Перечитывая заповеди Господни, 2008 г. Вступление

Пьеса в стихах, в десяти картинах, с прологом и эпилогом

*    *    *
Вступление

 Уже не раз в своем творчестве мне приходилось обращаться к истокам духовной жизни, что послужило основанием для написания многих произведений. В данном случае предлагаю пьесу в стихах – десять историй из современной жизни, отображающих состояние нашего общества и существование человека в нем. Герой каждой из историй попадает в определенную ситуацию, выйти из которой он не в силах сам, без обращения к Богу. Совокупный вид ценностей, пропагандируемых в наши дни, подвергается принципиальному пересмотру. Взаимосвязь предлагаемых историй-примеров с Библейскими заповедями  актуальна  в первую очередь потому, что теперь пороки чаще всего не прикрываются ложными добродетелями, а открыто возносятся на пьедестал, утверждаются как норма и призывают ко всяческому подражанию заданному тону. Несмотря на внутренний протест большинства людей, пытающихся поодиночке сопротивляться духовному кризису, положение дел в обществе  в целом остается тем же самым. Однако, то, что безнравственно, никогда и ни при каких обстоятельствах не сделается нравственным! В данном случае мне интересен развернутый подход к теме, далеко не новой, а старой настолько, насколько стар наш привычный мир…

Пьеса в стихах – оригинальная форма, выбранная для передачи моего замысла.

Пьеса содержит полный свод комментариев относительно действующих лиц, сценографии и костюмов,  представляющий исчерпывающий материал для  масштабной театральной постановки.

ДЕЙСТВУЮЩИЕ ЛИЦА

Автор – безупречный персонаж
Рассказчик – ведущий спектакля
Собеседник – участник и комментатор событий
Герой – каждый раз новое лицо: не всегда называет свое имя
Маски – заинтересованные помощники рассказчика
Хор – друзья рассказчика, не скрывающие свое мнение
Солист – певец, имеющий голос просветленного Героя, почти его двойник
Женщина – независимая участница спектакля
Голос за сценой – мудрец, проповедник
Чтецы – исполнители стихотворений
Божественные существа, Ангелы
Второстепенные лица (миманс), балет


КОСТЮМЫ  И АТРИБУТЫ

Костюмы основных персонажей – в соответствии с социальными классами и эпохой, представляемыми в действиях. Автор – взыскательный просветитель того времени, когда происходит постановка; выглядит строго. Рассказчик и собеседник – современники Героя. Герой – каждый раз новый, характерный представитель своего класса. Маски – фигуры с налетом античности; в некоторых сценах держат в руках маски различного значения и меняют их в зависимости от происходящего; иногда подпевают хору. Хор  располагается на заднем плане на специальных станках. Он с места  либо комментирует происходящее, либо создает  тихую звуковую палитру для сольных номеров. Хор – многочислен, несет двойную нагрузку: хор земной и хор небесный. Второстепенные лица, балет – разнообразны и ненавязчивы, группируются вокруг происходящего в данный момент.


СЦЕНОГРАФИЯ

Две огромные скрижали с Заповедями присутствуют во всех десяти картинах на заднем плане сцены, участвуют в спектакле. Свет, музыка, костюмы, оформление – в зависимости от происходящего подчеркивают важность, внушаемую скрижалями. Остальные декорации – меняющийся план. Подмостки могут быть многоярусными, сцена – трансформер, что укрупнит задачу постановки. Эпизодически можно дать намеком некоторые картины из Ветхого или Нового Завета.


МУЗЫКА

Музыкальное сопровождение выстраивается таким образом, чтобы зрителю была понятна расстановка акцентов: что есть добро, а что зло. Музыка существенно увеличивает время спектакля. Музыки должно быть много.


ТРЕБОВАНИЯ К ПОСТАНОВКЕ

Постановка может состоять из отдельных представлений, идущих несколько дней подряд; представление может объединять в себе по три-четыре истории. В содержании каждой картины есть высшая точка развития сюжета – это необходимо подчеркнуть.

Все режиссерско-технические приемы и новшества уместны при почтительном (благоговейном) отношении к содержанию Заповедей и к имени Бога; эти средства не должны «душить» сценарий, навязывать себя, вносить дискомфорт в заложенную концепцию действа.

Ангелы и Божественные существа появляются из темноты, словно опускаясь сверху – так же незаметно и растворяются; их «воздушная независимость» – обязательна. В конце каждой картины – общая сцена, финал: народ раскаивается вместе с Героем.

В финале, перед каждой Песнью, на сцене все преображается красотой. Персонажи обращаются к скрижалям. Скрижали венчает радуга. Музыка прекрасна.


ВРЕМЯ И МЕСТО ПРОИСХОДЯЩЕГО

Начало 21 века; вполне цивилизованное государство (Россия).


СОДЕРЖАНИЕ

Пролог

Картина 1. Заповедь первая.
История 1. В кромешной тьме

Картина 2. Заповедь вторая.
История 2. Золотая пыль

Картина 3. Заповедь третья.
История 3. Амбиции чемпиона

Картина 4. Заповедь четвертая.
История 4. Мой заветный дом, мой ковчег родной

Картина 5. Заповедь пятая.
История 5. Я вернулся домой

Картина 6. Заповедь шестая.
История 6. Правда войны

Картина 7. Заповедь седьмая.
История 7. Любовь была?

Картина 8. Заповедь восьмая.
История 8. В чужой кормушке

Картина 9. Заповедь девятая.
История 9. Правда – служанка, а ложь – госпожа

Картина 10. Заповедь десятая.
История 10. Театр – любой ценой

Эпилог

*    *    *

ПРОЛОГ

Занавес опущен, автор выходит на самый край сцены, на середину, как можно ближе к зрителям. Через некоторое время занавес поднимается и открывает за собой сцену. Вначале освещение – полусвет.

АВТОР:

Законы человеческого общества, как доисторического, так и современного, лишь в незначительной части совпадают с Высшими законами справедливости и добра, заложенными в основу жизни мыслящих и духовных  существ. Долгие тысячи лет живут люди на Земле, и с каждым веком отчетливее проявляется одержимость прогрессом как инструментом для извлечения новых способов потребления всяческих благ – совершенствуется все, кроме человеческих отношений. Действительно, в образе жизни последующих поколений все более преобладают материальные расчеты, ведущие к нравственному и  физическому крушению мира. Люди всякий раз оставляют своим детям и внукам нашу планету в гораздо более худшем виде, чем приняли ее от своих отцов и дедов. В настоящее время человечество переживает очередной духовный кризис, что, с одной стороны, выливается в массовые трагедии, с другой – побуждает обращаться к бесценному источнику нравственности, которым является Библия. Те десять основополагающих заповедей (руководящих предписаний или запретов), которые приведены в Синайском законодательстве Ветхого Завета (автор оборачивается и указывает на них), в течение веков служили и служат правилами жизни для миллионов христиан. Как бы ни «переворачивался мир» и наше представление о нем, правила-заповеди остаются теми же и точно ориентируют, что нужно делать и чего избегать во имя любви к близким и родным, для сохранения жизни на Земле и умножения добрых дел. Это особенно важно сегодня, когда большинству из нас полагаться на собственную совесть уже не приходится...

Автор уходит. Звучит тихая музыка, располагающая к откровениям.               

ГОЛОС ЗА СЦЕНОЙ:

"Оправдания Господня права, веселящая сердце, заповедь Господня светла, просвещающая очи ".
                Псалтирь пророка Давида, псалом 18:9

Ветхозаветный период поражает обилием мыслей и дел «во зло на всякое время»: и нарушались достойные законы, и восставал народ на народ, и царство на царство; и были войны, землетрясения, извержения, бури, резкий холод и обильный жар, глады, моры, эпидемии, обмеления, наводнения, засухи, пожары... Вся древнейшая и древняя история пропитана горем и болью, кровью и слезами несчастных, вопиющих: «Спаси и помилуй!» Кто же спасет и помилует?

*   *    *
На третий месяц после Исхода из Египта
Господь привел израильский народ в пустыню,
Где с вершины горы Синай дал пророку Своему Моисею
Каменные скрижали. На них были написаны
Десять Заповедей, которые запрещали человеку
Делать то, что греховно, внушали любовь к Богу
И любовь к ближнему.  Тем самым указано:
Кто принял Господа, Тот обязан жить
В соответствии с Заповедями  во имя спасения души своей,
То есть возлюбить Господа всем сердцем и душою,
А своего ближнего возлюбить, как самого себя:
Любовь к самому себе и держится на исполнении
Своих обязанностей по отношению к Богу и ближним.
…Казалось бы, все хорошо и правильно, тем не менее
Так ли живут люди? Придерживаются ли Заповедей?
Увы… Именно поэтому на Земле продолжаются
Беззакония, войны, преступления,
А по пятам следуют катастрофы, болезни, несчастья…

     Музыка почти умолкла. Выходит рассказчик и три чтеца. Хор со свечами в руках. Свечи не горят.

РАССКАЗЧИК:

       “В начале было Слово, и Слово было у Бога, и Слово было Бог... В Нем была жизнь, и  жизнь была свет человеков. И свет во тьме светит, и тьма не объяла его ”.
                Библия. Новый Завет. Евангелие от Иоанна, гл. 1:1, 4–5

      Освещение становится все ярче, слова на скрижалях выделяются все четче.

ПЕРВЫЙ ЧТЕЦ:

Сначала – слово, после – остальное,
А после, после… Кто же в толк возьмет:
Фундамент станет крепкою стеною,
Когда заложен с честью и хвалою
Святым началам, с верою большою,
Когда он связан силою земною
С небесным духом, с горней вышиною.
Вот так. И ни за что –  наоборот!

Скрижали светятся изнутри. Световые эффекты и музыка.

ХОР:

Сначала – слово, музыка – потом.
Фундамент прочен, будет прочным дом.
Кто в нем живет? Кто будет жить когда-то?
Кто уважает Слово в доме том?

Кто скажет нам теперь слова другие,
Достойные подняться в вышину?
Где стихотворцы, кто они такие?
Где музыка, валторны золотые,
Где музыканты, кто они такие?
Где лица, дорогие и родные?
Мы оглянулись – все вокруг чужие!

Чужая музыка, чужое слово…
Нам не хватает общества родного!

Музыка стихает, становится почти темно.

ВТОРОЙ ЧТЕЦ (из полутьмы):

(Его слова сопровождаются пантомимой – волнения на сцене.)

Какое дело до чужих
Чужим, по воле иль неволе
Мечтающим о лучшей доле
Лишь для себя ; не для других!

Кто мы друг другу? Для чего
Мы рождены в одно столетие
Или в одно десятилетие,
И что есть наше существо?

Какая связь, какой магнит
Нас развернет лицом друг к другу,
Не даст тому замкнуться кругу,
Где алчность веру победит,

Где каждый - гол и одинок,
И вместе - тоже одиночки,
Дошедшие до низшей точки,
Где эгоизм - и царь, и бог!?

Чужим чужие ни к чему.
А кто своим своими стали?
…Такие в грозный час едва ли
Помогут брату своему…

ХОР:

То ли жизни половина, то ли треть...
Как узнать, в какую щелку подсмотреть?
То ли беды, то ли радость бытия...
Да моя ль хоть половина? – не моя!
Ну а треть хотя б моя наверняка? –
Снова нет! – и лысый тролль – без парика!
Не хочу я узнавать ни у кого,
Сколько жить... Узнать бы только: для чего?

Волнения успокаиваются. Все замирает. Звучит тихая музыка.

ТРЕТИЙ ЧТЕЦ:

Зачем мы здесь? Что сделать мы должны
Для бытия и не для бытия?
Не отделяя от чужой вины
Свою вину ; вина всегда своя, ;

Я все же признаюсь, что не смогу
Усвоить сочетательный закон –
Не для отчетности, но свечку жгу,
Как мне и полагалось, с двух сторон.

Так что ж, для этого? Чтоб не коптить,
Не торговаться и не торговать,
А, не жалея, жаром окропить,
И получая, больше отдавать,
Чем получил? Для этого? ; О, да!
Для этого мы посланы сюда!

     Хор зажигает свечи, свет пламени набирает силу и сливается со светом Небес. Музыка: оркестр, пение.

ХОР:

Да, не жалея, жаром окропить,
И получая, больше отдавать,
Чем получил? Для этого? О, да!
Для этого мы посланы сюда!

 Занавес опускается.


Рецензии