Килийщина-Ахиллия - мусульманская

ЛЕГЕНДЫ МУСУЛЬМАН  АХИЛЛИИ
      
Со времен Золотой орды территорию Ахиллии(Бессарабию и Буджакские степи), стало заселять мусульманское население.
Так, средневековые Килия и  Аккерман, в то время  были городами, тесно связанными с центральной частью Золотой Орды.
Известный исследователь географии Золотой Орды В. Л. Егоров пишет:
«На протяжении первой половины XIV в. Аккерман являлся крупным морским портом Золотой Орды…
Одновременно с этим город представлял собой значительный ремесленный центр, производство которого было рассчитано не только на удовлетворение внутренних потребностей». Жилища, которые были исследованы на городище, «подчеркивают тесную связь города с центральными районами Золотой Орды. Особенно хорошо это проявляется в отдельных чертах бытового устройства жилищ».
Судя по находкам золотоордынских монет, город был оставлен монголами в 60-х годах XIV в., под постепенным натиском с севера Молдавского княжества. Культовые сооружения ислама – мечети и тюрбе.
Эвлия Челеби упоминает следующие мечети в городах Буджака: «Три квартала в Измаиле – мусульманские, а остальные населены греческими, армянскими и еврейскими реайя... Все дома, постоялые дворы, мечети, имеющие кирпичные стены и крытые черепицей, находятся в мусульманских кварталах»; «В настоящее время в крепости [Татарбунарах] имеется одна мечеть»; в Аккермане «имеется мечеть султана Баезида – это приятного вида мечеть с одним минаретом», «Из мечетей [в Аккермане] великолепна мечеть султана Баезида, старинная и простая на вид, Мечеть хана Менгли-Гирея, мечеть Ваиз-джами, мечеть султана Селима хана – все это большие отказы татарских ханов [в пользу вакфа]»; «Есть в крепости [Килии] соборная мечеть султана Баезида Вели, семь [малых] мечетей», кроме то-го, в посаде Килии «всего 17 михрабов и еще одна большая соборная мечеть, находящаяся у рынка, имеющая многочисленных прихожан.
Здание этой мечети, простое и изящное, прекрасно отделано».
Мечети в городах упоминает и другой турецкий автор XVIIIв.: «Измаил на Дунае, против Тульчи; красивый город… В городе красивый рынок, бани и мечети»; «Султаном Баезидом была выстроена [в Килие] большая мечеть. В предместии находятся старая баня и несколько богато построенных мечетей».....
В городах Ахиллии было много мечетей, для духовных потребностей турок-горожан и кочевников-ногайцев, приезжающих специально, в праздник или пятницу на намаз.
2 соборные и 24 «малые» мечети имелись во времена Эвлии Челеби в Килии -
(1 соборная султана Баезида и 7 других – в крепости; 1 соборная и 17 других – в посаде).
Несколько мечетей – в Измаиле, одна – в Татарбунарах.
В Аккермане упоминаются 4 мечети (мечеть султана Баезида, мечеть хана Менгли-Гирея, мечеть Ваиз-джами, мечеть султана Селима хана) и также в других городах Буджака – Рени и Каушанах.
Тюрбе – мавзолеи на могилах «святых» -подвижников ислама или воинов, павших в борьбе за веру (гази). Легенда об одном таком месте в Буджаке сохранилась, благодаря запискам Эвлии Челеби.
Он пишет: «Татары называют это место Мияк-гечит. Это – страшная переправа на берегу Днестра, потому что река тут подобна – морю… И [как раз] здесь находится место поклонения под названием Мияк-Баба-султан. В переводе с татарского языка это значит – «Масляный Баба».
[Говорят, что] однажды население [здешних] областей попросило одного святого [совершить] чудо. И тогда он сказал: «У меня ничего нет, и я подобен пустой торбе. Ведь для святых показать чудо так же трудно, как женщинам показать что-либо сокровенное или кому-нибудь перенестись в загробный мир.
Ступайте, агнцы, – попросил он, – ничего чудесного у меня нет».
В конце концов, не сумев избавиться от них, он в тот же момент обратился к Днестру и проговорил: «О, великая река! По повелению всевышнего Аллаха пусть течет здесь чистое желтое масло и сало». И в тот же миг по воле Аллаха по Днестру начало течь желтое масло.
Три дня и три ночи текло масло, и поверхность Черного моря покрылась маслом, и оно достигло даже Средиземного моря. Население Бендер, находившееся на берегу моря, собрало столько масла, что невозможно ни описать, ни рассказать. И когда все узнали об этом чуде, святой был уже мертв.
Его погребли на этом самом месте.
Впоследствии, здесь же, ханы прежних времен построили над каменным зданием высокий купол, который и поныне сохранился там.
Рядом погребено много тысяч мучеников и праведников».
Таким образом, ясно, что на переправе через Днестр в районе современного села Маяки(на Одесщине), находилась могила и мавзолей легендарного святого Мияк-баба-султан.
Скорее всего, именно развалины этого мавзолея были отмечены археологами, как «остатки мечети и несколько каменных строений»....
Еще об одной могиле святого, упоминает другой турецкий автор: «Третьи ворота [Килийской крепости], называемые большими, ведут на Татарский рынок.
Там между рвом и стенками находится могила, в которую люди бросают монету пар;, и если они воодушевлены истинной верой, то обязательно услышат голос, отвечающий на их вопросы».
В городах края сожительствовали, мусульмане и христиане.
Об этом сообщают практически все источники, например: «В летние месяцы в Измаиле массовое стечение народа. Здесь встречаются люди всех наций…».
На окраинах региона также, жили под турецким игом  русские-старообрядцы, украинцы, молдаване.
Но население твердо придерживалось христианских традиций и обрядности и не было фактов перехода в ислам представителей немусульманских народов в крае. Да, и гнет турецких завоевателей играл негативную роль.
Так по началу, разрушались православные церкви и храмы.
Позже, турки вынуждены были разрешить строить православные храмы, но при условии, не выше всадника с копьем – т.е. полуподземные.
Примером такого сооружения является церковь Святого Николая в Килии. Мусульманское население турки и ногайцы – кочевники отличались по культуре и обрядности.
Кочевое хозяйство, определило плохое соблюдение ими некоторых запретов ислама, в частности ногайские татары «не постятся и намаз(ас-салат), совершают нерегулярно».
Ногайцы ели конину и даже падаль: «они не брезгуют также есть мясо животных, павших от болезни»; «Если лошадь падет сама собой от какой бы то ни было болезни, они не преминут ее съесть»; «Лошадей, издохших накануне, просто или даже от болезни, они охотно употребляют в пищу, вырезав только зараженное место»; «И хотя они едят… конину, однако только тогда, когда [животные] уже пали или околевают, щадя, стало быть, здоровое стадо»; использовали в пищу кровь животных: делают «лошадям надрезы и раны, а кровь употребляют в пищу вместе с просом или отдельно»;«…если при этом находится мука, то ее размешивают с кровью руками, как свиную кровь для колбас, затем варят в горшке и едят, как большое лакомство»; «Им также очень нравится каша из муки и конской крови».
Свинину, однако, ногайцы не употребляли: «что касается свиней, то их сгоняют вечером в одно место – в ригу или другое помещение (когда совершают набег на христиан) – и затем поджигают строение с четырех сторон: это делают они из ненависти к этим животным».
Они также употребляли слабоалкогольные спиртные напитки из сквашенного молока – кумыс и айран, проса (буза) или меда и даже молочную водку араку.
Некоторые буджакские ногайцы совершали хадж.
Известно также, что маршрут паломников ногайцев Большой Орды проходил через Крым к крепостям Подунавья (Ак-Керман, Измаил, Килия).
Период расцвета ислама в Буджаке с 1484 – от захвата турками и крымскими татарами Аккермана и Килии когда возводились десятки мечетей, тюрбе, мектебе, бани, и просуществовал до 1807 гг.- времени освобождения Южной Бессарабии Россией.
До настоящего времени сохранились - минарет мечети в крепости Белгород-Днестровска и Малая мечеть в Измаиле, где располагается диорама штурма Измаила в мечети. Это самое старое из сохранившихся зданий города — ему почти 500 лет. Сооружена мечеть была во время правления  Сулеймана Великолепного – мужа украинской Роксоланы. В 19 веке мечеть была преобразована в православную церковь Воздвижения Креста. 
В этой связи, очевидно, что мусульманское наследие в Ахиллии, также имеет место.

Смотрите "Легенды Ахиллии!© Copyright: Михаил Большаков, 2013
Свидетельство о публикации №213022202285


Рецензии