Суета сует. бомбей

В БОМБЕЙ прилетели поздним утром. Разместили в отеле "Натарадж". Бомбей это город, где остро осознаешь огромность, масштабность Индии в плане территории, особенно населения. В 1978г.-мой первый приезд в Индию население составляло около 800 млн человек. При приросте 15млн/год (три Питера) в 21 столетии население достигло миллиард.
БОМБЕЙ вернул себе старое название Мумбай по имени любимой индусской богини Мумбадева; значит "мать"(из древних хроник). От названия "Бомбей" (английский вариант португальского “Боя байя”, что означает "хорошая бухта") отказались в 1995г. Это город –порт.
БОМБЕЙ попал в сферу европейских интересов в 16 в. Вначале Португалия захватила несколько  островов в 1534 г. Ситуация легализуется в результате исторического казуса, когда в 1661 г. часть территории отошла Англии в качестве приданного португальской принцессе Екатерине де Бриганс, отданной замуж за Карла II. Милая история,isn't it? Как в сказке!Карл вскоре продаст приданное жены Ост-Индской Со. Сразу же появятся первые торговые фактории. Бомбей станет главным опорным пунктом на западном побережье Аравийского моря с прекрасной береговой линией, гаванью, бухтами. Жестокая конкурентная борьба между торговыми корпорациями Франции, Голландии, Англии приведет к тому, что вся морская торговля переходит в руки европейцев. Ситуация продлится столетия.
Сегодня акценты сместились, но суть осталась. Мумбай с городами-спутниками представляет самый огромный агломерат – занимает пятое место в мире по населению (более 21 млн, площадь 23 тыс.кв.км). Мужчин больше из-за постоянного притока рабочей силы из сельской местности.
Собственно Мумбай расположен на семи островах с территорией 603 кв.км и населением 12.5 млн. жителей.Объединение островов в один город произошло в 19 в. при английских губернаторах, когда Англия вышла на первые позиции в результате Семилетней войны (1753-63). Это предрешило соотношение сил в Европе.
Ост-Индская Со.контролирует производства(десятки тысяч ткачей насильно прикрепле ны к факториям), торговлю специями в Европу, опиумом в Китай. Налоговый аппарат, судебная власть, вся внутренняя структура управления подчинены английским чиновникам. Столицу переносят в Калькутту. Отсюда Англия ведет экспансию в Афганистан, Персию, Бирму, Индокитай, Восточную Африку. С аннексией Пенджаба в середине 19 в. завершается завоевание Индии.
Из личных ощущений от города в  памяти осталось чувство смятения, непонимания, как вообще такое  возможно? Городские  кварталы  непрерывных  жилых  домов  представляют сплошные трущобы, настоящие slums!.
Уличное движение не поддается описанию. Любой вид общественного транспорта перегружен: обвешан людьми, свисающими из окон, дверей, просто на поручнях...  Это броуново движение сопровождается какафонией звуков: гудков, клаксонов, свистков, крика рикш, водителей, велосипедистов. Нескончаемый вернисаж! Поверить в реальность происходящего невозможно, зрелище не для слабонервных.
Имеется метро, было всего пять станций (при таком населении даже подумать страшно оказаться в замкнутом пространстве. Не пробовала). Дороги занимают всего 10% территории Индии, остальное бездорожье. С этим мы столкнемся в полной мере.

Наши два дня в БОМБЕЕ чрезвычайно насыщены. Экскурсия по городу длится долгие часы. Кроме фотостопов включает посещения музеев, храмов, пешеходные прогулки и парки. Сильное английское влияние во всем. Главные sights, как вехи исторического прошлого: ВОРОТА ИНДИИ(Gateway of India or Rajabai Tower), возведённые по случаю  приезда в 1911г. Георга V, сына английского короля Эдуарда VII(кузена российского императора Николая II).Это монументальное сооружение из красного песчаника синтез мусульманского и индуистского стилей. Тяжелое и перегруженное деталями. Но величественно!
Музей Королевы Виктории называют Музей ПРИНЦА УЭЛЬСКОГО (Prince of Wales Museum). Музей построен по заказу внука Георга V. Названия устарели. Сегодня это самый крупный Музей Искусств Народов Индии. В памяти остался "Портрет Елизаветы", широко растиражированный. Елизавета получила трон в 1948г. после Второй Мировой  войны. Правит и поныне(более 60 лет)."Правит,но не управляет". Люблю константу! Недавно состоялось бракосочетание её внука. Вся Европа с удовольствием наблюдала за этим "чисто английским" церемониалом, традиционно сдержанным, масштабным, уважительным, демонстрирующим единство нации и власти. No extravagances! После бракосочетания внук отправился стажироваться с английским флотом в горячие точки бывшего Британского Содружества (на Мальдивы)Very comme il faut! И во-время (наконец-то нация избавится от "комплекса Дианы", матери  наследника)
В это же время русское телевидение организовало серию передач, посвященных  бракосочетаниям русских бизнесменов, эстрадных звезд, новоиспечённой элиты. Вот это был вернисаж! Типа "и мы не лыком шиты"! Соревнование в экстравагантности на фоне нищей обобранной страны выглядело совершенно неприлично! Русские дивы в невероятных платьях и брильянтах стоимостью во всё Британское Королевство, чередовались с хроникой английской свадьбы. На этом фоне английская девочка из провинции давала урок скромности, очарования, ума, хороших манер, уважения к нации и королевскому достоинству.
Лично мне стыдно за наш mauvais ton. Даже Аллочка Пугачева выглядела Золушкой (была скромно обвенчана в Русском Православном Храме в Иерусалиме). Остался вопрос: мы когда-нибудь избавимся от национальной закомплексованности?

Однако время вернуться в Музей ВИКТОРИИ.Одно полотно кисти Верещагина посвящено визиту Эдуарда VII в Индию. Этот исторический портрет парный: английский король и правитель Джайпура на слонах! Впечатляет! Огромного размера! (почти как "Медный змий" в Русском музее).
В Бомбее изобилие исторических памятников. Гордость Бомбея ВИСЯЧИЕ САДЫ(Kamla Nehru Park)разбиты на Малабарском Холме. Очень изобретательно! Холм является искусственной крышей огромных резервуаров питьевой воды, расположенных на большой глубине. Долгое время они оставались открытыми всем стихиям, пока не разбили этот занимательный парк, изобретательно наполнив его всевозможными игрушками.
Главное украшение зто променады, созданные особым способом: деревья соединены верхушками в виде pergola - получаются зеленые крытые аллеи. Кустарник подстрижен в виде животных - олени, зайцы, верблюд и даже слон. Техника достаточно сложная: каркас из металлических прутьев оплетают растущим деревцем, создавая с помощью стрижки нужную конфигурацию. В России тоже создавали такие уголки в парках летних царских резиденций как Павловск, Царское Село в этой технике, типа аркадных галерей. Из липы. Все-таки Питер не тропики. 
Однако, если бы меня спросили о самом впечатляющем зрелище в Бомбее, я бы назвала Марин Драйв (название калькируют и на хинди и на русский языки). Мне довелось видеть много портов, красивых и разных, но Марин Драйв в Бомбее вне конкуренции. Видела столько раз, и всякий раз проживаю заново. Ночью просто дух захватывает! Тропическая бархатная ночь, ты мчишься в комфортном автобусе вдоль бухты по автобану на невероятной скорости; а вокруг море огней, стягивающих овал залива, как колье на стройной женской шейке.Его называют "Queen's Necklace".Не случайно! Настоящее Ожерелье Королевы.
Марин Драйв имеет девять дорожек:пять внешних,и четыре со стороны моря,ибо пятая, самая широкая,является пешеходной(дальше пляж). Их разделяет зеленая изгородь. Зрелище на самом деле breathtaking! Cправа мягкий овал моря с  прогулочным променадом и пляжами, слева пяти-семиэтажные дома солнечной окраски. Они окантованы горизонтальными сплошными каменными поясами балконов на всех уровнях. Колониальная архитектура, рассчитанная на преуспевающих клиентов.
От Марин Драйв кварталы отделены полосой палисадников, занятых открытыми кафе, магазинчиками, бутиками, офисами. Это парадный фасад Бомбея, главный въезд в город из аэропорта.
В первый день осмотрели несколько храмов. О них расскажу позже. Разных деноминаций, они требуют specification. Второй день провели на острове ЭЛЕФАНТА. Добирались долго: вначале автобусом до пристани (9 км от города), потом на прогулочном катере (более часа в один конец). Но оно того стоит! Весь остров покрыт пещерными храмами, высеченными 1.200 лет назад в цельных скальных породах. Они представляют грандиозные скульптурные композиции - иллюстрации к жизни верховного бога Шивы и других богов индуистского пантеона. Целая эпическая поэма в камне,посвящённая древнейшему литературному памятнику "Махабхарат"10-7в.до н.э.
Верховный бог Шива - создатель, покровитель и разрушитель - all in one. Самая большая композиция в центральной части храма! Тримурти колоссальна по размерам. Это широко растиражированный горельеф с изображением Трех-Ликого Шивы, верховного бога в трех ипостасях. Ни одно даже талантливое повторение не даёт ни малейшего представления о силе и мощной энергетике этого каменного колосса.
Пещер много. Успеваешь узреть лишь малую толику. Барельефы, как праздничный ряд на иконостасе в православном Храме, служит иллюстрацией к жизни верховного бога: созидание вселенной в стремительном танце представляет многорукого Шиву - он попирает в танцевальном экстазе демона. Другие сюжеты посвящены его подвигам, семейным традициям, о разных проявлениях его божественной сути.
Европейцу трудно постигнуть чистоту замысла,принимая во внимание иное восприятие мира - христианское, с совершенно иной символикой. Мы воспринимаем индуистские барельефы почти как порно, ибо главный символ Создателя Жизни есть fallos, который присутствует во всех композициях в том или ином контексте, разных размеров и на любой вкус (иногда напоминает средневековые надолбы у ворот постоялых дворов в Европе, как те, что сохранились в Питере. Их много в Праге, особенно в Прибалтике). Индуистская мифология связывает fallos c идеей создания мира в больших и малых формах, с зарождением жизни, как таковой.
С островом Элефанта связано много красивых легенд и верований. Женщины приезжают на остров, чтобы просить Шиву о ребенке (трутся о каменный fallos). Есть в такой практике что-то дикое, от язычества. Однако совершенство форм, музыкальная пластика поз, уникальная гармония линий вносит целомудрие и смысл.
"Шива в позе Лотоса" ещё одна известная композиция. Лотос как символ чистоты, цитируют многократно и повсеместно в скульптурных украшениях и иллюстрациях. "Махабхарат" еще более развлекателен, чем Библия. 
Третий день в Бомбее свободен до самого отправления в МАДРАС в 17.30. Свободное время означает shopping. Всеобщая радость! Shopping в Индии не столькоммерческое, сколь эстетическое занятие. Россияне в 70-е годы не слишком искушённая публика, разнообразие предлагаемых ручных промыслов чистая радость. У меня  от  привычного  безденежья  заграницей выработался своеобразный иммунитет. Но рыночный вернисаж - камни, кольца, браслеты с полудрагоценными камнями, перламутром, шкатулки с инкрустацией по камню, финифть по металлу, не говоря уже о слонах и слониках из ebony, mahogany, богов, масок, амулетов…всё завораживает,всё хочется потрогать, примерить, если не купить. Насколько не терплю восточные базары, настолько душевно брожу по уличным рынкам - от индусов не ждешь зла. Кастовость у них в крови. Здесь ты чувствуешь себя белым человеком. Непротивление злу - это национальная мудрость.
Худшее может случиться, если подашь милостыню (что категорически делать нельзя).  Тем самым нарушаешь равновесие.Одну туристку пришлось спасать-она имела глупость дать девочке карандаши. В мгновение ока оказалась обвешена десятками детей - ни уйти,ни скрыться,ни оторвать от себя.Попрошайничество-профессия,но не воровство. Это честный способ заработать на жизнь. Русские смотрятся в Индии, как очень благополучные преуспевающие туристы.
Один шахтер из Карагандинской группы успел за пару дней раздать все, что имел: детские книжки, шоколад, игрушки, включая свои 25$. Подходит ко мне через пару дней такой гарный голубоглазый хлопец и просит отправить его домой: "прямо сейчас, больше не могу видеть все это". Объясняет, что собирался провести отпуск с женой на Полтавщине. Его как передовика отправили в загранпоездку, чтобы "мир посмотреть". "Ну вот посмотрел, как младенцы ползают по асфальту." Пытаюсь объяснить,что"вас прислали сюда не исправлять социальное положение,а знакомиться с культурой"... ну и в таком духе. Все равно рейсов на Россию нет, возвращения домой не предвидится. Говорю: "ходите рядом, запоминайте, чтобы дома рассказать".
При прощании в аэропорту Григорий благодарит, что не отправила домой: "Я так много понял". Интересно, что Григорий думает сегодня про родную Полтавщину. Двадцать лет перестройки обанкротили его малую родину, обнулили все благородные порывы его большой души.


Рецензии