уникальная икона - Казанская икона Божьей Матери, которая связана со знаменитой Полтавской битвой.
Ее украшают засохшие лилии, которые пускают молодые побеги и зацветают на День Святой Троицы, хотя этот праздник и не имеет установленной даты.
Ожившие цветы окутывают Пречистую с младенцем оставляя открытыми только их лики. Тут же имеется - кровоточивый список с Иверской иконы Божией Матери, прославившийся еще во времена императора-иконоборца Феофила в 829–842 годах. По легенде, когда воин ударил ее мечем, на изображении правой щеки Пречистой выступила кровь.
Копия этой иконы, кровоточит так же сильно, как и ее оригинал.
Своими чудесами известны иконы с ликом Спасителя и Почаевская, мироточивый образ Крест Голгофа; мироточивый список с Касперовской иконы Божией Матери; отпечаток на стекле иконы святителя великомученика и целителя Пантелеймона и святого великомученика Георгия Победоносца.
Старинный храм Святителя Николая в с. Шабо, на берегу Белгород-Днестровского лимана, хранит чудотворную икону «Скоропослушница» и образ Касперовской иконы Божией Матери, который постоянно обновляется.
Прихожане трепещут при созерцании кровоточащего образа «Бичевание Спасителя». Имеется ряд других старинных икон.
Это, прежде всего образ Святой Новозаветной троицы и старинный образ Святителя Николая Мирликийского.
На холме в центре Белгород - Днестровского возвышается Свято – Вознесенский кафедральный собор.
К нему ведет старинная крутая лестница. Строился собор в 1815-1820гг. на месте старого турецкого кладбища, на пожертвования местных жителей.
В нем прекрасно росписаны в греко-русском стиле стены и купола.
Вес большого колокола пожертвованного местными меценатами достигал 6 тонн. Одной из святынь собора является частица мощей Иоанна Сочавского, который пострадал за веру Православную в этих местах в 1330 г.
Другой святыней храма является  Горбовецкая икона Божией Матери – покровительница Бессарабии.
Во время ремонтных работ, тут обрушилась церковная колокольня, а от непоправимых разрушений собор спасла икона «Бичевание Спасителя», возле которой непостижимым образом остановились рухнувшие балки.
В соборе имеется рака с частицей мощей св. Иоанна Нового Сочавского.
Этим святыням нашего края, можно поклониться и почерпнуть частицу Божьей благодати, а обретенным душевным теплом - поделиться затем с близкими. Господь своими чудесами, являемыми в святынях, миро- и - кровоточащими
образами, показывает скоротечность и греховность нашей жизни, возможность покаяния и избрания пути истинного. Каждый из нас сам выбирает Путь и направление своей жизни и поступков.
Описанные мной чудеса православных храмов нашего края – это далеко не все! Уверен, что каждый прихожанин и истинно верующий, знает о чудесах «своей церкви», иконы, храма и образа……
Православная Ахиллия - Килийщина - гостеприимно встретит своих паломников!

              © Copyright: Михаил Большаков, 2013
Свидетельство о публикации №213022202285


Рецензии