Шахматная Шкатулка. Шахматная История

Говоря о преподавании шахматной логоритмики в детском саду, мы должны иметь некоторое представление о шахматной истории, как специфической области знаний о мире шахматного искусства.
Когда-то давно Вильгельм Стейниц сказал о себе примерно так: «Я сам теперь – кусок шахматной истории, и извлечь меня оттуда никоим образом невозможно».
Что же именно он имел ввиду, говоря о «шахматной истории»?
Известно множество концепций истории в целом. Вот три наиболее распространенных:
История – цепь исторических личностей.
История – цепь исторических событий.
История – закономерно развёртывающийся процесс.
Не вдаваясь в критику или поиск иных представлений предлагаю рассматривать две наиболее близкие к указанным концепции:
Шахматная история – цепочка великих шахматистов
Шахматная история – цепочка великих шахматных событий
На мой взгляд Вильгельм Стейниц имел ввиду именно первую из этих двух.
Вторая концепция может быть развёрнута приблизительно в таком ключе:
7-12 век проникновение шахмат (шатранджа) в Европу с двух сторон – с арабами через Гибралтар и с монголо-татарами через Великий шелковый путь
16-ый век – появление современной формы шахмат и стремительное вытеснение шатранджа.
18-ый век кафе Режанс и перемещение центра развития шахмат в Париж и Лондон
19-ый век появление шахматных часов и первые серии матчей непризнанных лидеров шахматного мира
20-ый век становление системы регулярных матчей на первенство мира
21-ый век глобализация и компьютеризация шахмат
Разумеется это некая общая схема, но в наших целях её на уровне первичного знакомства достаточно.
Остаётся дать представление в рамках первой концепции:
До начала матчей на первенство мира:
Филидор
Стаунтон
Андерсен
Морфи
Чигорин
Чемпионы мира
Стейниц
Ласкер
Капабланка
Алёхин
Эйве
Ботвинник
Смыслов
Таль
Петросян
Спасский
Фишер
Карпов
Каспаров
Наиболее сильные конкуренты чемпионов мира
Нимцович
Рети
Боголюбов
Бронштейн
Керес
Ларсен
Корчной
Современная эпоха

При этом необходимо иметь ввиду, что малышам в детском саду обо всем этом мы практически ничего не рассказываем, хотя мне известны попытки украшать стены портретами чемпионов мира.
Но в дошкольном возрасте это мне представляется лишним по нескольким основаниям.
Во-первых это ещё «не тот возраст» и «не те мотивации»
Во-вторых действует правило: «на занятии не должно быть ничего лишнего»
В-третьих стены можно занять намного более эффективно и полезно для деток.


Рецензии