Рождество Твое, Христе Боже наш...

Рождество Твое Христе Боже наш...
Рождество Твое, Христе Боже наш, возсия мирови свет разума, в нем бо звездам служащии звездою учахуся Тебе кланятися, Солнцу правды, и Тебе ведети с высоты Востока. Господи, слава Тебе!

Очень жаль, что у нас в стране все так перепутано..
Во время рождественского поста – прямо поперек- Новый Год со всяческим изобилием и Новогодней торжественностью..То есть -Страна ЛИКУЕТ)
Потом как-то абсолютно обезличенный Великий Праздник Рождества,..совершенно затертый. вливающийся в общее дозволенное новогоднее безделие..
И потом –классика -Старый Новый Год..
И все так давно- кем-то ОЧЕНЬ ВАЖНЫМ - положено, так все и идет..
Где уж там верующим удержаться от соблазна всеобщего ликования и праздничных салютов!
И все-таки, мои дорогие, скажу я Вам, что все это реально существует..
И таинство Великого Сочельника.
И Таинство Великой Рождественской Ночи..
Ведь ,действительно, Христос рождается -славите..
6 января.
.Как быстрый водоворот дней и событий нас перенес в это потрясающее Предрождествие..
Шестого я была абсолютно не в праздничном, и не в предпраздничном настроении. Поста я не соблюдала.
Из-за бесконечной занятости своими подготовительными работами к Гос. Экзаменам и, особенно, к диплому, который меня просто вымотал.
Ну, представьте. Если человек .очень увлеченно занимается каким-то делом сам, перепахивает горы литературы, находит ОГРОМНОЕ количество интересующих его конструкций, ослепнув от компьютера…Получает любопытные и неожиданные результаты..
А вот изложить, «lege artis”, то есть . по всем правилам искусства- написания дипломной работы – не получается..
Ну, вообщем, дело это- хлопотное и требует особого призвания к такого сорта работам.
Мне вообще трудно умещаться в какие-то особые рамки или принадлежать к какой-либо категории.
Вот, именно шестого, я и находилась в состоянии некой « истерзанности» и моральной угнетенности в связи с этим..
Столько сделано…,а «воз и ныне там».
А ты- с «рулонами примеров».которые ,действительно, как говорит мой научный руководитель и гениальный  Учитель по английской грамматике, Ксения Сергеевна Кемова, ни один  в «своем уме находящийся человек», просто даже и читать не будет!
И где –то, после этих  весьма многочисленных и никак не комментируемых примеров. какой-то скромно-неубедительный вывод..
До которого этот читатель, просто не дойдет. не «замылив глаз» или не ослепнув и не отупев -«А вообще о чем речь-то?
Безусловно, намучилась она со мной «зверски»..
Очень опрометчиво положившись на наличие у меня «здравого смысла»….
Ну, конец уже близок..но Какой.. и КАКОЙ ценой??
И тут, продолжая что-то корректировать и уже почти не находя общего языка со своим Учителем(что не удивительно),которая ,испробовав все методы логического вразумления, перешла к резкой критике, завершив все фразой, что, видимо.у нас разное понятие о логической связи..
Надо сказать , что Ксения Сергеевна -ОЧЕНЬ близкий  и дорогой мне человек, который меня и научил-то грамматике, научил думать в грамматике, понимать и залезать в самые трудно доступные и трудно -понимаемые понятия, не блефовать, а разбираться -почему так?
Дал мне все то, что вообще можно только дать.. И не только в грамматике.
Все мои гениальные педагоги -уже  пришли на Кемовский фундамент.
Они совершенствовали. Оттачивали. Вели меня в бесконечное «Дальше»..
Но  фундамент-то у меня -КЕМОВСКИЙ.
Я надеюсь ,что вся эта «прелюдия» к совершенно другой теме, поможет  Вам понять. каково было мне  в начавшийся Сочельник.
Я подошла к окну и, в очередной раз поразилась тому, КАК мы живем..
За окном - настоящая  рождественская Сказка!
Уже вечереет..
Я вдруг вспомнила то, далекое мое, «сибирское время»… Ту, заснеженную абсолютно белым  снегом,  Сибирь..
И там, в Сибири, сохранились сочельниковские и рождественские Колядки..
В Сибири, да и  на Западной Украине. я слышала, этот необычайно сказочный обряд сохранился..
Там колядуют…
Я как-то заставила отложить все эти бесконечные мирские дела и решила отправиться в Храм Святителя Николая, что на Маросейке..
Так захотелось приобщиться к этому Святому Таинству Рождества Христова. приложиться к святым мощам Великого  московского Старца-Алексея Мечева..
Такого доброго и сильного помощника, и ВСЕГДА доступного всем «с верою притекающим»..
 Я люблю этот старинный и добрый Храм..Там  истинный Христов Дух пребывает..
Поехала я туда поздно..К окончанию вечерней службы…
Но Господь слышит сердце. И я успела..
Вошла, подала записочки на праздничную литургию,  заказала псалтирь, и сразу же -попадаю на молебен у святых мощей Алексия.
Отслужили молебен..Сердце затрепетало и заплакало.
Но я еще поднялась на второй этаж, чтобы приложиться к чудотворной иконе Феодоровской Божией Матери..
И к Рождественской праздничной иконе..
Ну и там -все мои покровители и заступники..Святитель Николай, святитель Спиридон, Св.Иоанн Кронштадский, блаженная Ксенюшка Петербургская, блаженная Матрона Московская .,Илия пророче..
В храме было  удивительно красиво .торжественно и тихо..
Все внимали предстоящему Великому Таинству -Рождения Христа..
Бесшумно проходила исповедь..
И меня, как будто кто-то, невидимой рукою, повернул и поставил в очередь на исповедь.
Исповедующихся  было немного..
Батюшка начал  меня исповедывать..
И во время исповеди у меня  неожиданно вырвались из сердца такие рыдания..на весь храм..
Даже батюшка меня  стал успокаивать и благословил..
Я выходила из Храма с легким сердцем…
Нырнула в метро и поехала домой в комфортно-полупустом вагончике.
Усевшись, привычно достала Акафист ,почитать..Тем более. такое молитвенное состояние сохранялось..
Начала я читать Акафист Матери Божией «Песчанская».
Акафист очень длинный. но, читая его уже во второй раз, я замечаю, насколько мне «сладостно» его читать..
Я ни разу вот такого чувства не испытывала..Мне хотелось тщательно, а не впопыхах, проговаривать все слова, словно бы «петь его» хотелось..
И я вспомнила вот это слово  «сладость»..
Это состояние не было мне привычным.. и знакомым.
В этот раз я тоже его ощутила..и не только это.
Я неожиданно почувствовала там, в метро, сильнейший запах ладана.
Сначала я не обратила на него внимания.
Когда я продолжила читать, меня, словно  волной, окутало эти ароматом.
Тут я прервалась и уставилась на соседку рядом..
Возле меня сидела пожилая милая женщина в шубке..Мне подумалось, что ,видимо ,она -тоже из Храма..
Вот было же «елеопомазание», как обычно бывает перед большими праздниками.
Когда запах ладана  возобновился , я подумала:
-Может быть, у нее такие духи, пахнущие елеем?
-Ну, зачем тогда так сильно душиться?!..
-А может быть, она доставала платочек, надушенный?
Поезд шел.
Я, перестав думать б этом,  уткнулась в Акафист, продолжая его читать полушепотом
В метро можно и вполголоса читать -все равно за гулом не слышно..
Несколько раз усиливался и ослабевал этот удивительный аромат.
Тогда я прицельно начала «принюхиваться» к этой женщине..(Представляете, как это могло выглядеть со стороны?)
Но никакого запаха не было. Она вообще оказалась одной из тех пожилых» бабулек» , к которым само слово-«духи» или «косметика»-не приставить никак..
Я же пребывала в каком-то блаженно-спокойном состоянии..Словно в колыбели..
-«Посещение» -подумалось мне..
Но на этом Чудеса моего Сочельника и этой Великой Ночи –не закончились..
Они только начинались…

Заехав домой, приготовившись к причастию , я уже в одиннадцать вечера пошла в свой ближайший Храм, маленький Храм в часть Архангела Михаила..Уже «зазвонили» к  Рождественской..
Я шла по улице,..и тихо падал снег.
Он опускался на землю крупными. пышными снежинками..
Я шла по дороге, усыпанной искрящимися алмазами, таинственно сверкающими при мягком свете уличных фонарей..
Вот такой еще бывает дорога к Храму, ..в Рождество.
На улицах было очень тихо..Только разноцветные окошки –огоньки  многоэтажек и переливчатые новогодние гирлянды говорили о том, что там -дома- не спят..
Я подошла к Храму, когда служба уже началась..
Церквушечка наша маленькая и не рассчитана на большое количество прихожан..
Перекрестившись, я попыталась открыть  входную дверь..Но она не открывалась полностью, из-за большого количества народа.
Большого -для этого маленького Храма.
Через стекло входной двери мне улыбалось лицо такой приветливой и доброй, полной женщины..Ей так хотелось меня впустить..Меня это согрело.
Она рукой меня приглашала. Но ,я ей ответила жестом -пусть все останется так, как есть..
И начало. самое начало службы, у меня проходило - в дверях Храма.
Но как-то очень быстро и оказалась внутри, прямо перед алтарем.
Храм был украшен елочками, на которых, как когда-то давно  на Руси, а может быть, и в моем далеком детстве, висели конфеты, гирлянды из маленьких настоящих сушек, самодельные елочные игрушки..
Я ничего подобного давно не ощущала. Я была у себя ДОМА..И прихожане -мои домашние..И батюшки – отец Александр и отец Николай- такие родные и дорогие.
В храме было удивительно тепло и уютно..
Закончилось первое вечернее Богослужение.
Потом было помазание елеем с таким необыкновенно нежным и свеже -цветочным ароматом..
Я  не знаю таких цветов, с таким ароматом.
Сначала подумалось- ландыш..Но нет..Это не запах ландыша..
И батюшка Николай сказал, очень по-доброму и хорошо как-то, по –пастырски :
-Закончилась вечерняя служба, дорогие братья и сестры!
-Кто устал - могут причаститься завтра.
-А у кого силы есть-начинаем Рождественскую Литургию.

В этот момент в меня Господь, как будто, вложил новые силы..
Какая-то удивительная Радость- «до слез» захлестнула меня.
Я вдруг ощутила необыкновенную торжественность и СВЯТОСТЬ того, что будет происходить здесь.
Здесь- «Христос рождается -славите!»
И я действительно СЛАВИЛА РОЖДЕНИЕ ХРИСТА!!!
Я не могу передать словами то, что происходило во время службы.
Каждый раз ,бывая на богослужении, я ощущала  близость ко мне святых, я чувствовала .что меня слышат..
Но ,при этом, всегда ощущала себя ,стоящей на земле..
Покаянной,  плачущей, но.. на Земле..
На этот раз со мной происходило НЕЧТО..
Когда запели Херувимскую..
Я просто закрыла лицо руками от  того,    просто невероятного, увиденного и прочувствованного мною..
Я чисто физически ощутила, как весь этот столп наших молитв начал медленно и торжественно подниматься с Херувимами вверх ..к Божьему Престолу..
Я НИКОГДА не видела ТАКОГО…Перед величием ТОГО, что происходило на этой службе, можно было только пасть ниц..
Я вдруг абсолютно четко и ясно поняла, ЧТО происходит на этой службе..
Сердечными очами увидела..
Служба шла- самая красивая ее часть-Литургия Верных -когда претворяется  Благодатью Духа Святого хлеб и вино- в плоть и кровь Христа.
Шла на одном дыхании..
Мы все были в одном Духе, объятые  этой сильной, пылающей храмовой молитвой Рождественской Службы..
Это было одно ТЕЛО и ОДНИ УСТА..
И ОДИН звучащий ангельский голос Клироса..
Я причастилась.
Начались благодарственные молитвы..
А мне хотелось оставаться в храме..
Служба кончилась..
Я с удивлением почувствовала, что совершенно не устала. В теле была какая-то необычайная внутренняя легкость..
Я снова обратила внимание на простое убранство Храма..
Стояли замечательные рождественские елочки..такие трогательные и настоящие..
Подойдя к батюшке Александру .я , неожиданно для себя, начала его благодарить за такую службу..
Получив благословение, я снова отошла, чтобы дослушать благодарственные молитвы..
Наконец, мы стали подходить ко Кресту..
Но в это мгновение  раздались какие-то ангельские, чистые рождественские песнопения.. на украинском языке..
Как же чудно они пели..Какое же это было ЗВУЧАНИЕ…
И  я так ясно и сердцем поняла. что Русь-то КИЕВСКАЯ,,,
Мы все не выходили из храма.
Служба уже закончилась.
А мы, как завороженные, не могли двинуться с места..
 И  у меня в голове  так ясно зазвучали слова великого А.Блока:
Девушка пела в церковном хоре
О всех усталых в чужом краю,
О всех кораблях, ушедших в море,
О всех, забывших радость свою.

Так пел ее голос, летящий в купол,
И луч сиял на белом плече,
И каждый из мрака смотрел и слушал,
Как белое платье пело в луче.

И всем казалось, что радость будет,
Что в тихой заводи все корабли,
Что на чужбине усталые люди
Светлую жизнь себе обрели.

И голос был сладок, и луч был тонок,
И только высоко, у царских врат,
Причастный Тайнам, - плакал ребенок
О том, что никто не придет назад.

По моему лицу текли слезы, я не могла их остановить..

Лица у всех были светлыми и торжественными..
Такое вразумление получить от Господа и Пречистой Его Матери..
А мы стояли и слушали..И лились рождественские песнопения на ласковом украинском языке, наполняя Храм и наши сердца  чем-то Очень для нас ВАЖНЫМ..
Наконец. Песнопения стихли..
Мы начали расходиться..

Мне показалось, что на улице тепло..
Тихо шел снег..
А  в самом сердце моем пелось:

Рождество Твое, Христе Боже наш, возсия мирови свет разума, в нем бо звездам служащии звездою учахуся Тебе кланятися, Солнцу правды, и Тебе ведети с высоты Востока. Господи, слава Тебе!


 


Рецензии
Елена, мне понравилась минатюра. Она зацепила тем, что через сердце пропущено каждое слово. Вы передали тепло, свет, запах ладана, песнопения в церкви и в сердце так, что я ощутила их. Проникновенно написано, с любовью. Спасибо Вам за " ....я так ясно и сердцем поняла, что Русь-то КИЕВСКАЯ!" и за строки- "песнопения" Александра Блока, как они к месту!!!!! И спасибо за Ваши слёзы радости...
С Сочельником! И с Наступающим Рождеством Вас! Радости, счастья, тепла, добра! Мира в душе и на Земле!
С признательностью и телом, - Лидия.

Лидия Парамонова -Фокина   06.01.2019 13:46     Заявить о нарушении
С Великим праздником Рождества Христова,дорогая моя Лидия!А я собираюсь на Рождественскую Литургию!За Вас тоже буде молиться,дорогая моя Лидия...
Благодарю Вас!
С любовью

Елена Пытьева   06.01.2019 20:56   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 3 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.