Единственная и неповторимая!

Братья Глущенко
*******
Немного из воспоминаний раннего детства. Помню постыдный случай, который произошёл со мной в классе шестом-седьмом, подробности не столь важны. Важно то, что нам учитель по математике задал очень сложную задачу, рассчитывая на то, что в классе её никто, конечно, не решит, но многие попытаются, помучаются и это уже хорошо.
Я честно пыталась, но больше мучилась, чем решала, мне уж больно хотелось «разгрызть этот орешек, который не по зубам», в очередной раз «выпендриться» перед Володькой, который в тот момент мне очень нравился. Все свои мучения я продемонстрировала в тетради, и это было правильно, потому, что ход мыслей моих уловил отец, когда пришёл с работы домой.
Почему всё же теперь мне не так стыдно, потому, что тогда я уже почти подошла к решению, мне оставалось только одно, терпение, а вот его-то как раз и не хватило. Отец, как правило, по вечерам заглядывал в наши тетради и конспекты, не скрою, часто помогал. Но бывало, и нет, не хотел, чтобы для нас его помощь вошла в привычку.
В этот раз я демонстративно оставила конспект на кухонном столе, отец живо заинтересовался, поскольку математика для него была любимым предметом, классные знания высшей матемитики не раз выручали его во время войны, он был артиллеристом. Более того, он был ещё и настоящим шахматистом, однажды ему довелось сыграть против Ботвинника, являясь чемпионом гарнизона по шахматам. И в последнее время, будучи председателем «шахматного клуба имени Чигорина» Ленинградского Телецентра, поигрывал и с артистами театра, эстрады и кино, которые приезжали на студию телевидения для съёмок. Бывало, играл в шахматы с Эдитой Пьехой, она любила бывать в телецентровском кафе, а там стояли шахматные доски и в перерыве члены клуба поигрывали в шахматы. Был папиным «противником» и Вячеслав Тихонов, который нашёл отцовское с ним сходство «на все сто», доводилось и ему в перерыве между съёмками подсаживаться к отцу за шахматный столик. Отец не раз обыгрывал и самого Стржельчика, и Кириллу Лаврову не уступал, и многим другим знаменитостям. В радио-телецентре отца очень уважали и любили, он пользовался авторитетом во многих производственных и житейских вопросах. Нас он также научил играть в шахматы, мы с детства овладели искусством этой игры.
Так вот, отец заглянул в мою тетрадь, исписанную вдоль и поперёк всякими математическими формулами, заинтересовался, не стал меня будить, а своим способом решил её и аккуратно записал решение, как бы продолжил за меня. Утром встаю, глазам не верю: задача решена!
 - У-р-а! Я единственная и неповторимая!
Бросилась к телефону и начала всем подряд звонить:
 - Лида, ты решила задачу. Нет, а я решила.
Потом позвонила Юре Соколову:
 - Юра, ты, наверное, решил задачу, хочу с тобой свериться. Как не решил, а я думала, что решил. Жалко, а я вот решила. Каким способом? Нашла каким, встретимся в школе, покажу.
И так я успела обзвонить уже несколько человек, когда отец, сидящий в кухне за завтраком, заразительно засмеялся своим, только ему одному, Богом данным, смехом, и громко, но спокойно сказал:
 - Мать, ты только посмотри, наша Галка сейчас, как муха на тракторе: «…мы пахали, мы пахали!»
Для меня, его любимой дочери, эти слова прогремели как гром с ясного неба, как залп из стволов трёхсот с полста тяжёлых оружейных пушек во время Курской битвы. Я застыла с трубкой в руках. Мне так стало стыдно, что я не могла смотреть отцу даже в глаза, не то, что извинения попросить, за то, что даже спасибо не сказала ему за помощь в решении задачи. Я готова была провалиться сквозь землю за то, что начала сразу же хвастаться перед всеми своей, якобы, победой «над крепким орешком».
Эту ситуацию я запомнила на всю жизнь, случай с задачей мне стал уроком. Придя в класс, я сразу же повинилась перед теми, кого утром ввела в заблуждение. Когда преподаватель спросил:
 - Ну-с, и кто же всё-таки смог «разгрызть орешек, который не по зубам?
Я встала и ещё раз повинилась перед всем классом, так как утреннее известие, о том, что мне удалось решить задачу, к уроку математики уже успело облететь весь класс. Преподаватель помолчал с минуту, потом открыл журнал и безапелляционно заявил:
 - Подольская получает две оценки: первая за то, что самостоятельно не смогла решить задачу, но, по крайней мере, очень старалась, это доказывается Вашими, Галочка, записями в тетради. И потом, Вы сказали правду, а это важнее всего остального. За это я Вам ставлю тройку с минусом. Ну, а Вашему отцу я ставлю пятёрку с плюсом. Если взять среднее число из суммы двух слагаемых, то получится…, правильно, твёрдая четвёрка!
Все сидящие в классе и не сомневались, что Подольская останется хотя бы с «тройкой с минусом», они знали, что педагог по математике любил и уважал меня за мою «настырность», за «беспокойство характера», знал, что я не люблю отступать, пасовать и сдаваться! Это у меня от родителей по генам передалось!
Решение задачи! А разве только это? Эх, мне бы вернуть его сейчас! Если бы рядом был отец!
За всю свою жизнь я больше никогда не посмела выдать чужую, даже самую оригинальную мысль за «свою». Но до сих пор так и не могу удержаться от желания показать перед другими своё превосходство в блистательном решении, каких либо проблем, задач, целей. Я обязательно должна показать и родным, и друзьям, и коллегам, как ловко я справляюсь с той или иной проблемой! Привычка, вторая натура. Простите меня за это, но вот такая я как есть. Другой уже не буду, не имею права, отец учил нас стойкости характера.
«Всегда и во всём надо быть честным, справедливым, первым и лучшим!»
*******


Рецензии