Никодим

Не знаю почему, но с годами все с большим трепетом отношусь к событиям из своего детства.
Не перестаю удивляться свойствам памяти, как наш мозг искореняет из сознания те воспоминания, события которых невозможно объяснить логически.
Такие воспоминания из моего детства, иногда стали возвращаться ко мне уже в зрелом возрасте, буквально всколыхнув мое сознание.
Сейчас не вспомнить ни названия деревушки, ни причин по которой меня туда отправили, ни имен дальних родственников у которых гостил, но вспомнился церковный праздник. Люди со всей деревушки стекались в церковь. Церковь была старой, деревянной и перекошенной. Службы правил там отец Никодим, это единственное имя, которое я вспомнил, и уверен, что память меня не подвела.
Помню, что все были взволнованы, подходя к церкви, здороваясь и расцеловываясь - прятали глаза друг от друга.
Многие женщины не могли скрыть волнения, глаза их бегали по сторонам, а руки дрожали.
Бабки били многочисленные поклоны, и рьяно крестились, а затем утирали слезы краями повязанных на голову писаных платков.
И хотя все шли на праздник, атмосфера стояла траурно-зловещая.
Когда все жители деревни собрались в церквушке, началась служба.
Отец Никодим был худым и довольно пожилым, с длинной бородкой неопрятного вида, и длинными седыми волосами.  Ряса его была потерта и не по размеру, полы ее волочилась по деревянному скрипучему полу.
Помню, что мне все время хотелось выйти на улицу, жутко пугал - спертый воздух, запах ладана, полумрак и шепот, шепот разных людей, он звучал со всех сторон и сливался в одно большое целое.
Никодим затянул: "Яви нам, Господи, милосердие Твое..."
Дальше я томился и даже пытался выйти, но бабушка или прабабушка по какой-то из линей, крепко держала меня за руку, а когда я попытался заныть злобно шикнула на меня.
В какой-то момент мне показалось что я потеряю сознание.
Никодим тянул: "Суди меня. Боже, и вступись в тяжбу мою с народом недобрым. От человека лукавого и неправедного избави меня."
В этот момент мне стало легко, и я как бы погрузился в транс. Мой взгляд поплыл по лицам окружавших меня людей, и я понял, что они испытывали подобные ощущения.
Монотонное пение Никодима прекратилось. И я взглянул на него. Он замер посреди церкви, его лицо было искажено, глаза округлились, выражая полное безумие, а рука резко поднялась вверх указуя пальцем на иконостас.
Дальше стали происходить вещи не понятные мне тогда, как, впрочем, и сейчас, и прочно затерянные рассудком в глубинах подсознания.
Кто-то из мужиков выкрикнул: "КТО?"
"КТО? Никодимушка!" - взвизгнула грузная молодая тетка с русой толстой косой.
И уже спустя несколько секунд, все топая ногами по дощатому полу, что есть сил выкрикивали слово "КТО?,КТО?...,КТО?"
Моя бабка выпустила мою руку, и опершись о стену спиной, сползла по ней на пол, ее юбка задралась, оголив шерстяные рейтузы.
Ее стало трусить, а губы продолжали говорить в ритм толпе "кто...кто...кто...кто..."
Все это время отец Никодим так и стоял замерев, на присогнутых ногах, с поднятой вверх рукой.
Наконец он издал какой-то невнятный клокочущий звук, и начал вращается на месте, при этом опуская руку с каждым витком все ниже.
Громкие возгласы и шум начал стихать, прихожане в мгновенье от громких возгласов перешли на шёпот и сбавили ритм "кто,....,кто,....,кто...?"
Никодим стал замедлятся, его движение напомнило мне волчок из передачи "что, где, когда", я понял, что сейчас он укажет на кого-то.
Наконец он остановился ткнув пальцем в грудь деду Мише, что жил неподалеку от бабки, затем священника скрутило, он срыгнул на пол желчью и упал.
Служки и несколько мужиков под руки утащили его за алтарь, а дед Миша зло плюнув на пол , развернулся и вышел из церкви.
После этого воцарилась атмосфера радости, все улыбались, вновь били поклоны, кто-то мне сунул в руку леденец - петушок на палочке.
Мы вышли и не спешно стали идти к дому, я лизал леденец, а люди что шли рядом на перебой рассказывали истории про отца Никодима.
Я был слишком мал, но обрывки фраз, а точнее даже голоса говорящих вновь вспомнились мне:
-"Благость та какая что у нас Никодимушка есть"
-"Святой наш Никодим, святой... и ноги омывать мы ему должны, каждый день"
-"Ведь никогда не ошибался, сколько лет уж, на кого укажет тот и помрет на 9 день"
-"Жалко деда Мишу, но ведь и немолод он, а мог ведь и молодой кто быть"
-"а тот год Лизавета была, молодая, красивая, уехал она на следующий день после службы, думала спасется, так ворье ее на вокзале забило за 700 километров от дома, лучше уж дома помереть"
-"да, дома в своих стенах, да Никодиму исповедоваться, чтоб простил грехи. Святой он у нас..."


Рецензии