Гостиницы - вокзалы - поезда
Он туда и пойдет, но пока это самостоятельный материал.
Вокзалы
Все мои передвижения-перемещения по стране происходили, в основном, через столицу. И мои коллеги из Минхимпрома в ответную благодарность, а я не жался, водил их регулярно на обед в пельменную недалече в переулке, да и спиртик привозил с завода, подсказали мне, как надо решать вопросы с ж.д. билетами.
В те времена существовал огромный пласт брони на поезда всех направлений из Москвы. Так было принято в советские времена.
На всякий случай. А вдруг какое-либо столичное министерство или ведомство надумает отправить в командировку своего представителя. А потому в автоматической системе наличия билетов всегда был их достаточный запас.
Основная их масса сбрасывалась в систему общей продажи ровно через шесть часов до фактического отправления этого поезда. Немного брони оставляли до рубежа в 2 часа и уж совсем мало за час до отправления поезда. Но те были только в вагоны люкс.
К примеру, если какой-то поезд из Москвы отправлялся в девятнадцать. Надо было к 15-ти, а это минус шесть часов, прибыть на Комсомольскую площадь. Там находилось здание центральных касс. Это между Ленинградским и Ярославским вокзалами. Надо подняться в почти пустые залы третьего или четвертого этажей.
Подгадать надо так, что бы сразу после 15-ти подойти к кассирше помоложе. Обязательно мило улыбнуться и попросить у девушки билетик с 6-ти часовой брони на поезд такой-то. Она понимающе улыбалась в ответ и отлавливала в электронной системе продаж нужный тебе квиток.
Именно так я не один раз уезжал с семьей из Москвы даже в летнюю отпускную пору, при полном отсутствие билетов в кассах задолго до дня отправления нужного нам поезда.
Кстати, совсем недавно я приобретал предварительно билеты на поезд из Москвы. И спросил, уже пожилую, кассиршу про ту легендарную 6-ти часовую бронь. Так она сказала, что ее давно уже нет. Все распределяется по частным фирмам - посредникам, где и реализуется, но уже с определенными наценками. А вот 2-х часовая бронь еще осталась. И она, если бывает невостребованная , сбрасывается в общую продажу через несколько минут по истечении этого срока.
Так, что можно при случае и рискнуть.
Поезда
А в поездах частенько случались всякие курьезы. Больше всего в те удивительные времена конца 80-х начала 90-х. Почему-то особенно бывало это при отправлении поездов из Москвы.
Нередко случалось так, что наша работа в министерстве заканчивалась перед самым отходом поезда на Чебоксары. Времени в обрез! Только бы добраться до Казанского вокзала.
Добрались. Днем не пообедали – не успели. На вокзале на передвижных лотках завернутый в пленку кусок хлеба с пластушиной вареной колбасы или ветчины из почти сплошного куска сала. Помню стоимость набора – рупь пятьдесят. Другого ни – че – го! А пиво! Это уже из области фантастики. И не забывайте времена-то горбачевские безалкогольные.
Вся наша надежда на станцию Вековка. Это уже во Владимирской области, где первая остановка от Москвы. Там на перроне многолюдное торжище. И стеклянные изделия из Гусь-Хрустального, и чучела птиц–зверушек всяких, и домашняя картошечка отварная с огурчиками-помидорчиками, курочка жареная, рыбка вяленая. Ну и, конечно, водочку с пивком носят коробейники-сумочники вдоль вагонов.
Но только все это вожделенное великолепие случится через пять часов!
А у нас до отхода поезда еще минут 15-20. Сидим в купе вдвоем с напарником. И прикидываем – сжевать на сухую наши бутики с салом или дождаться чая.
Стук в дверь. Паренек заглядывает. В пиджачке. Свитерочек легонький под ним. Значит из нашего вагона. Разделся уже – на дворе то ноябрь.
- Ребята! Вы до отправления никуда не пойдете?
- А чего тебе?
- Да я за водочкой быстренько слетаю. Магазинишко тут слева в Рязанском проезде. В соседнем купе сумочка моя зеленая на полу стоит. Дверь открыта. Присмотрите, пока я туда-сюда. Успею! Не в первый раз!
Мы переглянулись.
- А может, и нам возьмешь?
- Чего не взять-то. Давайте деньги.
Мы и дали. Добровольно. По пятерочке на пару бутылок. Убежал паренек, а я встал в коридоре перед приоткрытой дверью соседнего купе, где стояла та зеленая дорожная сумка. Присматриваю за ней и предвкушаю...
А тут проводница объявила - провожающие на-выход! В это купе вошла галдящая и поддатая компания, что курили на перроне.
Тронулся поезд, а паренька-то того и нет! Через несколько минут заглядываю к соседям и спрашиваю про хозяина зеленой сумки.
- Ну, я хозяин. А чего надо-то?
Все стало предельно ясно. И сколько же тот паренек набрал пятерок по нашему поезду? Наверное, и не только по нашему!
Теперь ждать пять часов. До Вековки!
Бывали случаи и поинтереснее. Однажды четверо наших заводчан из проектно-конструкторского отдела, неискушенных в командировочных перемещениях, возвращались из Москвы. Загрузились в купе, четверо и все свои. Вечер и за окном темно. В купе неяркий стояночный свет. Развесили по крючкам верхнюю одежду и натягивают спортивные штаны и футболки.
Стук в дверь. Проводник в железнодорожной фуражке и форменной рубашке с погончиками с большой папкой - лопатником под мышкой.
- Билетики готовим.
- Ты чего, отец! Куда торопишься? Не тронулись же еще.
- А потом некогда будет. Постели, чай, туда-сюда…
Билеты собрал, в лопатник по кармашкам рассовал, за постели по рублю взял, заказы на чай получил.
Тронулся поезд. Включился яркий свет. Стук в дверь. Зашла проводница. Приветливо поздоровалась. Села на полку, разложила на коленях лопатник – Билетики пожалуйста,
- Какие билетики? Мы же только сдали!
- Кому сдали?
- Да, вашему же! Мужик в фуражке приходил!
- Нет у нас в бригаде никаких мужиков!
Немая сцена из известного классического произведения!
И, как результат, долгие разборки и объяснительные с обманутых пассажиров бригадиру поезда с привлечением свидетелей.
А случилось вот что: В те времена билеты продавались без паспортов и фамилия пассажира на них не указывалась. А если билет сдается в кассу до отправления поезда, с него удерживалась, конечно, хорошая пеня, но сумма на руки выдавалась вполне достаточная.
Вот и работали на московских вокзалах по отходящим поездам бригады «левых» проводников. Проникали в вагон до отправления. Сбрасывали плащ или куртку напарнику, фуражку на голову и вперед. Собирали билеты и быстренько несли их в кассы возврата. Конечно, в сговоре со своими вокзально-кассовыми «коллегами».
Им этих, в сущности, малых денег на приварок вполне хватало. Такое было время!
И, конечно, запомнились особые приметы железнодорожных станций страны.
Про торжище в Вековке я уже упоминал. У меня до сих пор дома оттуда высокие вазы из цветного стекла.
В Красноуфимске на платформе в 80-е продажа огромного количества облепихового масла.
В Сызрани невероятные предложения самой разнообразной рыбки.
В Инзе ульяновской области и Кузнецке пензенской невероятно - вкуснящщие (!) соленые рыжики в стеклянных банках и сушеные белые.
В Муроме и Навашино ароматная лесная земляника, а в Арзамасе местное пиво.
А на Урале по ветке с севера на Свердловск - свои примочки. К пассажирским поездам в Серове почти всегда подцепляли один-два вагонзака. Они шли с самого севера Урала. В них туда сначала этапировали заключенных в Ивдельскую колонию.
А на обратном пути из небольших городков таких как Новая Ляля, Верхотурье, Кушва и других подбирали в эти вагоны местных осужденных. Отправляли их в колонии в другие регионы.
Подкатывает потихоньку состав к станции, а перед платформой у насыпи милицейский УАЗик- буханка. На земле – руки за голову - сидят двое-трое. Охрана рядом. А недалече плотная группа родственников.
Прицепленный вагонзак тормозит точно у этой группы. Плач родни. Проводы. Погрузка.
И в тех же поездах случались у меня необычные встречи с выдающимися людьми.
Как-то в Пензе расположился я в купе фирменного поезда на Москву. Мой сосед пожилой интеллигент. Назвался – Сергей Николаевич. А на перроне какое-то шумное мероприятие. Провожают явно иностранцев. По виду арабы. Какие-то с ними веселые дамочки и оператор с видеокамерой.
Сергей Николаевич мне пояснил, что это иранцы. Приезжали в Пензу для осмотра завода по производству пенициллина. Хотят закупать для себя эту старую, но надежную технологию. Он был с ними здесь в качестве консультанта.
Перед самым отправлением поезда к вагону подошли два очень рослых и объемных батюшки. С ухоженными черными бородами, в очень опрятных и красивых рясах. На головах высокие митрополичьи шапочки. Провожали их молодые люди в монашеских одеяниях с вещевыми кофрами.
Тронулись. Познакомились с соседом поближе. Обменялись визитками – Сергей Николаевич Навашин. Профессор. Член-корреспондент Российской академии наук. Поужинали здесь же вагонными наборами.
- А вы, молодой человек, по пути из Москвы в Чебоксары проезжаете станцию Навашино?
- Да. Это сразу за Муромом, на другой стороне Оки.
- Именно так. В этом месте в 19 веке находился штаб строительства дороги на Казань, где главным начальником строительства был мой дед – Сергей Николаевич Навашин. В честь его до сих пор имеет такое название город и станция.
А рано поутру я проснулся. Вышел в туалет и покурить в тамбур. Проходя мимо купе иранцев увидел их на входе в пижамах, а в руках одного – мне показалось, большие наручные часы.
Возвращаюсь через несколько минут, а в проходе головой к тамбуру на коленях - головы в пол с оттопыренными задницами пристроились те двое иранцев. Понятно! Это обязательный утренний намаз в сторону восхода солнца. И в руках у них тогда я видел компас. По нему они определяли направление.
Остановился за стеклянной дверью в тамбурочке – терпеливо жду. Мешать нельзя!
И, вдруг, чуть далее откатывается дверь и из купе выплывает батюшка. В подряснике и кальсонах. Зевает, двигается вперед и замечает вдруг под ногами молящихся иноверцев. Реакция мгновенная – крестит многократно пространство перед собой и быстро задним ходом утекает в свое купе.
Позднее рассказал об этом эпизоде Сергею Николаевичу. Очень спокойная реакция:
- Ну, это понятно. Встретились две противоположные конфессии.
И моя последняя супер поездка.
В 2002 году Минсельхоз организовал большое совещание в Пензенской области. Кроме прочих были приглашены представители фирм-производителей средств защиты растений. В основном, иностранных с которых Минсельхоз и кормился.
В числе особо уважаемых был и я. К фирменному поезду Москва – Пенза были прицеплены два вагона – люкс. В купе на двоих были сервирован ужин с коньяком, водкой и джином. Конечно, все приглашенные знали кому куда и билетов на посадке в Москве никто не спрашивал. Только ФИО и проводник со списком провожал тебя куда надо.
Совсем уж рано – часов в семь утра, с хорошего похмела причалили мы к станции Белинский. Это за сто с небольшим км перед Пензой.
Погрузили нас в автобусы и привезли в большое фойе городского дома культуры. Вместе с элитой и пассажирами других вагонов нас набралось под сотню душ.
В том же фойе были накрыты столы для завтрака на всю компанию. Причем, желающим поправить здоровье, в спиртном отказа не было.
На небольшом возвышении стоял концертный рояль, и какая-то внешне благородных кровей дама, играла в это раннее утро что-то легкое, но не агрессивное. А вот на лице своем она не сочла нужным стереть полнейшее презрение к зажравшейся и похмельной столичной публике.
Потом состоялось большое совещание с показушными поездками по токам, фермам и мех отрядам, а так же посещение местного завода сельхозтехники. Далее обильный обед. Переезд на автобусах в Пензу в подготовленные номера в гостинице. Короткий отдых и вечером посадка в поезд Пенза – Москва.
Гостиницы
А вот тут мне однажды очень помог войти в систему гостиниц Москвы мой двоюродный братик Серега. Он работал в отделе капитального строительства института скорой помощи им. Склифософского. Того самого легендарного Склифа.
Они занимались строительством и обслуживанием в Москве подстанций «Скорой помощи».
Прибывших к ним в отдел командировочных они селили по заявкам Склифа. На официальном бланке больницы делался запрос в Управление высотных домов и гостиниц города Москвы.
Там излагалась просьба поселить прибывших к ним оттуда-то, имярек таких-то, на срок такой-то. Подпись – главврач Шматов.
Запас бланков у Сереги был, печатная машинка тоже, а подпись главврача он изображать наловчился. Круглой печати не требовалось. Девчонки в диспетчерской Управления к Склифу и докторам относились с почтением. Меня уже узнавали и даже предлагали гостиницы на выбор.
Кстати, это Управление тогда находилось у метро Смоленская на Композиторской улице недалеко от того большого глобуса на Новом Арбате.
И вот так я однажды попал в гостиницу «Украина», что и сейчас находится в высотном здании в самом начале Кутузовского проспекта.
В те времена контингент постояльцев там был очень солидным. И иностранцев было предостаточно.
В холлах на этажах были многочисленные буфеты со всякими вкусностями и многочисленные лотки с сувенирами и мелким дефицитом типа косметики.
А потому после выселения оттуда я не стал сдавть пропуск в отель и еще долго в других командировках пользовался им.
Очень удобно было перед уездом домой пройтись по буфетам и магазинчикам на этажах. Этого дефицита в Москве в свободной продаже было тогда не найти, а я вот все это привозил домой на радость жене и дочкам.
Конечно, на работе рассказывал коллегам о своих гостиничных удачах. И однажды мой друг из другого отдела попросил у меня тот пропуск. Очень ему захотелось пройтись по буфетам и магазинчикам элитной гостиницы.
Пропуск – ярко желтый плотный кусок картона с силуэтом гостиницы «Украина». Его на вахте не рассматривали очень уж внимательно и даже в руки не брали. Главное – выглядеть солидно и держаться уверенно. Кивали разрешающе – проходите! Понадеялся мой товарищ на это, ну и попал в историю!
Перед гостиницей всегда паслись «ночные бабочки». А как же без них? Охрана, понятно, их отслеживала и внутрь не пропускала. Но постояльцы из числа иностранцев нашли выход. Они брали у соседей и коллег пропуска в гостиницу. Выходили. Договаривались с приглянувшейся дамой, давали ей пропуск товарища и заводили в здание.
Но администрация отеля раскусила этот фокус и выпустила новые пропуска другого цвета – ярко красного. Но только для мужчин. А для женщин остались прежние – ярко желтые.
Так вот дружок Леня с моим желтым пропуском и влетел в лапы к охране. Еле отбоярился он от отправки в отделение милиции. Приехал домой и долго отплевывался рассказывая про свои московские приключения.
Но часто бывали ситуации, когда сегодня приехал, а завтра уезжать. И некогда рассусоливать с заявками – надо просто переночевать.
Днем в министерстве выяснял, кто из коллег, даже из других городов, где живет. А вечером по расположенным в самых глухих углах магазинчикам затаривался водочкой. В те горбачевские запреты они были в пределах недосягаемости приезжих масс.
Недалеко от минхимпрома на улице Мархлевского (сегодня Милютинский проезд). В Большом Козловском – это за южным вестибюлем Лермонтовской (Красные ворота). И, конечно, на Трубной.
Берешь литр Московской – в одни руки больше не давали и едешь, к примеру, в гостиницу Свиблово.
- Привет, ребята! Как живете?
- Да, вот уже неделю с ромом Негро мучаемся. Самогон натуральный. А другого здесь нет.
- А как насчет Московской?
- Заходи! Гость ты наш дорогой!
Все! Ночлег обеспечен.
А гостиницы в Российских городах тоже были каждая со своей изюминкой.
В Оренбурге и Барнауле телефон начинал трезвонить при входе в номер и звенел потом беспрерывно. Это предложение для тех, кто хочет отдохнуть с девушкой.
В Краснодаре тебя при поселении дамочка настырно сопровождала в лифте, а потом попросту нагло врывалась за тобой в номер. Приходилось попросту ее выпихивать за дверь. Это Краснодарский Интурист.
В Нижнем(тогда еще Горький) была своя фишка.
Там в гостинице Ока, что у ледового дворца на проспекте Гагарина было такое. Получаешь ключи от номера у дежурной на этаже и она спрашивает: - Вам лентяйку или швабру?
-????
- А лентяйкой не вставая можно каналы в телевизоре переключать. Ну, а швабра встанет с постели и сама Вам все переключит!!!
А вот в Омске, Томске и Новосибирске этот контингент и близко к постояльцам не подпускали.
Но особенно запомнился отель в Риге, в старом городе с одноименным названием. Всего лишь 96 год, но это уже была настоящая Европа с магнитными карточками вместо ключей. Невероятно благожелательный персонал, а в подвале ночной клуб для постояльцев.
Девчонки в белых пелеринках фиолетовых в специальной подсветке.
Кстати, джин с тоником в бокалах в этом свете смотрелся как натуральный соляр.
Вот так мы работали и перемещались по стране.
ПРОДОЛЖЕНИЕ;http://proza.ru/2015/07/24/1022
Свидетельство о публикации №216010702207
Татьяна Подплутова 2 14.05.2020 13:05 Заявить о нарушении
Помните у Олега Куваева в Территории (Не фильм. Книга) - Мне нужен час для ознакомления с вопросом. Еще час для оценки ситуации. И далее я готов для положительного решения любого вопроса. А у меня в сборнике Записки снабженца посмотрите, если найдете время: И у меня был БАМ. Там всего две части. Но вот было именно так. И чего уж тут!
Владимир Островитянин 14.05.2020 13:21 Заявить о нарушении