Побег из Шоушенка, 1994 - драманализ фильма

Популярность этого фильма спустя 20 лет и вхождение его практически во все рейтинги в первых строчках, говорит о том, что зрители подсознательно чувствуют что-то важное в этом кино. И стоит разобраться с этим, вывести ощущения на уровень осознанности. Для этого сделаем его психологический анализ, или драманализ.

#### Постановка проблемы
Основными темами в этом фильме являются две. Первая тема обозначает суть наказания преступника и роль тюрьмы в этом наказании. К этому же вопросу относится и состояние системы наказания в современном мире. Другими словами, что происходит с человеком, который попал в машину правосудия, и что должно быть, чтобы человек менялся в лучшую сторону.

Вторая тема фильма связана с трансформацией души человека. Как меняется главный герой Энди за годы жизни своей в тюрьме Шоушенк? Что происходит с его душой? Каким приходит он в тюрьму и каким выходит из неё?

А итоговым вопросом вышеназванных двух будет вопрос о причинно-следственных связях событий жизни главного героя. Для чего он попал в тюрьму и почему смог, в конце концов, выйти на свободу? В чём глубинный смысл названия фильма? Что символизирует собой тюрьма и в чём смысл побега?



#### Что такое преступление?
Умный, талантливый, успешный в бизнесе герой. От природы ему даны блестящие математические способности, высокая энергетика, благополучная судьба. Он работает в финансовой сфере, до тонкостей разбирается в юридических вопросах финансов, налогов и т.п. Он легко может дать совет любому по снижению налогов, по возможностям получения кредитов. Увлекается геологией, альпинизмом. Человек явно неординарный. Есть жена. Пока нет детей. И вот в один прекрасный день этот человек из баловня судьбы превращается в уголовника, место которому до конца дней в тюрьме. Отнято всё: работа, семья, хорошая благополучная жизнь.

Начинается всё с того, что он не смог принять известия об измене жены. Измене и об её уходе к другому. Дикая ревность, невозможность справиться с эмоциями опускает Энди на дно бутылки. Приходит мысль об убийстве жены и её любовника. В последний момент он останавливает себя. Но кто-то исполняет его желание до конца. Чем нелепее, непонятнее ситуация, тем больше в ней Божественного, тем меньше воли человеческой. Энди обвиняют в преступлении, которое он не совершал. Не совершал ли? Когда надо считать, что преступление совершено? Юридические законы, которые принимаются людьми, говорят нам, что преступление совершено, если оно совершено физически. Если прямых улик нет, то достаточно косвенных, которые подтверждают причастность человека к преступлению. Это означает, что работают правила статистики из области следственной практики: такие-то и такие-то улики говорят обычно о том, что человек совершил убийство. Опять же, это законы больших чисел. И как позже выясняется, они могут быть неверны. Можно провести расследование, собрать массу улик, и засадить на всю жизнь невинного человека.

Но что такое вина? Кто сможет это определить?
По меркам цивилизованного общества, в целом, атеистического, виновность человека определяется исходя из фактов. Но Божественная логика отличается от человеческой. Мы оперируем на уровне тела и сознания человека. На основании правил морали, принятых в обществе. Но мораль не всегда соответствует нравственности. А именно нравственность защищает общество от нарушения того Закона, который дан Свыше и записан в священных писаниях. Последним источником информации за последние 2000 лет о том, каким должен быть человек, чтобы жить долго и счастливо самому и его роду, жить в гармонии с миром, вселенной, был Иисус Христос. Через него людям дана была информация о том, каким должен быть человек на уровне своей души. Не тела, не сознания, а именно души. Физическое совершенство, образование, материальное благополучие здесь не играет определяющую роль. Главным источником счастья человека является его душа. Если душа наполнена чувством любви к миру, если она живёт в гармонии со всей вселенной, то ей даётся многое: и материальное благополучие, и знания, и возможность заниматься любимым делом, иметь хорошую семью, делать карьеру и т.д. Но путь к такой жизни лежит только через изменение своей души, через настройку её на волну внутреннего диалога с Богом. В любой ситуации мы должны поступать по совести (т.е. по СОвместной с Богом ВЕСТИ). Мы внутренне делаем в трудной жизненной ситуации запрос к Богу, и он нам отвечает. И через интуицию приходит понимание, как действовать, чтобы наш поступок был нравственным, угодным Богу, благоприятным для нашей души.

Но человеку талантливому, успешному, которому всё достаётся легко, воля которого сильна и желания которого исполняются, в какой-то момент кажется, что всё зависит только от его способностей, воли, от его сознания. Это поощряет и общество, которое воспитывает людей с ущербным мировоззрением. Религия, по идее, должна объяснять, консультировать человека, направлять его на путь истинный. Но если даже ученики Христа не очень поняли то, что он говорил, то что говорить о современных проповедниках. За 2000 лет ошибки только накапливались. Церкви больше заботились укреплением своего могущества, влиянием на умы прихожан, упрочением своего положения в системе народ-власть. И конечно, больше работали на укрепление власти. А те, кто достигал более высокого положения в обществе, начинали верить, что именно наверху и обитают настоящие вершители судеб мира. И это был возврат к той модели, которая описана в Древнегреческой мифологии, где есть Олимп избранных небожителей, есть герои, и есть простой народ, который выступает в качестве подопытных кроликов и сам не в состоянии что-либо изменить в своей жизни. (Современная интерпретация мифов Древней Греции - сага о Гарри Поттере).

Но при такой иерархической модели жизни и мировоззрения растёт неимоверно убеждённость высших слоёв общества в своей непогрешимости и правоте. Идёт открытое противопоставление своей воли Божественной. Но это называется дьяволизмом. Дьяволом стал самый талантливый, самый блестящий ангел Бога (другое имя дьявола Люцифер - "сияющий"). Он противопоставил себя Богу. Он решил, что сам является истиной в последней инстанции. Но это не существо с рогами и копытами. В реальности дьявол не существует. Он внутри нас, внутри нашей души. Это болезнь души. И называется эта болезнь гордыней.

У каждого человека, помимо его телесной оболочки, есть некое представление о своей территории. У каждого оно своё, но эта территория выходит за пределы тела и физического существования. Это и мир души, и всё, что человек включает в понимание себя как личности, в понятие своего эго. Энди строит свою территорию. В неё он включает себя, свою семью, свою работу, свои желания, свою волю. Именно поэтому измена жены вызывает в нём такую дикую ревность. Посягнули на его территорию. Чем выше гордыня, тем яростнее будет человек защищать своё эго. Но любая мысль рано или поздно обретает материальное воплощение. Любое наше желание реализуется. Вопрос в том, как и с какими последствиями. Вселенная всегда защищается от неправильных импульсов души человека. Иначе бы мир рухнул от сильного желания одного человека с высокой энергетикой. Высокая энергетика, талант, гениальность - это прежде всего, масштаб способностей по преобразованию окружающего мира. Есть люди, желания которых исполняются очень быстро. Таких и называют везунчиками, баловнями судьбы и т.д. Но если желание нашего Я входит в противоречие с развитием вселенной, вселенная компенсирует этот мысленный посыл. Вы получили желаемое, но теперь будете расплачиваться за это своей болезнью или болезнями своих близких. Это ограничит ваши желания, заставит вас задуматься над содеянным. Но даже если не заставит, то подсознание запомнит это и сохранит навсегда в своих тайниках. Ведь наше подсознание не имеет ограничений и помнит всё, что с нами было по всем нашим жизням, помнит все события с момента сотворения мира. Это как выработка условного рефлекса у собак Павлова. Звонок - и слюна начинает течь, даже если еды не давали. Мы грешим, и каждый раз нам дают некое наказание, или, лучше сказать, акт воспитания. Тысячи и тысячи таких ситуаций рано или поздно формируют в нас реакцию стремления избежать проблемы. А затем, когда мы меняемся, у нас повышаются возможности, способности. И снова идут испытания, можем ли мы иметь те возможности, которые получили.

Энди получил большие возможности, но испытания изменой не прошёл. Его душа ещё слишком несовершенна. Он не готов к жертве. И расценивает ситуацию не как посланное Свыше испытание для своей души, а как обиду, пришедшую со стороны человека. Со стороны жены и её любовника. Значит, надо защищать то, что у него отнимают. И он мысленно готов убивать. Мысль материальна. Именно поэтому его желание убивать исполняется, но исполнителем является человек, который готов уже убивать физически. Правосудие работает не против Энди, а на него. Но ограничивая его свободу физическую, оно заставляет его душу меняться. Есть понятие человеческой справедливости, а есть Высшая Божественная справедливость, которая всегда связана с тем, что необходимо не нашему телу, не нашему сознанию, а именно душе нашей. Люди, которые посадили Энди за решётку, даже не отдавали себе отчёта в том, почему его сажали. Здесь надо понимать механизм нашего восприятия других людей. Ведь наше общение с человеком начинается задолго до того, как мы непосредственно встречаемся с ним. Взаимодействие начинается на уровне душ. Если внутри человек агрессивен, то, даже если он прекрасно освоил хорошие манеры, вежливое обхождение, люди всё равно будут недоброжелательны к нему, интуитивно будут чувствовать для себя угрозу. Прокурор, следователь, судья чувствуют опасность для общества человека, который готов мысленно убивать. И подгоняют факты под свои интуитивные ощущения. Можно сказать, что они всего лишь исполнители в руках Господа.

#### Тюрьма
Энди попадает в тюрьму, где ему предстоит провести всю его оставшуюся жизнь. Какое же будущее его ждёт?

Никто не заботится здесь о душе заключённого. Никто не стремится её лечить. Общество изолировало преступника, государство выделяет деньги на его содержание, чтобы он не умер с голода. А дальше вступают в действия свои внутренние правила игры. Это государство в государстве, со своими законами, правилами, нормами поведения.

Внутри система построена таким образом, чтобы человека унизить, опустить, чтобы даже человеком он себя перестал чувствовать. Энди попадает в Шоушенк, и тут же включается машина по перемалыванию. Нельзя даже опомниться, вздохнуть, как тебя заставляют двигаться сквозь строй улюлюкающих заключённых, поливают мощной струёй воды, обсыпают извёсткой так, что кожу начинает жечь. И бегом в голом виде снова мимо всех заключённых к своей камере. Тем самым, администрация тюрьмы подчёркивает: ты - никто, мы можем с тобой сделать всё, что угодно, даже убить. Твоей воли больше не существует. Слабый волей человек ломается. Из него сделают, в лучшем случае, раба. В худшем, его будут сексуально домогаться. Или он погибнет, если совсем не может себя защитить. Так происходит в первый же день с одним из новичков, которого охранник забивает до смерти. Тот, кто выживет, станет жить по уголовным законам, где главный закон - это закон джунглей. И поддерживает такой порядок вещей сам директор тюрьмы. Для него тюрьма - это его территория, его вотчина со всем, что здесь есть: надзиратели, заключённые. Он сам устанавливает порядки, сам решает, кто прав, кто виноват. И Библия для него - это высший закон. Но трактует он его сообразно со своим мировоззрением. И богом по этой трактовке является он сам. Задача директора тюрьмы - чтобы заключённый перестал даже мысленно думать, что у него есть какие-то права, какие-то желания, кроме самых примитивных. Это бесплатная бесправная рабочая сила для его корыстных устремлений, его амбиций. Результат такой жизни здесь заключённых в том, что они уже не могут жить на свободе. Им чужда та жизнь, те порядки, законы и правила, которые существуют на воле. На воле человек должен сам думать, сам отвечать за себя, за свои действия. Психологически ломать себя уже сложно. И спасением от свободы для тех, кто просидел в тюрьме всю свою молодость, становится только петля на шее.

#### Воспитание души
Первое, что Энди делает, это спасает своё Я, яростно защищает себя как личность, не даёт сломать свою волю. Полуживым выходя из драк с его врагами, он оказывается не побеждённым, потому что его противники не смогли сломать его дух. Он ставит на первое место свой дух, свою душу, а не своё тело. Те, кто защищают только свою шкуру, ломаются. Но это только первый шаг Энди, дающий ему право жить, оставаясь человеком. Второй его шаг - это оставить себе надежду на свободу, создать себе смысл существования здесь в тюрьме, найти общий язык с тюремщиками, не роняя при этом своего достоинства, заставить их считать себя полезным для администрации.

Но самое большое его достижение, что резко отличает этот фильм от среднестатистических голливудских картин, это то, что он свои силы, свою энергию тратит не на себя, не на своё благо, а на благо всех заключённых. Тем самым доказывая, что созидательная деятельность, творчество всегда оправдано, только если нацелено на благо общества. И удивительно то, что энергия его дел, его талант организатора, его душевная сила не просто создают какие-то материальные ценности: новую библиотеку, мастерские, но меняют мир вокруг него, атмосферу в тюрьме, меняют душевный мир заключённых. Они чувствуют свою общность, перестают вести себя как животные, у них просыпаются какие-то человеческие качества. Возможность читать, просвещаться, заниматься ремёслами пробуждает в них ощущение себя как личностей. И это, конечно, идёт вразрез с тем, что нужно директору тюрьмы. Он чувствует опасность. Хотя и не сразу.

Собственно, проблемы создаёт себе сам Энди. Когда он случайно узнаёт, что есть в одной из тюрем человек, который сам рассказывает, как убил его жену, он чувствует, что это реальная возможность выйти на свободу. Его эго, его инстинкт самосохранения перевешивает его способность мыслить здраво. Он уже видит себя освобождённым, реабилитированным. Но это искушение, испытание, которое ему послано судьбой для проверки на то, насколько он за годы своего заключения изменился душой. И видно, что он ещё не окреп душой настолько, чтобы не зависеть от своих инстинктов. Он хочет, чтобы директор помог ему. Но директор лишён каких-либо сантиментов и человеколюбия. Ему нужен только Энди для обстряпывания его личных дел. И он никогда не позволит ему манипулировать собой. Здесь только он, директор, имеет право решать, кого казнить, кого миловать. В жертву приносится тот, кто принёс радостную для Энди весть. Его убивают. А Энди на месяц попадает в карцер. Никто ещё не способен был просидеть так долго в карцере. Но Энди выдержал. Его дух силён. Но он ещё и потратил это время на переосмысление. Карцер только укрепил его веру в себя, избавил от остатков корысти. Он стал мудрее. И он, наконец-то, осознал, почему он в тюрьме. Его мировоззрение привело его на скамью подсудимых. И это осознание стало ключом к его спасению. И тот день, когда он совершил побег, который готовил 20 лет, стал по-настоящему, шоком для директора тюрьмы. Ведь он не только сбежал, спасая себя. Он уничтожил директора, которому просто пришлось застрелиться, чтобы не стать самому заключённым на всю оставшуюся жизнь.

И ещё один человек в этом фильме благодаря именно Энди смог выйти на свободу через 40 лет и не сгинуть, выдержать на свободе, не покончить с собой. Это герой Моргана Фримана Рэд, или Рыжий. Мы видим его каждые 10 лет стоящего перед комиссией по помилованию. 2 раза она отказывает ему в досрочном освобождении. И только в 3-й раз он получает свободу. А почему? Потому что Энди разбудил его душу. Сначала он просто выходил и говорил формальности: "Я исправился. Я не опасен для общества". И только в третий раз его слова зазвучали убедительно. Хотя он даже не просил о помиловании. Он просто искренне говорил, что в тюрьму сел один человек, а перед комиссией стоит совершенно другой человек. И ему всё равно, какой штамп комиссия поставит.

#### Выводы
Подведём итоги. Ничто не бывает в жизни случайным. Даже то, что с нашей точки зрения считается плохим, несправедливым, с Высшей будет иметь всегда смысл. Просто действует причинно-следственная связь: каждый получает ту меру испытаний, которая ведёт его к изменению его мировоззрения в сторону к гармонии со всей Вселенной. Попав в тюрьму, человек должен осознать, что его несвобода является следствием его слишком большой жажды до его личной свободы, граничащей с вседозволенностью. Человек, потакающий своим желаниям, неразборчивый в выборе средств достижения своих корыстных целей, обуреваемый гордыней рано или поздно идёт на преступление, сначала в мыслях, а потом и физически. Правовая и судебная система должна защитить общество от такого человека. И в этом отношении несправедливых приговоров не бывает. Всё, что с нами происходит, всегда справедливо и закономерно. С точки зрения Бога, с точки зрения законов Вселенной. Вопрос заключается в том, как общество может повлиять на изменение мировоззрения преступника, как изменить его душу. Потому что, если общество создаёт условия для появления людей с исковерканной душой, то такое общество тоже будет расплачиваться за это. Энди своим примером показал, что создание определённой атмосферы в тюрьме может лечить души преступников. Если бы вся тюремная система работала на это, то из гнезда взращивания рецидивистов, людей живущих только инстинктами, она превратилась бы в учреждение исправительное. Сейчас во многих странах система наказания преступников называется исправительной, или по-научному, пенитенциарной (что переводится как "раскаяние"). Но по сути своей, даже в советское время, она не лечила, а калечила людей. Побег из Шоушенка вторым своим смыслом затрагивает вопрос о том, каким образом человека, совершившего преступление, можно изменить настолько, чтобы он уже никогда не возвращался к тому мировоззрению, которое его толкнуло на преступление. Да, герой фильма изменился за 20 лет кардинально. Но это исключительный случай, и он скорее изменился вопреки тому, что тюрьма пыталась сделать из него безмозглое животное. Что-то было заложено в нём самом, что дало ему ключ к изменениям.

Христианство утверждает, что каждый человек может измениться, каждому дано право меняться. И даже самый отъявленный негодяй может покаяться и получить прощение. Покаяние - это не отбивание лбом ударов об пол в страстной молитве. Это внутреннее изменение. Значит, каждого преступника надо поставить в такие условия, чтобы он не смог жить старым своим мышлением, не мог поклоняться своим инстинктам. Современная же наука отказывает человеку в праве меняться. Считается, что то, что заложено от природы, и будет в дальнейшем определять жизнь человека. Но это плодит неравенство, кастовое общество и веру в фатализм, в неизбежность того, что предначертано человеку. Отсюда увлечение астрологией, оккультизмом в современном мире. Отсюда попытка оправдаться в собственном слабоволии, безответственности перед другими, перед обществом. Как в сказке Шварца "Обыкновенное чудо", король объяснял свои злодейства плохими генами.

Кто-то скажет, что я противоречу самому себе. С одной стороны, говорю, что герой фильма получает то, что заслужил, попадая в тюрьму. С другой, обвиняю современную западную систему наказания. Но здесь нет противоречий. Бог создал этот мир мудро. Если я внутри себя жаден, скуп, корыстен, то встречу на своём пути человека, который будет агрессивен по отношению ко мне. Например, ограбит меня. И это должно заставить меня стать щедрее, научиться терять, жертвовать. Но этот агрессивный человек, в свою очередь, несовершенен, потому что хочет только получать, потреблять, но не хочет отдавать. Он попадёт в тюрьму, и тюрьма ограничит его необузданные желания. Т.е., ущемит его инстинкты. Значит, встреча преступника и жертвы будет для обоих благом. Не даром ведь говорят, что жертва притягивает преступника. Тюрьма, которая калечит людей, как продукт общества и государства, ударит, прежде всего, по этому обществу и государству, по его безопасности и целостности. Потому что будет не лечить души заблудших, а плодить преступников, которые будут наносить удар по государству. Вспомните, как в 90-е годы уголовный мир вышел из тени и стал фактически управлять страной. И это почти уничтожило Россию.

И последнее про смысл названия фильма. "Побег из Шоушенка" - это не просто побег из тюрьмы. Любая микросистема внутри государства, общества - это модель этого общества. Тюрьма Шоушенк символизирует модель западного общества с его правилами, принципами, традициями, ритуалами. Это языческая модель, построенная по кастовому принципу. Здесь человек человеку волк, а права имеет тот, кто выше других поднялся. Это система современного фашизма. И смысл побега из тюрьмы героя в том, что он изменился настолько, что перерос рамки этой системы. Как и Алиса, находясь в Стране Чудес, переросла сказочное королевство.

Но изменившись сам, Энди изменил и саму систему. И хотя нам не показано, что в дальнейшем стало с тюрьмой Шоушенк, понятно, что прежней она уже не будет.

Тому, кто читает эти строки, я предлагаю пересмотреть этот фильм и попробовать примерить его к себе, к своей жизни. Сколько в каждом из нас ещё есть корысти, эгоизма, гордыни, сколько желания что-то получить, поменьше отдавая. Если фильм занимает первые строчки рейтингов, значит, он может стать пособием по изменению характера и мировоззрения многих людей. Но изменив себя, мы изменим и мир вокруг нас.


Рецензии