Операция Полюс. Высокоширотные воздушные экспедици

    Широко известны достижения Советского Союза в покорении Северного полюса:    год 1937-й - высадка дрейфующей станции "СП-1", год 1962-й - поход атомной подлодки "Ленинский комсомол", год 1977-й - плавание ледокола "Арктика". А ведь второй наш десант ступил на "вершину планеты" еще весной 1948 года. Причина, по которой столь неординарное событие оставалось неизвестным, проста: высадка на полюс была частью крупномасштабной военной операции, проведённой на материке, островах и дрейфующих льдах в гигантском треугольнике "Амдерма - Чукотка - полюс". Именно в те годы  наши новейшие боевые машины - тяжелые бомбардировщики Ту-4 и истребители Ла-11  достигли полюса.
 
   Перед высокоширотными экспедициями "Север" - под таким кодовым названием операции 1948 - 1952 г.г. значились в секретных документах - была поставлена задача провести комплексные научные исследования труднодоступных районов Центрального полярного бассейна. Тематический план экспедиционных работ был утвержден секретным постановлением Совета Министров и включал изучение как практических вопросов обеспечения уверенного самолетовождения и плавания на трассе Севморпути, так и теоретических проблем океанографии, физики атмосферы, геомагнитного поля и истинной фигуры Земли. Целью военно-технической подпрограммы операции было первоначальное освоение арктического театра военных действий: определение возможности базирования и действий боевой авиации и сухопутных войск во льдах и на побережье Ледовитого океана, а так же испытания новой техники (самолетов, аппаратуры навигации и связи, систем бомбометания, методов минно-взрывных работ, способов и средств маскировки и т.п.). Не минуло и трех лет после парада Победы, как СССР начал, по сути, готовиться к полномасштабным боевым действиям в Заполярье. Вероятный противник - Соединенные Штаты, наш недавний союзник по антигитлеровской коалиции...
   
        ПРОТИВОСТОЯНИЕ  БЫВШИХ  СОЮЗНИКОВ   
  Когда 30 апреля 45-го передовые части советских и американских войск встретились на берегу Эльбы, солдатские рукопожатия были совершенно искренними. Три месяца спустя, нанеся атомные удары по Хиросиме и Нагасаки, США недвусмысленно показали, кто отныне намерен диктовать миру свою волю. У Советского Союза не оставалось иного выбора, как держать порох сухим. "Холодная война" пришла и в Арктику. Уже с 1946-го года бомбардировщики В-29 ВВС США в рамках операции "Ptarmigan” начинают регулярные разведывательные полеты к полюсу, создавая банк данных для метеорологического и навигационного обеспечения полетов стратегической авиации. ВМФ создает крупную научную лабораторию на мысе Барроу (Аляска). Летом 1946 г. отряд подводных лодок США входит в Чукотское море, затем здесь же на подлодках "Борфиш" и "Кэрп" опробуется эхоледомер - прибор для плавания подо льдом и поиска полыньи для всплытия. Зимой 1948 г. на Аляске проводятся крупные военно-воздушные учения, в ходе которых проходят испытания реактивного истребителя арктической модификации и высадка парашютного десанта. Реконструируются аэродромы в Номе и Галене, а авиабаза Форт Уэйнврайт (Wainwrighte) под Фербэнксом в 1947 г. переоборудуется под базирование тяжелых бомбардировщиков, которые начинают регулярные патрульные полеты вдоль наших границ...
    Авиабаза эта (тогда она называлась Лэдд-Филд (Ladd Field) и сам городок были знакомы нашим полярным летчикам еще с 30-х годов. М. Слепнев, Ф. Фарих, С. Леваневский, В. Задков, А. Грацианский бывали здесь в те времена, когда их американские коллеги Б. Эйелсон, Г. Уилкинс, Д. Маттерн прокладывали над Аляской и Чукоткой первые полярные маршруты. Контакты эти, связанные с драматическими событиями в Чукотском море, начались ещё до того, как США офи-циально признали СССР. А в 1942-45 годах Фербэнкс стал местом дислокации советского авиаполка и военной миссии: отсюда начинался "воздушный мост" между США и СССР, по которому шли поставки американских самолетов для Красной Армии. Истребители "Аэрокобра", бомбардировщики В-25 и А-10, транспортные С-47 - почти 8 тысяч машин ушло с Аляски на фронт с того октябрьского дня 42-го года, когда первая эскадрилья под командованием подполковника Павла Недосекина вылетела из Фербэнкса на чукотский аэродром Уэлькаль. А весной 48-го бомбардировочная и истребительная авиагруппы полковника Недосекина и его непосредственного командира по перегоночной трассе генерала А. Мельникова готовились к возможным воздушным боям с недавними коллегами...
    Основные базы экспедиции размещались в районе пос. Тикси – о. Котельный (Новосибирские о-ва) и пос. Мыс Шмидта – о. Врангеля, куда в конце марта было доставлено все необходимое. Отсюда личный состав, снаряжение, горючее двумя меридиональными маршрутами в направлении полюса доставлялись на три промежуточные ледовые базы, а затем через аэродромы “подскока” в намеченные планом “научные точки”. Руководил экспедицией зам. начальника Главсевморпути генерал-майор авиации А.Кузнецов. В его штаб вошли опытнейшие полярные лётчики И.Черевичный, М.Водопьянов, И.Мазурук (бывший командир перегоночной авиадивизии), штурманы В.Аккуратов, А.Штепенко, командир дивизии полковник Н.Серебряков (авиагруппа ВВС). 
          
          ПЛОХАЯ  ХОРОШАЯ  ЛЬДИНА   
   Первая ледовая база (в 500-х км севернее о. Котельный) развернута 9 апреля, 16 апреля - база №3 на меридиане о. Врангеля. Стартовав с нее, самолеты И.И. Черевичного, И.С. Котова и В.И. Масленникова 23 апреля были над полюсом. Под крыльями машин - огромное пространство всторошенного льда, сеть трещин, - следы недавних подвижек и сжатий. Круг за кругом делают самолёты в поисках места, пригодного для посадки. Проходит полчаса... час... Флагманский борт Черевичного несколько раз пролетает над узкой полосой серого молодого льда и, наконец, заходит на посадку. Два экипажа с тревогой наблюдают за ним с воздуха. Касание... пробежка... самолет остановился, не выключая моторов... рулит в сторону, освобождая полосу для других машин. Второй раз в истории международных “гонок к полюсу” советские самолёты опускаются на макушку планеты. Научный отряд М. Острекина приступает к работе. Словно предвидя драматические события, которые вскоре развернутся на этом “пятачке”, начальник экспедиции Кузнецов оставляет на льдине минимальный состав полюсной группы, и машина Черевичного сразу же возвращается на базу №3. А на следующий день на полюсе начинается подвижка льда, разводья отрезают оставшиеся самолеты от взлетной полосы. В тридцатиградусный мороз пилоты прогревают моторы, чтобы перерулить подальше от опасной зоны. Но стронуть машины с места не удаётся - примерзли лыжи! Чтобы сдернуть и развернуть самолеты на ледяном пятачке, приходится тросом зачалить Ли-2 за киль и всем лагерем впрячься в постромки. Сжатие продолжается - вал торошения взламывает взлётное поле и идет на лагерь, прямо под самолетами лопается  пятиметровый паковый лед...
    - Почти сутки гоняли машины по льду, уходя от трещин, - вспоминает Владимир Васильевич Мальков, полярный летчик с 1935 г. (самая ёмкая справка из его биографии: 25 тысяч часов налета - он пробыл в воздухе больше трех лет!) - Закончили научные дела, расчистили новую полосу, - чуть больше 300 метров выкроили. Чтобы максимально облегчить машины, пришлось оставить на льду часть  оборудования, бочки с горючим и даже большую ценность по тем временам - баллоны со сжиженным газом, а бензина взять всего на час полета - лишь бы перескочить на прочную льдину в 150 км от полюса, где капитан Л.В. Шульженко на своем Си-47 уже ждал нас с горючим для дозаправки. Идем на взлёт... чуть лыжами по торосам не чиркнули. Смотрю вниз - а экипаж Масленникова грузит что-то обратно в самолет!...
    Таких посадок с лыжными и колесными шасси на ледовые аэродромы за месяц полетов набралось 120. И ни одной аварии, - хотя обычный полетный вес “грузовика” - 20 тонн, а экипаж В. Задкова не раз сажал на лед 36-тонный колёсный (!) Пе-8.
    - Труднее других, наверно, приходилось военным летчикам, - вспоминает Виктор Михайлович Перов, заслуженный полярный летчик, налетавший в Арктике и Антарктике 17000 часов. - Во-первых, не было опыта посадок на лёд, да еще на колёсных шасси. Во-вторых, надо было обкатать новые машины. Что такое минус 40? Мотор не запустить, отказывает гидропривод, смазка густеет, бензин - и тот от спички не загорается! Помню, с “Коброй” у нас бывало и смех, и грех. Добротная машина, а гидравлика замерзала, на земле передним колесом не порулишь, и вот пять-шесть человек повисали у неё на хвосте, задирали нос и таким манером заруливали её на стоянку... Здесь, слава Богу, обошлось без  происшествий, три Ла-11 дошли до полюса: майор Скорняков, капитаны Попов и Боровков. А вёл их на полюс Ту-6, - командир Алпатов, штурман Шевченко...
         
         ОТКРЫТИЕ  ХРЕБТА  и  ЗАКРЫТИЕ  ПОЛЮСА   
   Основной зоной работы экспедиции был восточный сектор Арктики - наименее изученный район ”полюса относительной недоступности”, где можно было ждать серьёзных научных результатов. Так, например, ледовая разведка (общая протяжённость маршрута - 60 000 км) показала, что в центральной части полярного бассейна предполагавшегося мощного “пакового блина” нет: многолетние паковые льды чередуются там с зонами годовалого и зимнего молодого льда. Ожидания оправдались: 27 апреля 1948 г. было сделано географическое открытие (может, самое весомое в ХХ веке со времени открытия Б.А. Вилькицким Северной Земли) - при измерении глубины в точке №7 (86° с.ш., 154° в.д.) вместо ожидаемых 4 - 5 тысяч под лёд с лебедки ушло всего 1290 метров троса. Тем самым было опровергнуто прежнее представление о рельефе дна Ледовитого океана как глубоководной чаше, более-менее равномерно понижающейся к полюсу. Вплоть до 1941 г. единственным промером глубины в этом районе оставалось измерение Г. Уилкинса и Б. Эйелсона, проведенное во время вынужденной посадки на лёд в марте 1927 г. - 5440 м в точке 78° с.ш., 175° з.д. Экспедиция Я.С. Либина - И.И. Черевичного (апрель 1941 г.) сделала три промера в радиусе 250-300 км от “точки Уилкинса” и получила иные результаты: 2427, 1856 и 3368 метров. Такой разброс глубин свидетельствовал о сложности рельефа дна океана. Теперь, спустя семь лет, был открыт мощный подводный хребет (получивший потом имя Ломоносова), разделяющий ложе океана на две глубоководные  котловины, - возможно, тот самый гипотетический “доисторический мост” между Евразией и Америкой, о существовании которого тогда шла дискуссия. Профессор Я.Я. Гаккель, участник экспедиции, мог принимать поздравления: предсказанная им Арктида легла на географическую карту... Теперь эта - когда-то грифованная - информация вошла в школьные учебники, - так же, как сведения о “сплюснутости” земного шара у полюсов, о тёплых водах Атлантики в глубинах Ледовитого океана.
   А вот другая гипотеза оказалась орешком покрепче. Имевшиеся тогда данные о вариациях геомагнитного поля в Арктике как будто свидетельствовали о некой его симметрии, т.е. о наличии в Северном полушарии второго магнитного полюса где-то на меридиане 180; и широте 86;. Этот полюс был даже обозначен на некоторых картах предвоенного времени. Измерения, проведенные теперь вблизи этой точки, действительно выявили серьезную аномалию, однако она все же “не тянула” на звание полюса. Окончательно второй магнитный полюс будет “закрыт” в 1950 г., когда в точке №36 начнёт работу первая наша послевоенная станция - “Восточная дрейфующая”. Годы спустя её, сняв режим секретности, подобно другим стали именовать СП-2. Молодому врачу Виталию Воловичу не без труда удалось тогда попасть в число зимовщиков – он мужественно принял на себя обязанности… повара. Годом раньше он в паре с Андреем Медведевым впервые в мире достиг Северного полюса самым оригинальным способом - на парашюте.
   - Сейчас прыжок на полюс - нечто вроде шоу, - Виталий Георгиевич показывает фотографии турне 2001 г., - парашют-тандем, плати и прыгай грузопассажиром за спиной у профессионала. Это значит, все мы прыгали не зря: в 46-м Паша Буренин - на лёд у островов Бунге, чтобы прооперировать одного из полярников, в 50-м на полюс - десантники из Тульской дивизии ВДВ. Тогда для нас полюс не был главным делом. Представьте: два десятка самолетов летают, садятся черт знает на что, 250 человек небольшими группами в сотнях километров друг от друга месяц работают во льдах на “точках”, - что случись, как оказать помощь? А масштабы работ в Арктике тогда росли год от года!...
   
    Один из первых Героев Союза полярный лётчик Николай Каманин, спасавший челюскинцев из ледового лагеря, стал командиром отряда космонавтов, В.М. Перов не раз летал с С.П. Королевым на борту, врач В.Г. Волович готовил Гагарина и Титова к полетам и встречал их на земле, на космос работал академик О.Г. Газенко - младший научный сотрудник в экспедиции 1948 года... Странным, но, наверное, закономерным образом полярная авиация оказалась связанной с космонавтикой...
     Впрочем, это уже другая история.



Опубликовано в виде тезисов доклада на VII Международном Конгрессе по исто-рии океанографии (Калининград, 2003 г.)
Журнальный вариант статьи: федеральная газета «Полярный круг», август 2004 г.
Полный текст: «Первые высокоширотные воздушные экспедиции «Север», Сб. «Архив наследия», М., 2010,  «Полярный альманах» №2, М., Paulsen, 2014.


Рецензии
Чумаченко Геннадий Семёнович – после окончания Таганрогского радиотехнического института работал инженером НИИ связи, потом внештатным корреспондентом Ростовской студии кинохроники. Закончил ВГИК - Государственный институт кинематографии, работал режиссёром и сценаристом в документальном и научно-популярном кино на киностудиях Министерства обороны, Центральном телевидении, на телеканалах ОРТ и РТР. Автор многочисленных фильмов, очерков и репортажей о тружениках Заполярья, Земли Франца-Иосифа и Чукотки. К 50-летию Новоземельского полигона создал замечательный,душевный фильм о людях, ковавших ядерный щит России. Автор фильмов о первопроходцах Ямала, создатель целого цикла передач о перегоночной трассе АлСиб.
В качестве научного сотрудника и автора-оператора Геннадий Семёнович Чумаченко сам участвовал в нескольких морских экспедициях в Центральную Арктику и ледокольных проводках на трассе Севморпути...
Ни денег, ни славы не требовал. Зачастую вопреки всему, спешил сохранить на пленке, потом на электронных носителях наше время. Противоречивое. Героическое. Разное.
Геннадий Семёнович также автор ряда публикаций по истории освоения Арктики. Действительный член Русского географического общества, Комитета московских драматургов. Руководитель киностудии «Наследие».

Жанна Лабутина   03.10.2019 03:35     Заявить о нарушении