29. Временная структура Я эмпирический субъект и а

§ 29. Временная структура Я: эмпирический субъект и абсолютный субъект

Итак, сознание различает время, потому что само есть в каждый миг нечто себе не тождественное, т. е. длящееся. А поскольку сознание всегда чье-то сознание, т. е. принадлежит субъекту, постольку проблема времени сопряжена с проблемой субъекта. Здесь необходимо сделать ряд важных замечаний и уточнений, касающихся особенности темпорального устроения субъекта.

1. Эмпирический субъект, т. е. субъект любых актов восприятия, сознания и творчества, проистекающих во времени и составляющих его содержание, есть всегда уже бытие в прошлом, бытие в «уже не», бытие-след, поскольку темпоральная форма этих актов раскрывается в чувственном восприятии и логическом постижении времени. Чувственное восприятие ограничено способностью органов чувств и пределами скорости восприятия. Логические акты, любые логические операции различающего сознания сами развертываются последовательно, т. е. во времени. Таким образом, если мы размышляем о некотором предмете, мы размышляем о его следе, так как сам предмет уже существует в новом моменте и не существует в предыдущем. Потому попытка охватить сознанием предмет одновременно (т. е. a1t1th1) обречена на неудачу; в темпоральном смысле, говоря о предмете «настоящего», мы тем самым утверждаем его отсутствие в настоящем, т. е. небытие. Проще говоря, явление не наличествует в «настоящем», схваченном сознанием через восприятие и осознание (логические акты). Такое опосредование превращает явление в его знак. Подобным образом дело обстоит, когда различающее сознание – инструмент эмпирического субъекта – пытается осуществить самопостижение, зафиксировать и обозначить ускользающую реальность непрерывно изменяющегося самого себя. Тщетно стремление эмпирического субъекта познать «сложное проникновение тысячи различных переживаний, которые уже больше не существуют в момент, когда мы их обозначаем словами» [1, с. 777-778]. «Рефлексия – пишет А.Г. Черняков – никогда не может “высвободиться” из абсолютного течения абсолютного потока, она сама совершается в потоке и нуждается в ретенциональном отстранении, ретенциональной модификации сознания, чтобы положить сознание как предмет. Предметом рефлексии служит всегда “прошлое сознание”» [2, с. 344]. Таким образом, эмпирический субъект существует среди знаков, «знакосфера» – среда его существования, делающая его всегда бытием-в-прошлом, потому что знак, как справедливо утверждает Ж. Деррида, – «представляет присутствующее в его отсутствии» [3, с. 31].

2. Абсолютный субъект, т. е. изначальный носитель субъект-объектных отношений, формой бытия которого является вечное пассивное свидетельствование, являет собой условие активности эмпирического субъекта и представляет длящееся теперь-бытие, актуальное в каждое мгновение. Благодаря абсолютному субъекту человек существует в актуальном наличном бытии, а не есть целиком бытие-в-прошлом и бытие-след. Вечное теперь-бытие абсолютного субъекта принципиально недискурсируемо, поскольку его чувственное восприятие невозможно, а логические операции различающего сознания познают лишь след. Отсюда и принципиальная невозможность рационального дискурсивного самопознания абсолютного субъекта. Этот принцип выражается в примерах о невозможности увидеть из окна самого себя, идущего на улице, или о попытке поднять самого себя за волосы. Абсолютный субъект подобен глазу, который не способен увидеть сам себя. Любой познавательный акт эмпирического субъекта предполагает наличие абсолютного субъекта. Память, являясь достоянием эмпирического субъекта, представляет собой целостное явление и объединяет опыт субъекта именно благодаря тому, что абсолютный субъект содержится в каждом опытном акте. Парадоксальным образом, абсолютный субъект «обнаруживается» эмпирическим везде – так как он есть условие функционирования последнего, – и нигде – поскольку объективировать его, схватить его эмпирически посредством чувств и логических операций невозможно. Познать в обычном смысле слова абсолютный субъект невозможно. Его можно постичь посредством некоего «внутреннего чувства», посредством интуиции. Постижение – «самораскрытие» абсолютного субъекта как бытия человека возможно в состоянии «таковости», культивированию которого посвящены практики западных и восточных психотерапевтических, мистических и религиозно-философских течений. Более того, по мнению Л. Витгенштейна, мистическое чувствование мира как целого есть его созерцание с точки зрения вечности (sub specie aeterni) [4, с. 114]. При этом под вечностью понимается не бесконечная временная длительность, а безвременность пребывания в настоящем. Абсолютный субъект и является вечно-пребывающим-в-настоящем.

Итак, темпоральная специфика субъективного включает две части: эмпирического субъекта, постигающего время посредством перцепций и логических актов, самого развертывающегося во времени, способного устремляться в будущее и вспоминать прошлое, и абсолютного субъекта, постигающего время интуитивно посредством самораскрытия, так как абсолютный субъект и есть настоящее «теперь», т. е. актуальное бытие субъекта. Абсолютный субъект вечен в том смысле, что он содержится в каждом моменте изменяющегося бытия, сам по себе оставаясь неизменным. Для него нет ни прошлого, ни будущего, а есть только само бытие в своей данности, таковости.

--

1. Бергсон А. Непосредственные данные сознания // Бергсон А. Творческая эволюция. Материя и память. Мн.: Харвест, 1999.
2. Черняков А.Г. Онтология времени. Бытие и время в философии Аристотеля, Гуссерля и Хайдеггера. СПб.: Высшая религиозно-философская школа, 2001.
3. Деррида Ж. Поля философии. М.: Академический Проект, 2012.
4. Витгенштейн Л. Логико-философский трактат. М.: ОЛМА Медиа Групп, 2007.


Рецензии
Ещё раз подчеркну актуальность выбранной темы. Из данного исследования, одной ключевой фразой, что "проблема времени сопряжена с проблемой субъекта", можно разочаровать напрасно мятущиеся умы в попытке создать некую машину времени или, применимо для пространства, аппарат по телепортации. Если такие "изобретения" и возможны гипотетически, то даже тогда они будут не для всех. В некой "диспропорции"(если подходит это слово) времени объективного и субъективного, т.н. "таковости" скрыта колоссальная энергия, это применимо и к связке с пространством, или даже более к их упразднению, все эти попытки увидеть-созерцать философами прошлого т.н. "чтойность" предмета. Древние, как я предполагаю, и более великие люди со своей отличной от нашей формой мышления и могли создать удивительные вещи, например мегалиты. Я даже смею предполагать, что пирамиды были вовсе не "египетские" в обще распространённом мнении - египтяне были лишь их хранителями.
Ещё касательно времени, то существуют даже некие предположения-догадки, что т.н. "феномен самовозгорания" людей, когда нетронутой остаётся одежда, как раз и связано с разрывом, а точнее с неким "замыканием" внутреннего и внешнего времени, с высвобождением некой энергии. Тема эта настолько сложна для понимания, настолько интересна и нераспахана.
В написании кандидатской желаю успехов, а в жизни удач!
С уважением, ЭФ.

Эдуард Фетисов   08.01.2016 13:00     Заявить о нарушении
Полностью согласен, что тема сложная, интересная и неосвоенная. Более того, в некотором смысле "запретная", потому что ее экзотичность, если можно так сказать, приближает ее к упомянутым явлениям мегалитов, самовозгорания и т.п. А подобные малоизученные явления обычно относят к сфере интереса различных "паранаук". Во всех этих случаях, при изучении подобных вещей, нужна смелость и особая бдительность разума. Потому что здесь, с одной стороны, некоторые вещи нельзя отрицать, оставаясь в сфере разума, а другие - нельзя принимать, дабы не быть осмеянным. Об этом, кстати, Кант предупреждал в "Грёзах духовидца". Сам Кант показал хороший пример такой смелости, когда взялся писать о видениях Сведенборга. И пусть в этой небольшой работе он его беспощадно критиковал, все-таки его целью была не критика, а установление границ познания. Поэтому обращение к подобным темам может быть чрезвычайно полезно.
Да, кстати, Эдуард, забыл упомянуть - кандидатскую я уже защитил, в декабре 2014 года. В 2015 подтвердили. И я решил опубликовать материалы диссертации, еще и потому, что рецензенты, члены совета и все, кто знакомился с текстом, говорили о большом интересе, вызываемом работой и темой в целом. А это радует.
С уважением,

Павел Гордеев   04.02.2016 16:25   Заявить о нарушении